Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философская антропология (М.Шеллер, П.Геллен)



2019-08-13 487 Обсуждений (0)
Философская антропология (М.Шеллер, П.Геллен) 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным: он проходит через всю историю человечества. И сегодня, когда человек достаточно глубоко проник во многие тайны мироздания, истоки его собственного бытия продолжают оставаться загадкой.Проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д. Человеческая проблематика чрезвычайно многоаспектна. Это и проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, и проблема смысла его бытия, проблема отчуждения личности, а также ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности и т.д.

Философская антропология- раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А.Гелен.

«Философская антропология - это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М.Шелер).Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление, и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность- это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа.

А.Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе письма и др.) Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

 25.Постмодернизм (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида)Источниками постмодернистской философии являются: идеи Хайдеггера: вчувствование в бытие и философия как тайная рефлексия; установка на отказ от объективной истины (признание возможности совершенно разных моделей знаний); герменистическая концепция ( признание процесса познания как интерпретации объективной реальности).Постмодернизм не предлагает никакой новой искусственной структуры взамен старой, отработанной (в античности устойчивым внутренним ядром была мифология, в средние века – религия, в эпоху модерна – сначала философия, а потом наука, постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен). Происходит осознание человеком своей конструктивной роли в реальности. Основным познавательным методом является метод деконструкции (т.е. разбор текста по элементам, которые затем могут быть структурированы в любом порядке). В процессе деконструкции текст вступает в противоречие с самим собой, т.е. нельзя сделать общего вывода. Создается особый тип повествования – дискурсия. Сколько мнений, столько философий. Сколько философий, столько и дискурсий.Принципы нонселекции и нониерархии: терпимо относиться ко всем; не выбирать никого одного; не создавать иерархии. Т.е. не ставить педелы восприятия реальности. Появляется термин коцепт (способ конструирования идей в концепцию) и имманиция (предфилософское учение, базирующееся на интуиции). Появляется идея концептуального персонажа, который существует между планом и хаосом. Жак Деррида (р. 1930).Разработал концепцию деконструктивизма (беспрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога, обобщение смысла); гипотезу о существовании «архиписьма» (предшествует устной речи и мышлению и присутствует в них в скрытой форме, приравнивается к статусу бытия. Мишель ФукоКонцепция европейской науки и культуры, ядром которой является проблематика, «знания – языка», определяющая конкретные формы мышления, знания и наук данной эпохи.Постмодернизм определяет социальные настроения. Никакой истины, никаких единых ценностей. Все, что имеет место, имеет право на существование.

 



2019-08-13 487 Обсуждений (0)
Философская антропология (М.Шеллер, П.Геллен) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философская антропология (М.Шеллер, П.Геллен)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)