Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романтизм как литературное направление. Основные принципы романтического искусства.



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Романтизм как литературное направление. Основные принципы романтического искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Романтизм приходит на смену Просвещению. Все развитие мирового искусства движется по определенной схеме (простая, много доказательств), и одно литературное направление, которое отличается склонностью к рационалистической картине мира, представлением о мире как о жесткой иерархии, всегда сменяется направлением, которое практически отрицает предыдущую концепцию. Вместо этого романтизм выносит на первый план синтез чувственности и абсолютную свободу творчества, не разумное, а стихийное, анархическое, свободное жанровое искусство.

Романтизм явился логической антитезой классицизму и просвещению. Идея иерархического строения мира (классицистическая вертикаль) сменяется представлением о том,что вертикали нет, а есть принцип аналогии – идея порядка меняется концепцией тождества. В романтизме утверждается, что все, что происходит в высших сферах, потусторонних, иррациональных мирах находит тесное воплощение в мире земном.

Бог                                                                                                         там вертикаль

Король (монарх)    классицистическая                                       романтизма ( нет

Вассал (сословия) вертикаль                                            иерархии, оба мира

Плебеи                                                                  здесь связаны)

Романтики очень большую роль отдавали мистическим теософским учениям 18го века + идея Месмера (о возможности постижения смерти с помощью гипноза – для постижения мира “ТАМ”). Классицисты утверждали – средство постижения истины – разум, а у романистов способ приближения – интуиция (художники, поэты).

Источники:

1) Теософские учения

2) Идеи немецкого идеализма (идеи Шеллинга – мировое тождество).

Помимо собственно философских идей имеет значение работа Гердера – “О поэтической индивидуальности нации” => “Идеи к философии истории человечества” (1784-1791г.)

3) Религиозные, оккультно-мистические учения

4) Литературная реакция - “явления предромантизма”

5) Своеобразное возрождение готики. Английский готческий роман – но его элементы и во французском романтизме, и в американском (По), и в русском, и в немецком (Гофман).

Проявлялось так:

- появляется большое число произвдений, доказывающик, что

· Мир не познаваем

· Мир – аболсютный хаос

· Идеи зла одерживают верх над идеями добра

· Человек – не идеален, синтез рационального и иррационального, в котором сильно подсознание, именно оно управляет человеческими поступками, он греховен – и этопроблема Бога, который сделал его таким

- предромантизм – антибожественный еретический романтизм, Бог не отрицается, но критикуется.

 

Романтизм. Теоретические вопросы.

Под словом «романтизм» подразумевается вымышленный или причудливый. Само понятие Р. идет от особого стиля произведения в котором преобладают экзотические сюжеты или элементы втор.условности (фантастика, гиперболизм, гротеск).

Вторичная условность пересоздаёт действительность.

Разделяют 2 понятия:

1. Романтизм как метод

2. Романтизм как направление

Романтизм как метод это принципы создания произведений, т.е. матрица, конструкция включающая философские идеи и элементы поэтики (форму) и они не ограничены во времени. Используя метод в любое время.

Период наивысшего расцвета это с конца 18 века до 30х (в Европе) и до сер 40х в США 19 века Вместе с тем в сер40х есть отголоски.

Для романтизма характерно:

1. Наличие романтического героя, который как правило отличается силой воли, гордыней, эгоцентризмом, индивид незаурядный, склонным к сумасшествию характером. Одиночество, ощущение своей избранности и отверженности, противопоставление себя людям и Богу.

a. Мужские образы – отпечаток демонизма (красота+зло)

b. Женские образы делятся на 2 группы:

i. Блондинки - практичная, приземленная, не менее красивая чем брюнетка, холодная англ. леди)

ii. Брюнетки - умна, мистична, понимает космос

2. Любовный треугольник

3. Романтический конфликт (бывают политический и любовный) Здесь превалирует философский, внутренний психологический конфликт. Он не разрешим. Компромисса нет. Философский конфликт – столкновение духа и материи

 

Психологический конфликт. Романтическое пространства и время построено по принципам антитезисного противопоставления разных миров (земного - и небесного +)

Нет линеарного времени. От земного рождения и посмертного существования. Нет конца – смерть не финал, а рубеж перехода. Цикличность , все повторяется.

4. Романтическая символика

Романтизм как метод, так и направление выработал определенную систему устойчивых, повторяющихся худ. Образов. К устойчивым образам относятся как символы, так и аллегории. Но романтизм предпочитает символы. Но есть и та часть значения которая интерпретируется индивидуальностью. Особенность символа, в том, что у автора есть комплекс настроений. Ощущений.

Структура символа:

 

Аллегория:

 

 

Аллегория может превратится в символ если утрачивает авторскую мысль.

Романтики использовали устойчивые символы (литературные штампы): море (бездна, бесконечное, всегда изменяющееся, так же символ рождения и смерти, мор вообще), корабль – церковь, ищущая свою обетованную землю. Сам корабль всегда практически становился символом христианской религии. Горы – неприступность, готический символ, белые горные вершины – символ чистоты, так же гордыня героя приводящая к одиночеству. Лес (бушующий – умиротворенный) единение с Богом. Много связанно с предметами искусства.

Очень часто романтики любили противопоставлять город (закрытый) и природные пространства.

Немецкие романтики – стекло. Преломляющие линзы – герой начинает видеть мир по-другому. Эти преломления ведут к трагедии. Действительность в искаженном мире.

Зеркала – всегда граница между мирами. У романтиков – трагический характер. У неоромантиков такого трагизма нет. У классических романтиков представляет собой законченную картину мира. Всегда есть автор, который стоит над своими персонажами и ведет своих героев, осуществляя функцию бога. И у читателя есть ощущение, что есть кто-то свыше.

У романтиков космос сменяется хаосом. Никто не знает как должно быть, поэтому у многих теория Бога подвергается сомнению.

Жанр – новелла - 1 или 2 события, классическая новела обладает необыкновенным финалом. Новелла – это момент из жизни. Помимо новеллы у романтиков еще жанры фрагмента. Чисто философско-лирическое произведение. Нет начала и конца, но охвачен такой момент, что больше ничего и не надо. Художник как посредник.

Говоря о жанровых предпочтениях можно сказать, ч то романтики использовали в своих произведениях элементы вторичной условности.

· Гиперболизация (преувеличение) 2 варианта: размеры тела и определенные качества.

· Литота (преуменьшение)

· Гротеск – соединение разнородных элементов в единое целое. Фантастический гротеск – это когда место не соответствует месту действия. Действие не соответствуем реакции на него. Если действие не соответствует атмосфере. А есть еще гротеск в структуре образов . Любое несоответствие костюма, сущности персонажа, его истинной сущности.

Помимо гиперболы и гротеска языковыми применениями можно считать – оксюморон (сочетание 2х частей текста противоположных), обыгрывание одного и того же слова, комические сравнения или комическое построение диалогов, ирония, как прием, строится на том что подразумевается одно, а утверждается другое.

В работах немецких литераторов и философов понятие гротеск возвращается. Гротеск – звериный стиль в искусстве, который выражает депрессивное отношение к жизни. Они часто использовали 2 понятия: гротеск и арабеск.

Романтическая ирония ключевой принцип немецких романтиков. Художник не должен увлекаться на столько, чтобы забыть, что он не совершенный посредник. Должно быть ироническое отстранение.

ПРОБЛЕММА цикла особенно актуальна для романтиков, в силу того что они могут создать художественный космос. То есть несколько новелл поместить в общую раму. Вместе с тем циклы считались законченными. Автор мог добавить еще произведения, позволял поставить особую психологическую проблему. Была общая рама и внутреннее содержание – очень популярны в немецкой литературе. Циклическая структура была очень интересна и тем, что эпическое повествование очень часто переплеталось с лирическим фрагментами. Именно в синтезе лирического и эпического начал удавалось показать не только сюжет, но и философские рассуждения. Лирические отступления являлись неотъемлемой частью у романтиков.

Существуют проблемы периодизации:

- 1795-1805. В этот период появляются Вакенродер «сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797), Колриджа и Вордсвода – лирические баллады (1798), Тик «странствия Ф. Штербалда» (1798). В этот период происходит становление патологических признаков становления романтизма.

- 1805 – 1815. В этот период огромную популярность завоевывает иенский романтизм и так называемая «озерная школа» в Англии. К ней относились Шлегель, Фихте, Новалис, Тик.

- 1815 ≈ 1830 поздний романтизм. Гофман, Гауф, Гюго, Дюма, Надье, Ирвинг, купер.

Первый период более философский и наиболее гармоничный. Положение художника совершенно особое. Он воспринимает свою избранность, как служение. Не возвышается над толпой, не противопоставляется Богу. Первый и второй отличаются мистицизмом. И наиболее – Германия. Английский романтизм испытывает интерес к мистике, но не так остро, как немцы. Одухотворение природы. Под влиянием Байрона, почти ушел из английского романтизма. Шелли М дала начало для философского фэнтази. Становление фильмов ужасов и псих. Триллеров. Французский романтизм занимает особое место. Силен историзм – много кризисов в стране. Неистовые романтики. Американцы формируют свою литературу только в 30-е – 40-е годы 19 века, долгое время первое место занимала журналистика.

Если в классицизме господствовал принцип иерархии, то в романтизме – принцип аналогии.

«То что движется в небесных сферах, должно владычествовать и в образах земли» (Тик)

 Для романистов важно понятие мировой души. Божественная энергия любого человека это аналогия того что в том мире. 

Романтизм воспринимается как символическое искусство.

Поздний романтизм (20-е) существенно отличается от раннего. Усиливается пессимизм, все чаще критикуется дуализм. Художники воспринимают себя как избранные не только перед человеком, но и Богом. «Мир несправедлив, не гармоничен». Усиливается греховный мотив. Человек слишком иррационален, природа сильнее чем разум. Именно в этот период появляется понятие «двоемирие». Мир и человек делятся на 2 составные части, где одна часть нравственных принципов, а другая проводник зла. Это появляется в пространственных оппозициях, в образах людей. Появляется механистическое начало. Появляются големы (заместитель человека) все подобия стремятся заменить оригинал и занять первичную позицию по отношению к живому человеку. Спасение в позднем романтизме – бегство, усиливается мотив дороги, мотив странствия, более идеального пространства, так же мотив безумия. Иногда «+» более гармоничный мир, а иногда «-» - пространство смерти. Смерть - очень сложно, не абсолютный конец, для многих смерть это освобождение. Конечное счастье обрести нельзя



2019-08-13 302 Обсуждений (0)
Романтизм как литературное направление. Основные принципы романтического искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романтизм как литературное направление. Основные принципы романтического искусства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)