ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж-С-3-Щ-Ц-Ч
1. Упражнение. Произносить (читать) сочетания слов. пишу—сижу—пасу—везу пиши—лежи—неси—вези кошель—сажень—кисель—кизил решать—сажать—сосать—связать пишу—к лицу—лечу лещи—бойцы—лечи щель—цель—качели освещать—свеча
2. Упражнение. Произносить (читать) предложения. Ученица ищет синий и жёлтый карандаши. Точильщик заточил ножницы, и они стали острые. Женя на цыпочках вошёл в незнакомое помещение. Звенят, журчат, сверкают на солнце потоки шумящих ручьёв. Большая ящерица за кучей жёлтого песка.
3. Упражнение. Произносить (читать) тексты. В теплице Дед Мороз за дверью злится, Выше ворот поднимай! А в теплице, а в светлице Настоящий месяц май. Здесь земля тепла, как летом. Хочешь, валенки сними. На земле чудесной этой Урожай среди зимы: Помидоры зреют дружно, И торчат во все концы Длинноствольные, как пушки, Великаны огурцы. (Ю. Денисов) Прежде и теперь Зайчишка-трусишка Жил в чаще лесной. Зайчишка-трусишка Дрожал под сосной. Под липой, под ёлкой От страха дрожал, От серого волка Едва убежал. А нынче зайчишка Уже не трусишка: Артистом работает В цирке зайчишка. Вот марш раздаётся; Дивятся кругом: Зайчишка несётся На волке верхом! Ничуть не боится, А всё же и сам Порядком дивится Таким чудесам! (С. Погореловский)
4. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать тексты. Добрый лев У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает: — Ты чего, заяц, плачешь? — Хочу в цирк, — отвечает заяц. — Но у двери стоит лиса. Я её боюсь. — Ладно, — говорит лев, — мы что-нибудь придумаем. Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышки. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала: — Зайца в цирк не пущу! — Как это не пущу? — возмутился лев. — Разве нельзя взять с собой бутерброд? Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть. (Н. Майборода) Просчитался Жил в своём логове волк. Жилище он не чинил и не чистил. Оно было грязное и старое — того и гляди развалится. Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась. — Прости меня, пожалуйста, дружище! — сказал слон. — Я нечаянно и сейчас починю. Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша ещё крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать новый дом. — Стой! — закричал волк. — Ты что же думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу. Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом. — Вот тебе новый дом! — сказал слон и ушёл. — Ничего не понимаю! — удивился волк. — То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил... — Дурачина ты! — прокаркал ворон. — Не видишь разницы между трусостью и воспитанием. (По С. Михалкову)
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Л. Нормальная установка при произнесении твёрдого звука. 1) Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. 2) Губы открыты. 3) Зубы разомкнуты. 4) Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. 5) Звук л звонкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение. Упражнение для языка. 1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась "чашечка» («ковшик»). Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз. 2. Болтушка. Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий. 3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз. Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука л. 4) Произнесение длительного звука л. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук л. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха. Примечание. Нужно избегать следующего: язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит в нос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому, что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выхода.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Л В ПРЯМЫХ СЛОГАХ В этих упражнениях звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, произносится гласный звук. 1. Упражнение. Произносить (читать) слоги. ОБРАЗЕЦ: л—а, л—о, л—у, л—ы. ла—ло—лу—лы лы—лу—ло—ла ло—лу—ла—лы ла—лы—лу—ло лу—ла—лы—ло лы—ла—ло—лу
2. Упражнение. Произносить (читать) слова. 1. Слова с ударением на слоге. образец : зо-л—а, л—од-ка, бу-л—ыж-ник. ла Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш. ло Лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка. лу Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица. лы Лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник. 2. Без ударения на слоге. образец : был—а, го-л—ос, гол—уб-цы. ла Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила. лу Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать. лы Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает. 3. Слова со стечением согласных. ОБРАЗЕЦ: кл—асс, сл—ушать. Бла, гла, зла, кла Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая Пла, сла, фла, шла Пламя, плавать пластинка, пластмасса, заплатка, платок, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |