Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная, психологическая и философская проблематика романа В. Гюго «Отверженные».



2019-08-13 1086 Обсуждений (0)
Социальная, психологическая и философская проблематика романа В. Гюго «Отверженные». 0.00 из 5.00 0 оценок




1862 – "Отверженные"

Органично переплетаются истории и социальность, ставшая почти ключевой темой и зачатки анализа. Роман появл во время, кода уже реализм на спад, а Гюго в своей романтической манере. Его нельзя считать реалистич текстом.

Убирает столь яркие контрасты, гротеск в системе образов, но оставляет гиперболизацию, что придает определенную мелодраматичность.

Этот роман можно соотнести с Диккенсом. Тема нравственного совершенствования человека. Роль христианского вероучения.

2 сюж линии: Фантина, у кот есть дочь Козетта. После смерти Фантины воспитанием Козетты занимается Жан Вальжан – еще одна сюжетная линия.

Эковер, человек, не лишенный ума и сострадания, ищет Вальжана.

Мариус влюбляется в Козетту, чувство.

Козетта для Вальжана – ребенок, кот сложно отдать другому мужчине. Однако спасает Мариуса.

Козетта остается с Мариусом. Вальжан – один. "А зачем жизнь?"

«Отверженные»

«Misérables» — соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию 1830, Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».

Козетта. Иллюстрация Эмиля Баяра Показом этих трёх категорий определяется основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта.

Их страдания — результат бессердечного, немилосердного социального порядка; олицетворением последнего является полицейский Жавер, который губит Фантину и всю жизнь преследует Жана Вальжана.

Где выход, в чём разрешение поставленных проблем? Для Гюго — в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом. Роман «Отверженные», по характеристике самого Гюго, — «с начала до конца, в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гнили к жизни, от скотства к долгу. Точка отправления — материя, цель — душа. Вначале — гидра, в конце — ангел».

Раскрытию этого пути, утверждению этой идеи посвящён весь роман. Она раньше всего в судьбе Жана Вальжана: доведённый материей, социальным порядком, для которого «точка отправления — материя», до состояния «гидры», он становится «в конце ангелом». Великодушие и любовь епископа, который на зло ответил добром, возродили душу Жана Вальжана. Ангел в нём победил зверя. Осознав, что «цель — душа», Жан Вальжан одинаково служит этой цели и тогда, когда он становится мэром и фабрикантом, и тогда, когда опять превращается в преследуемого нарушителя закона.

Разрешение социальных проблем — в торжестве нравственных начал. Эта идея проникает и два следующих романа — «Труженики моря» и «Человек, который смеётся».

 

"Девяносто третий год"

 

Какова же природа революции. Столкновение якобинцев и англ мятежников, республиканцев и монархистов.

Очень жизнеподобный роман явл обобщением размышлений Гюго об истории Франции 18 века. Видит, что общество ничему не научилось.

А верны ли революционные идеи? Всякая революция декларирует истины, но цели им не соответствуют.

Мифология Христа – для построения республиканца образа Говена. Жертва Говена обобщается жертвой Христа, своей смертью искупающего вину за всех.

 

 

"Человек, который смеется"

 

Тема детства, слепой ребенок и физический урод. Их увечья – метафоры. Человек, кот смеется, в душе плачет.

Историзм, социальность, начало психологизма – принципы всего тв-ва Гюго. Принцип гиперболизации. Усиливает столкновение, усложняет конфликты.

Ни к реализму, ни к натурализму, ни к символизму Гюго вплотную не подошел, по чуть-чуть от всего.

Франц романтизм двуплановый. Жизнеподобное изобр жизни, история и психология. Аспект заимствования – и не критика, и не плохо…

Влияние англ готического романа.неистовый романтизм, литература тайн и ужасов. Очень мало повлияли немцы, но большинству – Гофман с "Эликсирами сатаны".

 

 

48.Датский романтизм и философическая литература Г". X . Андерсена. Жанры литературной сказки и романа в творчестве писателя. Особенности поэтики его произведений.

Скандинавия в 19 веке была не так развита, как Европа – только Дания и Швеция. Норвегия считалась беднейшей страной, пока там не открыли лес. Шведы не получили такой литературной славы как датчане.

Первым наиболее ранним основоположником датского романтизма являлся А. Эленшлегер (1779-1850)

Скандинавия имеет свою германо-скандинавскую систему мифологии и базируется на своем литературном искусстве. Важнейший фольклорный жанр – сага. Очень много их входит в произведения. Эленшлегер ориентировался на дохристианскую культуру и восстановил, модернизируя, этические мотивы саг в сборнике начала 19 в. – «Поэма Золотые рога» 1801.

С.С. Бликер (1782-1848). Один из основоположников социально-критическогонаправления романтизма.

Й.Л. Хейберг (1791-1860). Интересен любителям эстетической литературы.

Г.Х. Андерсен появился в датской литературе не сразу. Был из беднейшей семьи; первые произведения – романтическая и мелодраматическая манера.

Романы «Импровизатор», «Только скрипач» - переведенные.

Его жанр- новелла, имеющая черты фольклорной сказки.

Первый том сказок и новелл – 1835. синтез элементов скандинавских саг и элементов реальности.

Два уровня прочтения:

Уровень внешнего сюжета – занимательность.

Подтекст – сложная философско-религиозная проблематика.

Серьезное влияние католичества + сентиментальное начало. Элементы гиперболизации, фантастического и нефантастического гротеска, особой системы символов.

1 тип. Социальные новеллы. «Маленький Клаус и большой Клаус», «Девочка со спичками».

2 тип. Социально-сатирические. «Новое платье короля», «Гадкий утенок» - с философским подтекстом.

3 тип. Социально-психологические. «Иб и Христиночка».

Наиболее знаменитые сказки – «Русалочка», «Тень», средняя эпическая проза – «Снежная королева» 1846 и «Ледяная дева» 1861.

Мифологема дома – возвращение домой после всех испытаний. Историческое и географическое время не совпадают с мифологическим.

Мифологема сада.

Мифологема Огня – очень сложная, это и рождающее начало, и символ смерти и метаморфозы.

Универсальный образ – моря («Русалочка»). Преодоление моря – победа жизни над смертью.

Самый романтический символ – зеркала, как входа в Потусторонний мир, как своего второго Я, проявление двойничества, как признак ирреального мира Зла, как мотив холода в Кае.

«Снежная королева» - два варианта победы женщины – королевы и Герды.

Синтез новеллистических конструкций и фольклорных сказок, притчевый характер сказок, завуалированная определенная мораль: что предпочитают – смирение или бунт, и какой, и везде ли в разных сказках одинаково?

Само собой – мотив пути.

Особое отношение к внешнему миру – предметы иногда более живые, чем люди, особенно посуда.

 



2019-08-13 1086 Обсуждений (0)
Социальная, психологическая и философская проблематика романа В. Гюго «Отверженные». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная, психологическая и философская проблематика романа В. Гюго «Отверженные».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1086)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)