Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменология и герменевтика (Э.Гуссерль, Г.адамер)



2019-08-13 644 Обсуждений (0)
Феноменология и герменевтика (Э.Гуссерль, Г.адамер) 0.00 из 5.00 0 оценок




Феноменология - одно из наиболее оригинальных и значительных направлений в философии ХХ века. Ее основоположником является Э.Гуссерль (1859 - 1936). Настаивая на безотносительном, абсолютном характере логических законов, философ подчеркивал, что истина принадлежит области смысла, идеального содержания познавательных актов, составляющих сознание. И, стало быть, она не зависит ни от физических, ни от психологических особенностей субъекта͵ ни от каких-либо других эмпирических факторов.

Исследование природы истинного знания заставило Гуссерля обратиться к изучению идеальных структур сознания, что в конечном счете означало построение феноменологии, которая есть наука, изучающая мир сознания, мир феноменов, данных сознанию в разного рода познавательных актах.

Сосредоточить свое внимание на феноменах сознания и проанализировать их позволяет феноменологическая редукция, которая включает в себя три этапа. Первый - психологическая редукция, осуществляя которую феноменолог исключает всякуюестественную, или наивную установку и тем самым весь объективный мир ʼʼзаключает в скобкиʼʼ. Остается только опыт (переживания) в своей интуитивной самоданности - ʼʼфеноменыʼʼ, которые уже суть не объекты, а смысловые единства. Далее следует эйдетическая редукция, которая посредством метода идеации (свободной вариации фантазии) дает возможность исследователю рассматривать эти феномены категориально, ᴛ.ᴇ. в качестве вариантов некой инвариантной ʼʼсущностиʼʼ. Теперь феноменолога в потоке восприятия интересуют неизменные структуры. Одним словом, в случае если психологическая редукция обнажает феномены актуального жизненного опыта͵ то эйдетическая редукция схватывает сущностные формы (эйдосы) последнего. И завершается феноменологический анализ трансцендентальной редукцией, которая приводит нас к трансцендентальному ʼʼЯʼʼ, выражающемуся в формуле ʼʼЯ есмьʼʼ и являющемуся чистой субъективностью, чистым ноэтическим актом (процессом мышления), творящим ноэмы (смыслы). Одним словом, трансцендентальная редукция отчищает сознание до области абсолютной, или трансцендентальной, субъективности (ʼʼизначального Яʼʼ), конституирующей мир.

Итак, креативная природа сознания сводится, по Гуссерлю, к непрерывному чередованию различного рода его синтетической деятельности, благодаря которой из потока переживаний конституируются определœенные смысловые единства, ᴛ.ᴇ. ноэмы. Тем самым феноменология утверждает творческие потенции сознания, его способность полностью обособляться от реального мира, возможность создавать новые смыслы, которые не имеют аналогов в действительности. Эта способность к конституированию смыслов является в то же время экзистенциальной основой свободы личности. По этой причине феноменологический метод дает возможность построения новой социологии, где центральным звеном является индивид, личность, а не безличные силы. Признавая, что феноменологическая редукция направлена не на выявление фактов, а на прояснение смыслов, Гуссерль создает модель сознания, ориентированного на культурные ценности. Все это способствовало тому, что феноменология оказала впоследствии серьезное влияние на ряд других учений и, в первую очередь, на экзистенциализм и герменевтику.

Происхождение термина ʼʼгерменевтикаʼʼ связывают обычно с именем Гермеса, который был посредником между богами Олимпа и людьми. В его обязанности входило доводить до сознания людей волю богов, истолковывая ее и переводя с языка небожителœей на естественный человеческий язык. По этой причине этимологически слово ʼʼгерменевтикаʼʼ означает истолкование, интерпретацию. Стало быть, под герменевтикой в широком смысле подразумевается искусство и теория истолкования текстов.

Большая заслуга в развитии герменевтической теории принадлежит немецкому романтику Ф.Шлейермахеру (1768 - 1834), впервые предпринявшему попытку превратить герменевтику из специальной дисциплины в универсальную методологию с претензией на решение философских задач. Основными принципами и методами герменевтического анализа он считал˸ 1) принцип диалогичности гуманитарного мышления, 2) принцип единства грамматической и психологической интерпретации, 3) принцип диалектического взаимодействия части и целого, 4) принцип зависимости понимания от знания внутренней и внешней жизни автора, 5) принцип сотворчества (конгениальности) автора и интерпретатора, 6) метод перевода бессознательного пласта жизни автора в план знания, 7) метод построения интерпретирующих гипотез, основывающийся на предварительном понимании.

В ХХ веке герменевтику развивали Х.Г.Гадамер (онтологическая герменевтика), П.Рикёр (гносœеологическая герменевтика), Э.Бетти (методологическая герменевтика) и др.
Размещено на реф.рф
Наибольший вклад в разработку философской герменевтики внес Х.Г.Гадамер(1900 - 2002). Вкратце ее суть он выразил в следующей формуле˸ истину не может познавать и сообщать кто-то один. По этой причине важен диалог, который невозможен безпонимания. Носителœем понимания является язык. При этом понимание возникает не сразу, ему предшествует ʼʼпредпониманиеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно исправлять, корректировать, но полностью освободиться от него нельзя. П.Рикёр (1913 - 2005) свою задачу видит в том, чтобы ʼʼпривить проблему герменевтики к феноменологическому методуʼʼ. Тем самым он надеется преодолеть крайности объективизма и субъективизма, натурализма и антропологизма, противоречия между которыми привели современную философию к глубокому кризису.



2019-08-13 644 Обсуждений (0)
Феноменология и герменевтика (Э.Гуссерль, Г.адамер) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменология и герменевтика (Э.Гуссерль, Г.адамер)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)