Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Двоемирие в известных произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек». Своеобразие элементов вторичной условности.



2019-08-13 1598 Обсуждений (0)
Двоемирие в известных произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек». Своеобразие элементов вторичной условности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Двоемирие в сказках Гофмана.

Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии - это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами "музыкант", "артист", "художник" Гофман определяет не профессию, а романтическую личность, человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой - непременно мечтатель и фантазер, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила любви и созидающей фантазии помогает ему возвыситься над окружением, чуждым его духу.

 С таким героем мы встречаемся и в повести "Золотой горшок", которую автор назвал "сказкой из новых времен".

 Герой повести студент Ансельм - предмет всеобщих насмешек. Он раздражает обывателей, среди которых живет, своей способностью грезить наяву, неумением рассчитывать каждый шаг, легкостью, с какой он отдает последние гроши. Он живет как бы в двух мирах: во внутр.мире своих переживаний и в мире повседневной реальности. Конфликт мечты и реальности принимает гротескно-комический характер. Но автор любит своего героя именно за эту неприспособленность к жизни, за то, что он не в ладу с миром материальных ценностей.

 В произведении воплощается один из основных принципов романтизма- двоемирие. Два мира – реальный и нереальный(Атлантида), добро и зло и т д. Двоемирие реализуется в образах зеркала, которые в большом количестве встречаются в повести: гладкое металлическое зеркало старухи-гадалки, хрустальное зеркало из лучей света от перстня на руке архивариуса Линдгорста, волшебное зеркало Вероники, заколдовавшее Ансельма. Не случайно одно из злоключений Ансельма, нечаянно опрокинувшего корзину уличной торговки, и оказывается началом чудесных происшествий, в результате которых его ожидает необыкновенная судьба.

 Юноша вовсе не равнодушен к простым жизненным благам, однако по-настоящему он стремится только к миру чудес, и этот мир с готовностью открывает ему свои тайны В филистерской среде, где живут герои Гофмана, царствует расчет. Он накладывает отпечаток и на фантазию и на любовь - на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляли действительности.

 Гофман понимал, что эта действительность сильна, что идеал под ее воздействием постепенно блекнет и принимает ее окраску.

Вся повесть "Золотой горшок" словно пронизана мягким золотистым светом, смягчающим нелепые, непривлекательные фигуры обывателей. Действительность еще не вызывает у Гофмана горького чувства.

 Ведь подлинный "энтузиаст" Ансельм сумел устоять перед ее дешевыми приманками. Он сумел поверить в невероятное настолько, что оно стало для него реальностью, он преодолел притяжение унылой житейской прозы и вырвался из ее круга. "Ты доказал свою верность, будь свободен и счастлив", - говорит Гофман своему герою.

 Писатель уверен, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его. Эта мысль звучит во всех гофманских произведениях. Об этом написана и сказка "Щелкунчик и мышиный король", напечатанная в 1816 году.

 С радостью погружается писатель в чудесную страну детства - страну замысловатых игрушек, затейливых пряников и конфет, удивительных и увлекательных историй. В "Щелкунчике" много ярких красок и движения; тщательно, как на широком полотне, выписаны разнообразные изделия искусных немецких мастеров, куклы, одетые в костюмы разных народов. Рассказ автора как будто сопровождается музыкой, в нем, кажется, ощущается ритм танца.

 Спустя много лет, уже после смерти Гофмана, по мотивам "Щелкунчика" был создан балет, музыку к которому написал Петр Ильич Чайковский.

И скромный, уступчивый Ансельм и ласковая послушная Мари обнаруживают непоколебимое упорство, когда у них пытаются отнять мечту, посягают на идеал, который их манит. Потому они и добиваются осуществления своей мечты.

 

 Создавая сказочный мир, Гофман словно помещает человека в особую среду, в которой обнажаются в нем не только контрастные лики Добра и Зла, но едва уловимые переходы от одного к другому. И в сказке Гофман, с одной стороны, в масках и через маски Добра и Зла оживляет полярные начала в человеке, но с другой - развитие повествования снимает эту четко обозначенную в начале сказки поляризацию.

Самое важное в произведениях Гофмана – оппозиция конечного (бытовой мир) и бесконечного (мир художников, воображения), к которому относится и природный мир.

Основной конфликт – философско-психологический.

Понятия Бога не появляется, его нет как и дьявола. Гофман не воссоздает традиционную христианскую модель. Некая положительная фигура и отрицательная – архивариус Линдгорст и старая Лиза (ведьма).

Самая низшая позиция – столкновение людей, живущих в реальной жизни – Ансельм и Вероника. Ансельму помогают Линдгорст и его дочь, Веронике – Лиза.

Философские конфликты значимы, но появляется социальная сатира.

«Крошка Цахес» - и вошебный даритель, и волшебный предмет, главный герой – очень маленький человек, урод, социальный изгой. Иррациональное зло – завоевать мир, власть, через все принципы. И обретает возможность этого добиться с помощью волшебного гребня доброй феи. Люди видят в нем то лучшее, что хотели бы, и создают себе идола. Человек приобретает власть и удаляет всех, кто его к власти привел.

«Песочный человек».

Эта новелла также имеет черты литературной сказки, в большей степени отличается оригинальностью.

Главное действующее лицо – Натаниэль. Его подруга детства Клара.

Определенный треугольник – вокруг Натаниэля два женских образа. Клара – больше как друг, в ней духовная красота, очень преданно любит его, но она ему кажется в некот степени земной, слишком простой.

Что лучше – польза без красоты или красота без пользы?

Олимпия – типично гофмановский мотив куклы, а кукла – внешнее подобие живого, лишенное жизни. Любовь к кукле приводит к сумасшествию, самоубийству.

Двойничество – и Клара, и Олимпия – двойники Натаниэля. Клара – живое, светлое, Олимпия – темное, иррациональное начало, тяготение к абсолютному совершенству.

От Гофмана идет интерес к игрушкам – механическим ларчикам, поющим птичкам и т.п. С др стороны они приобретают зловещий оттенок, поэтому они всегда антитеза живым людям.

Стекляшечки – подзорные трубы, стекла очков, зеркала. Зеркала и все, что отражает – переход в иной мир, преломленная, искаженная реальность.

 



2019-08-13 1598 Обсуждений (0)
Двоемирие в известных произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек». Своеобразие элементов вторичной условности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Двоемирие в известных произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек». Своеобразие элементов вторичной условности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)