Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие культурной традиции.



2019-08-13 1592 Обсуждений (0)
Понятие культурной традиции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Культурные традиции – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Любая культура (культура страны, мышления, научная культура) не возникает на «пустом месте». Она обязательно учитывает прошлый культурный опыт. Это проявляется в том, что на каждом новом этапе культурного процесса (с определенной трансформацией) сохраняются и используются результаты предшествующей материальной деятельности (техника, производственные технологии, здания, производственные навыки и умения), духовного производства (язык, научные, философские, религиозные идеи, произведения искусства, историческая память, политическая и правовая культура, нормы поведения, обычаи, обряды, уклад жизни).

Отличием культурной традиции от культуры как таковой является то, что культура - это специфический способ человеческой жизнедеятельности, тогда как культурная традиция - всего лишь один из механизмов культуры, при помощи которой осуществляется эта жизнедеятельность.

42. Массовая литература, высокая литература, беллетристика как составные части литературного процесса эпохи.

Массовая литература – это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения.

Впервые это явление появилось в конце XIX века в Америке. Здесь на газетных страницах появились так называемые комиксы. Они представляли собой серию рисунков, последовательно раскрывающих какой-либо юмористический сюжет и снабженных самыми краткими подписями. Комиксы никаких целей, кроме развлечения, не преследовали и рассчитаны были на детей либо на малограмотных. Затем из газет комиксы переместились на страницы книжек, а их первоначальная юмористическая направленность сменилась эксплуатацией исторических, детективных и мистических сюжетов.

Высокая литература. Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика — та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

В словосочетание художественная (или литературная) классика содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи.

В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой – Пушкин).

Беллетристика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе.

В настоящее время слово «беллетристика» часто упоминается в новом значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе».

В узком смысле, беллетристика — это лёгкое чтиво, наиболее присущее таким жанрам, как дамский роман, детектив, приключение, мистика. То есть, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. В основном, беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения. Очень редко — проецируют свой собственный взгляд в это пространство.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.

Литература и СМИ.

Литературоцентризм — характерное явление русской культуры, имеющее тысячелетнюю историю, которая делится на четыре периода.

1. Древнерусский культ книги (XI — XVII вв.), выросший из почитания священных книг и обожествления письменного слова. Если, вслед за В.И. Далем, считать интеллигенцией "разумную, образованную умственно развитую часть жителей", то древнерусских книжников следует назвать первым поколением русских интеллигентов, а книжность — колыбелью и обителью русской интеллигенции.

2. Книга — апофеоз разума и просвещения (XVIII — первая половина XIX в). Начинает постепенно складываться книжный рынок: в начале царствования Петра I издавались 12 книг в год, в конце царствования Екатерины II — 360 книг; Петр I положил начало газетному делу, Екатерина II — журналистике. Золотой век дворянской культуры, время существования изысканной, духовно и экономически независимой "республики высшего света" (В.А. Жуковский) дал прекрасные образцы изящной словесности, русской истории и филологии.

3. Становление и расцвет книжного социального института (вторая половина XIX — начало XX в.) Пережив николаевский "цензурный террор" (1848 — 1855), обретя общественное признание и индустриальную полиграфическую базу, русская словесность начала стремительно развиваться качественно и количественно. Общеизвестна роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в становлении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, мифологизации русской этико-политической интеллигенции, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. В это время складывается характерная для критического реализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства.

Книжный социальный институт (КСИ) — это совокупность учреждений и профессиональных кадров, обеспечивающих удовлетворение коммуникационных потребностей общества в целом и отдельных его членов путем предоставления книжной продукции. В КСИ объединяются следующие социальные группы:
а) авторы — профессиональные литераторы, в том числе — журналисты, и непрофессиональные писатели, эпизодически выступающие на страницах изданий;
б) книгоиздатели, обеспечивающие редакционную подготовку и тиражирование произведений печати, включая редакции журналов, газет, сборников;
в) книготорговцы, стимулирующие и удовлетворяющие по возможности платежеспособный спрос публики;
г) библиотекари и библиографы, обеспечивающие регистрацию, хранение, общественное использование литературы.

Это группы практиков книжного дела, деятельность которых определяется количественными показателями КСИ. Издательская динамика XIX в. свидетельствует о бурном росте значимости литературы в России. В дореволюционной России, помимо практического сектора КСИ, получил развитие научный сектор — литературоведение, филология, литературная критика. Стал формироваться сектор профессионального образования (библиотечные курсы, школа книгопродавческого дела, проекты специальных школ), появилась профессиональная периодика, профессиональные общественные организации; короче говоря, российский КСИ приобретал формы развитого и полноценного социального института. С точки зрения развития книжных коммуникаций начало XX в. по праву является золотым веком русской книжности, это вершина русского литературоцентризма.

4. Советский псевдолитературоцентризм. Идеи коммунистического равенства, мировой революции, марксизм-ленинизм в целом — безусловно книжные идеи, но когда революционеры-книжники захватили власть, оказалось, что взрастивший их литературоцентризм вовсе не нужен. В духовной жизни был утвержден политикоцентризм, т.е. главенство принципа коммунистической партийности. В 1934 г. первый съезд Союза советских писателей провозгласил доктрину социалистического реализма, означавшую включение литературы в идеологический процесс по воспитанию человека коммунистической формации — хомо советикус. Вольнолюбивый литературоцентризм был преобразован в псевдолитературоцентризм; некоторые писатели были репрессированы, а услужливые осыпаны материальными и моральными благами.

В отличие от литературоцентризма, книжный социальный институт, взращенный деятелями "серебряного века", был взят советской властью на вооружение и не только сохранен, но и увеличен до колоссальных размеров. В составе советского КСИ появился новый сектор — сектор управления, располагавший цензурой, идеологическими отделами, финансовыми и материально-техническими средствами, а также (немаловажно!) репрессивными санкциями. КСИ стал четко управляемой централизованной иерархической структурой, в которую легко вписывались Союз советских писателей, научные центры, высшие и средние специальные учебные заведения, добровольные общества любителей книги.

СССР был проистине сверхдержавой, а советский народ слыл самым читающим в мире. Эту его репутацию поддерживал постоянно растущий спрос, вызывающий книжный дефицит, неведомый в других странах. Скупались все виды литературы: справочная, научная, художественная, детская, даже общественно-политическая, включая классиков марксизма-ленинизма.

Советский псевдолитературоцентризм — это такой период в истории русской культуры, когда любовь и уважение к книге, жажда чтения и познания приобретали извращенные формы погони за дефицитной литературой. Ни о каком плюрализме мнений, свежести и смелости писательской мысли, свойственных подлинному литературоцентризму, не было и речи. Цензура и репрессивные органы были постоянно начеку.

Запрещенный и извращенный русский литературоцентризм возродился, вышел на общественную арену в незабвенную эпоху гласности и перестройки. Цензурные путы ослабели, железный занавес раздвинулся, и вот уже в 1988—1990 гг. миллионные тиражи журналов "Огонек" и "Новый мир", многомиллионные тиражи газет "Аргументы и факты" и "Московские новости" кажутся читателям недостаточными. Появляется "возвращенная литература", популярные публицисты не покладают своих красноречивых перьев, и происходит чудо: народ пробуждается! Литература стала тем рычагом, опираясь на который демократы-реформаторы смогли опрокинуть колосс КПСС и СССР. Можно сказать, что 1990 г. когда был принят закон "О средствах массовой информации", упразднивший цензуру, стал вехой, означающей конец псевдолитературоцентризма.

Стало быть, в наши дни пробудившийся в период гласности традиционный русский литературоцентризм не востребован массами образованной публики. Он выглядит неконкурентоспособным рядом с "безбумажной" коммуникацией: Интернет предлагает своим пользователям достаточно широкий выбор деловой, научной, технической и прочей нужной информации, а невзыскательному художественному вкусу вполне достаточно телесериалов и видеокассет. Очевидно, что наше время — переходный период от документальной "бумажной" коммуникации к электронной "безбумажной" коммуникации.

 

 



2019-08-13 1592 Обсуждений (0)
Понятие культурной традиции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие культурной традиции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)