Аристотель: учение о бытии и познании (классификация наук)
Аристотель – систематизатор всех идей Древней Элллады. анализирует значимые идея и взгляды философов милецкой школы, логики элеатов, идеи Демокрита и Платона (своего учителя). С трудом, но отказался от идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). Система логики Аристотеля – силлогистика-остается главным средством научного доказательства. Существует 2 закона логики: закон исключенного третьего (существование тезиса и антитезиса одноваеменно невозможно) и закон противоречивости. Из двух знаний выводится третье новое на уровне умозаключений. Аристотель создает основание всей Европейской науки. Его сочинения – аналитики, собранные в органон. Задача науки – исследование реальности, многообразия мира. Науки делятся на теоретические (математика, метафизика и физика) и практические (физика, этика, политика). Теоетические науки существуют только ради себя, главная цель – знание. Практические науки существуют для реализации целей.Искусство отличается тем, что нацелено не только на познание, но и на созидание – познание нового. Педагогика тоже признается искусством (создание, воспитание человека).Если Платон разделял мир на чувственный (мир идей) и матариальный (мир вещей) и предлагал идею демиурга – творца мира и создателя идей, то Аристотель утверждает, что мир един, идеи и вещи не существуют сами по себе. Форма – соединение идеи и вещи – идеальное начало мира. Форма – это сущность вещи, ее идея.Учение о 4х первопричинах, приводящих к многообразию.
Учение о потенции (возможности) и акте (реальности): каждая вещь, прежде чем существовать в реальности, существует в потенции (мальчик – потенциальный юноша) Душа- форма для любого живого существа. Исходя из равенства людей по отношению к природе, существует 3 части души: растительная, чувственная и разумная. В каждом есть все три части, но только человеку присуща разумная часть. Человек – общественное животное, наделенное разумом. Материя (тело) - нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Человек - существо политическое (социальное), создал систему управления. Добродетели – благоразумие, великодушие, храбрость, щедрость. Главная добродетель – справедливость. 6.Теология и философия в Средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский)Средние века:- Апологетика 2-3 в.н.э.: отрицание философии. Период становления христианства истина не в форме рациональной системы, а в форме догмы. Истина не в философии, а в Боге. Верховный правитель, овеяннный религиозным почитанием, управляет с помощью милитаризованного, иерархического, исключительно сложного бюрократического аппарата: плановая экономика, государственные предприятия, кастовость; непомерные налоги, жестокое правосудие, тайная полиция (ведь жизнь протекает в постоянной угрозе заговоров). Вся жизнь св. Августина проходила на фоне этих событий, на собственном примере он учит нас искусству жить во времена катастроф. - Патристика 4-6 в.н.э. Августин довольно поздно обратился к христианству, но может считаться истинным отцом западного христианства. Августин искал разрешение проблемы сосуществования в мире добра и зла. Он знал уже, что дуалистический подход ведет к многобожию и к неприемлемым этическим выводам.Проблема человека - это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности. Искать Бога следует в душе.Но такое мышление, сосредоточенное на Боге, полностью устремленное к Богу, предполагает духовность, соответствующие мораль и образ жизни. Такое мышление есть Мудрость. Августиновская мудрость — это ум, ведущий к любви.Причиной всех бед этого мира служит великий грех. Августин углубляет проблему, выделяя три уровня зла:1) метафизико-онтологический, 2) моральный (это грех), 3) физический - болезни, страдания, душевные муки и смерть, имеет свой точный смысл: оно есть последствие первородного греха, т.е. зла морального.Большая заслуга Августина состоит в том, что он энергично указал западной теологии, склоняющейся к концепции оправдания делами, на паулинистскую весть об оправдании - христианство должно быть религией не дел и закона, а благодати. Схоластика 7-14 в.н.э. –преобладание рационалистических взглядов. Фома Аквинский (13 в) искал основания для своих концепций в трудах Аристотеля. Фома Аквинский не только обосновывает превосходство папской власти, но и делает это весьма изощренным образом, представив систему Аристотеля через призму христианской философии. У Аристотеля Фома Аквинский взял, прежде всего, учение об «активной форме», дающей жизнь «пассивной материи». Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога – чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Вследствие чего, на земле, духовный мир возглавляется папой как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.5 оснований веры в Бога:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (483)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |