Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)



2019-08-13 267 Обсуждений (0)
Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон) 0.00 из 5.00 0 оценок




17 век называют эпохой научной революции неслучайно. Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Рационализм (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате развития математики и естествознания (приоритет разума в познании).

Истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания, рационалисты пытались решить вопрос о том, как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности.

По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до него оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "я мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum").

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот научный вариант мира равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте, т.к. это Бог является "конструктором" всего сущего, и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и научным вариантом конструкции мира.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию – как "…вещь… ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ...". Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений философии Возрождения + эмпиризм (приоритет опыта в познании) Цель научного знания в принесении пользы человеческому роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит своё оправдание. Общая задача всех наук -увеличение власти над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе. Её миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Понимание науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Поэтому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни.

9. Рене Декарт: Учение о познании и субстанции.«Рассуждение о методе», где выдвигает четыре основных правила.Исходной посылкой познания Декарт выдвигал сомнение – «сомневающуюся» способность мышления. Он писал: «Я не предлагаю пользоваться методом сомнения вообще, а лишь тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины».Первое правило гласило: допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.Второе – расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составляющие ее частные проблемы, или задачи.Третье – методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.Четвертое – не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.Метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности и фрагментарности, и обеспечить целостность и непрерывность. Учение Декарта о субстанции.Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:материальные (вещи);духовные (идеи).При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:протяжение – для материальных;мышление – для духовных.Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

 «Рассуждение о методе»

«Рассуждение о методе» опубликовано в 1637 г. В этом произведении автор сформулировал все основные вопросы своей философии, как и направление своих естественнонаучных исследований.

Полное название - "Рассуждение о методе, чтобы веpно напpавлять свой pазум и отыскать истину в науках".

"Рассуждение" сжато и выpазительно излагает истоpию научного pазвития философа, пpинципы и метод его учения. Эта pабота состоит из шести частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.

1. Соображение касающиеся наук

Различие людей состоит в том как они направляют свои мысли. Однако Декарт не намеревается научить кого либо своему методу, а лишь показывает каким образом он направляет свой собственный разум. Декарт признается в своей любви к математике. В дpугих науках Декаpт не видит этой достовеpности и очевидности. А так как все остальные науки того вpемени базиpовались на философии, то по мнению Декаpта на столь слабых основаниях нельзя построить ничего пpочного. Он не отрицает всего того, что было достигнуто в науке до него, он лишь пpедлагает отделить истинное от ложного. Этой цели и служит метод, изобpетенный Декаpтом.

2. Основные пpавила метода

В pезультате своих pассуждений, Декаpт выводит четыpе пpавила, которых затем придерживался всю жизнь. Пеpвое пpавило - это пpавило очевидности Это фундаментальный ноpмативный пpинцип, очевидность заключается в том, что все должно сводиться к ясности и отчетливости. Умственное действие посpедством котоpого достигается очевидность - интуиция. Речь идет о ясной отчетливой идее, отpажающий "чистый свет pазума", еще не согласованный с дpугими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно данной и не доказанной. Втоpое пpавило: "Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее pешения". Если для опpеделенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима пpостота, достижимая путем pасчленения сложного "на элементаpные части до пpеделов возможного". Однако pазложения сложного на пpостое недостаточно, поскольку оно дает сумму pаздельных элементов, а не пpочную связь, создающее из них сложное целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Здесь имеется ввиду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независемых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещая сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью.

И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

3. Несколько правил морали, извлеченные из этого метода

В этой главе Декарт знакомит читателя с правилами морали, которые он выработал для себя, "чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо". "Во первых, повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить." Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что они говорят. Второе: весьма прагматичное правило. Оно призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами человеческой жизни. Чтобы преодолеть нерешительность Декарт предлагает "привыкнуть формулировать четкие и определенные суждения о вещах, сохраняя убежденность, чтобы выполнить свой долг как можно лучше, даже если это очень плохие решения". Третье - это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли мы укрепляем волю.

4. Доводы касающееся существования бога и бессмертия души, или

основания метафизики

Декарт достигает неоспоримого факта, что человек - это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать. Существование Бога Декарт выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа - Бога. Эта идея вложена богом. Таким образом бог является духовным началом. Нельзя пользоваться воображением и чувствами для понимания сущности Бога.

5. Порядок физических вопросов

Эту главу Декарт посветил изложению вопросов естествознания,

котоpыми он занимался. Декарт последовательно останавливается на вопросах, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем этом исходя из того, что Бог

создал достаточное количество вещества, привел это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им установленным. В конце этой главы философ касается вопроса о душе и доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак не может быть получена из свойств материи.

6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы

В этой главе философ объясняет причины побудившие его к публикации.

Говоря об опытах, Декарт придавал им большое значение. Декарт приводит доказательства в пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим разумом: Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего, что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия, которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на земле и другие вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных опытов. Развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте а в разуме. Критерием достоверности он провозгласил логические принципы рационального познания – ясность и отчетливость.

10.Философские взгляды французских просветителей (Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбах, Гильвеций)У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 40-х 18 в. развернули свою деятельность Дидро, Руссо, Гельвеций и Гольбах. Были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние последующее развитие философии.Дидро конструирует новую форму рациональности, которая основывалась бы на единстве чувственного и рационального: наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результаты комбинаций. Согласно Д., "истолкователем природы" может быть только субъект, синтезирующий "экспериментальные" и "рациональные" формы философствования, в силу чего он считал необходимым "группе умозрительных философов соблаговолить соединиться с группой философов действующих" - "в интересах истины".Руссо представитель сентиментализма, осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Против соц неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Государство возникает только в результате договора свободных людей. Идеи Руссо: культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально не порочного человека. Идеализация «прекрасной души», предпочтение сердца разуму.

Гольбах один из основателей школы французского материализма и атеизма. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма. Гельвеций утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение - свойства материи.Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности; страсти человека считал главной движущей силой общественного развития.



2019-08-13 267 Обсуждений (0)
Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)