Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение жизнеподобия и условности



2019-08-13 826 Обсуждений (0)
Соотношение жизнеподобия и условности 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнеподобие и условность – это тенденции художественной образности. Жизнеподобие предполагает соблюдение физи­ческих, психологических, причинно-следственных и иных законо­мерностей. Например, жизнеподобны произведения Тургенева, Толстого. Фантастика же нарушает эти закономерности, изображает мир подчеркнуто условным.

На рубеже 19-20 столетий было очень напряженное противоборство между сторонниками условности и жизнеподобия. Так, для некоторых условность ассоциировалась лишь с ненужным пафосом и даже фальшью, для других жизнеподобие казалось чем-то рутинным и скучным. Сейчас же утвердился взгляд, согласно которому жизнеподобие и условность – это равноправные и плодотворно взаимодействующие тенденции художественной образности.

Художественная условность- это отличающийся от жизнеподобия образ. Элемент необычности. Принцип художественного изображения, базирующийся на сознательном, демонстративном отступлении от реальности. При этом восприятие условности может сильно разниться в разных эпохах (мифы). Наиболее наглядна условность в сказках, научной фантастике и т.п.

Фантастическая образность неоднородна: она может осуществляться в формах гиперболы, литоты («Дюймовочка» Андерсена), гротеска (нарочитая смесь фантастического с обыденным, например, сказки Салтыкова-Щедрина), алогизма («Нос» Гоголя). Границы между фантастикой и жизнеподобием достаточно подвижны как исторически, так и в пределах одного художественного целого. Однако в целом жизнеподобная и условно-фантастическая образность разграничиваются до­вольно четко и являются отличительными чертами стиля.

Условность довольно часто помогает раскрыть истинное сущность чего-либо в произведении, увидеть то, что не заметно с первого взгляда. Это некий способ обнаружения смысла.

Первичная условность– более правдоподобна, на ее отличии от жизнеподобия не делается большого акцента.

Вторичная условность– это явный вымысел, демонстративно акцентирующийся автором, чтобы придать обсуждаемой проблеме более острый/объемный характер.

 

Виды художественной условности.

 Художественная условность - один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения.

Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не даёт возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем,

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

(А. А. Ахматова, «Вечером»)

Такая художественная условность характерна для всех видов искусства; произведение не может быть создано без неё. В литературе особенность художественной условности зависит от литературного рода: внешняя выраженность действий в драме, описание чувств и переживаний в лирике, описание действия в эпосе.

Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Так, мемуары Г. В. Иванова «Петербургские зимы» вызвали много критических откликов самих героев; например, А. А. Ахматова возмущалась тем, что автор выдумал никогда не бывшие диалоги между ней и Н. С. Гумилёвым. Но Г. В. Иванов хотел не просто воспроизвести реальные события, а воссоздать их в художественной реальности, создать образ Ахматовой, образ Гумилёва. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в её острых противоречиях и особенностях.

Вторичная художественная условность характерна не для всех произведений. Она предполагает сознательное нарушение правдоподобия: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалёва в «Носе» Н. В. Гоголя, градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вторичная художественная условность создаётся гиперболы (невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю в финальной сцене «Ревизора» Н. В. Гоголя, обращение к проницательному читателю в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий) в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, в рассказе Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок», нарушение причинно-следственных связей в рассказах Д. И. Хармса, пьесах Э. Ионеско. Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.



2019-08-13 826 Обсуждений (0)
Соотношение жизнеподобия и условности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение жизнеподобия и условности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)