Гигиенические требования к школьной парте.
Парта должна соответствовать росту, возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку, Результатами неправильно устроенной парты могут быть · нарушения зрения o искривление позвоночника o излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость o стеснение дыхания, внутренних органов и др.
Основными параметрами нарты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др.. 1) Дистанция - это расстояние по горизонтали между задним При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед, что вызывает искривление позвоночника (кифоз), быструю утомляемость.
2) Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола Если дифференция больше нормы, то ученик должен поднимать правое плечо, что вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз), а также нарушение зрения из-за уменьшения расстояния от глаз до тетради, книги и тд. Если дифференция ниже нормы, то ученик вынужден наклоняться вперед, приобретая сутулость, кифоз.
3) Ширина скамьи должна составлять 2/3 - 3/4 длины бедра 4) Высота скамьи должна быть равна длине голени и стопы + 1 -2 см. 5) Наклон стола парты к учащемуся - 15°
10. Гигиена трудового воспитания и обучения. Гигиенические требования к школьным мастерским. Профилактика травматизма среди школьников. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1,0 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
11. Гипокинезия, гиподинамия, гиперкинезия как отклонения от оптимального двигательного режима. Причины. Гипокинезия – недостаточность двигательной активности.
Гиподинамия – недостаточность силы сокращения мышц. Причины: - учебная перегрузка - негативное отношение к физкультуре - подражание взрослым в стремлении к бытовому комфорту и удобству - наличие хронических заболеваний и дефектов развития - сужение социальных контактов и замкнутость в подростковом возрасте - неблагоприятные климатические условия
Гиперкинезия – повышенная двигательная активность. Встречается в детском возрасте при ранней спортивной специализации.
12. Закаливание, его специфическое и неспецифическое действие. Виды закаливающих процедур и методика их проведения. Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.
Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.
Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).
Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое. Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин. Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»).
Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.
Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания. 13. Количественная и качественная оценка занятий по развитию движений в дошкольных учреждениях. Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).
При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания. Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений. Об уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др. В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с). Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).
14. Количественная и качественная оценка урока физической культуры в школе. Понятие о рациональном времени и плотности урока. Медицинский контроль за условиями проведения занятий физической культурой и спортом у школьников. Загрязнение воздуха, спортивные шумы, статическое электричество, спортивный травматизм. Урок в школе: - вводная часть (организация, перекличка, построение) - подготовительная (общая физическая подготовка, 10-15 минут) - основная (тема урока, 20-25 минут) - заключительная (3-5 минут, приведение изменившихся показателей в норму)
Рациональное время – наблюдение за выполнением упражнений товарищами, собственное выполнение упражнений. Плотность урока – должна быть не менее 60%. Плотность= рац.время/время урока * 100%
Врачебный контроль предусматривает: 1) медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма школьников с целью определения назначения и дозировки физических нагрузок, т. е. распределение учащихся на медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях и различных мероприятиях по физическому воспитанию; 2) врачебные наблюдения, объективно учитывающие влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм школьников; 3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями и различных спортивных соревнований, а также соответствием спортивной одежды; 4) врачебно-педагогический контроль за содержанием и методами проведения занятий физической культурой и спортом, за соответствием физической нагрузки функциональным возможностям детей; 5) профилактику спортивного травматизма; 6) санитарно-просветительную работу среди школьников, занимающихся физкультурой и спортом; 7) консультации по вопросам физического воспитания школьников; 8) агитацию и пропаганду физической культуры и спорта. Спортивные залы и другие помещения для физической культуры и спорта, особенно массовых, часто перегружены, что при недостаточной вентиляции приводит к накоплению антропотоксинов
Влияние шума на организм человека достаточно изучено, шум высокого уровня, имеющий место на производствах, относят к профессиональным вредностям. Характеристики же спортивных шумов и их влияние на организм спортсменов изучены далеко не полно. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под действием шума, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье спортсменов и тренеров, на их работоспособность и результативность, что дает основание считать шум своеобразной вредностью для спортсменов и безусловной профессиональной вредностью для тренеров.
В последнее время все больше появляется спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования из синтетических материалов. Они обладают способностью электризоваться. Электрические заряды, концентрируясь на поверхности, притягивают к себе пылевые частицы и микроорганизмы.
15. Гигиенические проблемы школьной зрелости и профессиональной ориентации. Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
16. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса.
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения) определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.
Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях. Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Большую роль играют взаимоотношения в семье, в учебном коллективе со сверстниками и педагогами.
ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Основные гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям. Выбор территории и планировка участка больницы. Современная больница - это медицинский центр, предназначенный для лечебно-профилактического обслуживания населения. Больничные здания на земельном участке размещают с учетом гигиенических требований, касающихся оптимизации обслуживания больных. Для этого составляют ситуационный план размещения зданий и сооружений на участке ЛПУ следует размещать на чистых, солнечных, сухих возвышенных территориях со спокойным рельефом, обеспечивающим сток атмосферных вод. В этом отношении наиболее благоприятны пологие склоны, обращенные на южную сторону. Уровень стояния грунтовых вод от поверхности земли при мало- и многоэтажной застройке должен быть не менее 1,5 и 2 м соответственно. Наиболее рациональна прямоугольная конфигурация больничного участка с соотношением сторон 1:2 или 1:3, что позволяет удобно разместить корпуса больницы и подъездные пути к ним.
Площадь зеленых насаждений и газонов на территории должна составлять не менее 60 % от общей площади. Участок ЛПУ, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м в виде двухрядной посадки высокоствольных деревьев и кустарников, обеспечивающих пыле-, шумо- и ветрозащитное действие. Деревья с широкой кроной высаживаются не ближе 10 м от стен здания, чтобы избежать снижения инсоляции и уровня естественного освещения помещений, а кустарники - 5 м. За зелеными насаждениями, оказывающими оздоравливающие действие на организм больных людей (бактерицидное действие фитонцидов, эстетическое воздействие, благоприятный микроклимат и др.), должен быть организован надлежащий регулярный уход. Расстояния между корпусами и другими зданиями на участке должны быть равны 2,5 высоты наиболее высокого противостоящего здания, но не менее 24 м, чтобы обеспечивать оптимальные условия инсоляции, освещенности, проветривания и шумозащиты.
На больничном участке выделяют следующие зоны: - лечебных корпусов (для инфекционных больных, неин-фекиионных, педиатрических, кожно-венерологических, радиологического отделения, родильного дома); - садово-парковая; - поликлиники; - патологоанатом и чес кого корпуса с ритуальной зоной; - хозяйственная и инженерных сооружений.
Уборку мусора с территории производят ежедневно. Для сбора мусора и бытовых отходов устанавливают мусоросборники с плотно закрывающимися крышками на специальных площадках с асфальтовым или бетонным покрытием. После ежедневного освобождения они должны быть промыты и продезинфицированы, расстояние от этих площадок до лечебных корпусов - не менее 25 м. Для текущего сбора мусора у входа в здания, в местах отдыха и на территории (через каждые 50 м) устанавливают урны, которые также ежедневно должны освобождаться от мусора и содержаться в чистоте. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должны быть максимально изолированы от палатных корпусов и не просматриваться из их окон, а также из окон жилых и общественных зданий, расположенных рядом с больничным участком. Расстояние от патологоанатомического корпуса до лечебных корпусов и пищеблока должно быть не менее 30 м. Следует иметь изолированные въезд и выезд для ритуальной зоны. Здание поликлиники должно быть приближено к периферии участка и иметь самостоятельный вход, удобный для населения. На территории инфекционной больницы (корпуса) выделяют «чистую» и «грязную» зоны, изолированные друг от друга полосой колючих зеленых насаждений. На выезде из «грязной» зоны должна быть предусмотрена крытая площадка для дезинфекции транспорта.
Для застройки больниц используются следующие системы: - децентрализованная (павильонная); - централизованная; - смешанная. Павильонная система (децентрализованная) предусматривает размещение всех больничных отделений в самостоятельных корпусах (павильонах) небольшой этажности. Эта система больничной застройки появилась раньше других систем. Централизованная система характеризуется размещением основных отделений в одном многоэтажном или нескольких сблокированных зданиях. Патологоанатомическое отделение, поликлинику, хозяйственный и административный корпуса при этой системе размещают в самостоятельных зданиях. Смешанная система отличается тем, что все основные соматические, рентгеновское, физиотерапевтическое и клинико-диагностическое отделения размещают в одном корпусе. Инфекционное, родильное, детское, радиологическое, патолого-анатомическое, хозяйственное отделения и поликлиника располагаются в отдельных корпусах. Эта система получила самое широкое распространение в настоящее время, так как она сглаживает или устраняет недостатки двух первых. Когда началось строительство крупных многопрофильных больниц, смешанная система была модернизирована и стала называться блочной. При этой системе все отделения, занимающие самостоятельные здания, объединяют в один общий блок и соединяют переходами. В отдельных зданиях размещают инфекционное, радиологическое отделения и вспомогательные службы. В последнее время наиболее распространена застройка по системе моноблоков, при которой в одном многоэтажном блоке находятся палатные отделения, а в малоэтажном и протяженном - лечебно-диагностические. Санитарные нормы ограничивают этажность больниц 9 этажами, но для очень крупных в виде исключения допускается и большая этажность.
2. Основные структурные подразделения больницы. Современная многопрофильная больница представляет собой сложный комплекс выполняющих различные функции подразделений, в которых лечатся пациенты и работает медицинский и инженерно-технический персонал, обслуживающий современное лечебно-диагностическое оборудование. Основными структурными подразделениями современной больницы являются: - отделения приема больных и помещения выписки; - палатные отделения; - лечебно-диагностические отделения; - лаборатории; - центральное стерилизациейное отделение; - аптека; - пищеблок; - патологоанатомическое отделение; - административно-хозяйственные службы; - прачечная.
3. Особенности планировочных решений специализированных отделений больниц - детского и акушерского. Планировка детских отделенийдолжна исключать внутрибольничные заражения. Детские отделения изолированы от отделений взрослых и имеют самостоятельные подразделения (приемное, лечебнодиагностическое отделения). Детское отделение на 60 коек и более размещается в отдельном корпусе с самостоятельными подъездными путями и озелененным участком. В детских отделениях набор помещений в каждой секции необходимо предусматривать возможность самостоятельного функционирования на случай установления карантина в одном из блоков. Все палаты в отделениях для детей до 3 лет должны быть боксированными, не менее40-50%боксированных палат выделяют для детей до 7 лет и не менее10-20%- в отделениях для детей старше 7 лет. В детских отделениях устраивают открытые веранды со съемным остеклением из расчета 2,5 м2 на 1 ребенка. Общая площадь веранд должна обеспечить одномоментное размещение на них 50% больных отделения.
Для приема детей в неинфекционные отделения должны быть предусмотрены боксы в количестве 5% от числа коек в отделении и приемно-смотровыебоксы - 3% числа коек. Для детей старше 1 года вместимость палат должна составлять не более 4 коек, для детей до 1 года планируют палаты на 2 кроватки. Площадь на одну кроватку - не менее 6 м2. Помещения (спальня, комната отдыха - столовая, санузел) для матерей должны находиться вне отделения, количество мест в этих помещениях следует принимать равным 50% от числа коек для детей в возрасте до 3 лет.
Планировочные решения акушерского отделениядолжны обеспечить строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, обеспечить поточность поступления рожениц в отделение, способствовать исключению внутрибольничного заражения. В акушерском отделении имеются физиологический и обсервационный блоки (так называемое второе, или сомнительное, отделение) для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями.
В приемно-смотровыхпомещениях акушерского отделения устраивается фильтр, через который роженица проходит известибюля-ожидальной.Предусмотрены 2 смотровые: одна - для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности и вторая - для поступающих в обсервационное отделение. После осмотра вкомнате-фильтре,где проводят термометрию, сбор анамнеза и уточнение эпидемиологических данных, выявляют гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангину и т.д., роженица направляется в смотровую. Из смотровой роженица попадает в помещение для санитарной обработки и затем в отделение.
Как физиологическое, так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему: предродовые палаты, родовой блок, палаты интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. В каждом отделении предусмотрен самостоятельный набор лечебно-диагностическихи вспомогательных помещений. Медицинский персонал строго закреплен за каждым отделением. В последнее время появилась новая тенденция в планировочном решении акушерских отделений - палаты на1-2родильницы с новорожденными совместно. Первые результаты работы таких отделений говорят о благоприятных условиях для родильниц и детей. С гигиенической точки зрения указанная планировка не вызывает возражения. Помещения для выписки родильниц из послеродового физиологического и обсервационного отделения должны быть раздельными. Комната для одевания родильниц и новорожденных должна располагаться рядом с помещениями для посетителей.
4. Особенности планировки инфекционных отделений В основе планировочных решений инфекционных отделений лежат система изоляции больных, условно разделенных на «грязные» и «чистые» потоки, санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудования, выделений больных.
Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс, т.е. комплекс помещений (входной тамбур, санитарный узел с ванной, палата, шлюз) с отдельным наружным входом. Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы. Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через него персонал проходит к больному. В шлюзе размещаются умывальник, вешалка для халатов и шкаф для передачи пищи в бокс. Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет входа с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.
Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов и палат. В каждом инфекционном отделении следует выделять нейтральную зону, где размещаются кабинеты врачей и сестры-хозяйки. Боксы могут быть предназначены для индивидуальной госпитализации инфекционных больных. После выписки пациент уходит из бокса через наружную дверь, а в боксе проводят заключительную дезинфекцию. Боксированное отделение позволяет исключить приемное отделение как функциональное подразделение больницы. Наиболее рациональна павильонная система застройки инфекционной больницы, когда каждое инфекционное отделение располагается в самостоятельном корпусе и обслуживает больных с однотипными заболеваниями. В многоэтажных корпусах отделения для однородных инфекций рекомендуется размещать поэтажно. Больных с воздушно-капельнойинфекцией следует размещать на верхних этажах во избежание распространения инфекционного аэрозоля из палат в помещения, расположенные над этим отделением.
При планировке инфекционных отделений следует предусматривать наиболее короткие и прямые пути движения больных, вещей и транспорта. Входы, лестничные клетки, лифты должны быть отдельными для вновь поступивших и выписанных больных. Наиболее благоприятна однокоридорная односторонняя застройка отделения. Двусторонняя застройка даже в боксовых корпусах способствует перегреванию боксов в летнее время. Кроме того, такая застройка представляет известную опасность внутрибольничного переноса «летучих» инфекций. Описаны, например, случаи внутрибольничных заражений корью и ветряной оспой в тех частях больничного корпуса, где боксы были расположены с 2 сторон коридора.
5. Санитарно-гигиенические требования к больничной секции. Основное звено больничного отделения - палатная секция, традиционно имеющая линейную форму планировки, удобную для размещения вспомогательных помещений, хорошей обзорности палат с поста дежурной медсестры и достаточной инсоляции.
Палатная секция - это изолированный набор помещений для больных с однородными заболеваниями, состоящий из палат, лечебно-вспомогательных и хозяйственных помещений, коридора и санитарного узла. Палатная секция, рассчитанная на 25-30 коек, считается наиболее целесообразной для организации лечебного процесса и условий пребывания больных. Две палатные секции составляют отделение (терапевтическое, хирургическое и др.), которое имеет общий штат медицинского персонала.
Правильная организация потоков воздуха (однонаправленный и неоднонаправленный) является одним из важнейших условий обеспечения требуемой чистоты воздуха. Воздушный поток должен уносить из чистой зоны все выделения от людей, оборудования и материалов.
Недостаточно частое и тщательное проветривание помещений приводит к застаиванию воздуха в палатах, его загрязнению, появлению специфических больничных запахов, возрастанию угрозы внутрибольничных инфекций и лишению больных важнейшего природного оздоровительного фактора - свежего воздуха, не менее нужного им, чем лекарственные средства и лечебные процедуры.
Для нормальных условий пребывания в палате имеет значение и ее микроклимат. В зимнее и переходное время для большинства больных температура для комфортного пребывания находится в пределах 20-22 0С. В связи с благоприятным общебиологическим, тепловым и бактерицидным действием солнечной радиации необходимым условием здоровой обстановки в палате является рациональное естественное освещение. Наилучшие ориентации окон палат в южных широтах - южная и северная, в средних - южная, юго-восточная и восточная, в северных - южная, юговосточная и юго-западная. Световой коэффициент в палатах должен быть 1:51:6, а в операционной, перевязочной и родовой - 1:4-1:5.
Общее искусственное освещение палат должно составлять 75 лк лампами накаливания и 150 лк - люминесцентными лампами. В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения. Для лучшего использования дневного освещения койки в палатах располагают длинной осью параллельно светонесущей стене.
Стены палат, как и коридор, на высоту 1,8 м покрывают светлой масляной краской, а выше - клеевой или водоэмульсионной. Полы обычно деревянные крашеные, но лучше покрытые линолеумом. Условия в отделении во многом зависят от коридора. Гигиенические преимущества имеет светлый, хорошо вентилируемый коридор с односторонней застройкой, через который можно осуществлять сквозное проветривание палат. Для свободного разворота кроватей, каталок и носилок ширина коридора должна быть не менее 2,5 м. Операционные блоки могут размешаться в изолированном здании, пристройке-блоке или изолированных секциях в составе корпуса. Отделения в операционных блоках не должны быть проходными. Ориентация окон операционных должна исключать юг, юго-восток, юго-запад. Входы в операционные блоки для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных - через шлюзы.
6. Источники и пути распространения микробного фактора в воздухе больницы. Мероприятия по борьбе с внутрибольничной инфекцией. Внутрибольничная инфекция — это инфекция, заражение которой происходит в больничных учреждениях: наслаиваясь на основное заболевание, она утяжеляет клиническое течение болезни, затрудняет диагностику и лечение, ухудшает прогноз и исход заболевания, нередко приводя к смерти больного.
Внутрибольничная инфекция (ВБИ) является одной из форм ятрогенных, т. е. связанных с медицинскими вмешательствами, заболеваний.
Обширный перечень возбудителей ВБИ включает представителей различных таксономических групп, относящихся к бактериям, вирусам, простейшим и грибам. Примерно 90% всех ВБИ имеют бактериальное происхождение.
По этиологии ВБИ разделяют на две группы: 1. вызванные облигатными патогенными микроорганизмами (детские инфекции (корь, дифтерия, скарлатина), ишечные инфекции) 2. вызванные условно-патогенными микроорганизмами, в том числе входящими в состав нормальной микрофлоры человека.
Основные характеристики госпитальных штаммов: · повышенная конкурентная активность, вирулентность, инвазивность и способность к колонизации; · множественная устойчивость к антибиотикам; · сниженная чувствительность к антисептикам и физическим факторам; · выраженная гетерогенность и изменчивость популяций; · адаптация к обитанию в больничной среде и приобретение возможности размножаться на объектах внешней среды.
Возбудители ВБИ могут передаваться воздушно-капельным, воздушно-пылевым, алиментарным путями, трансфузионно, трасплацентарно, при прохождении плода по родовым путям, половым и другими способами. Вместе с тем на различных этапах оказания медицинской помощи возможен парентеральный путь передачи. Микробиологический контроль за внутрибольничными инфекциями является обязательной частью надзора за лечебно-профилактическими учреждениями, в первую очередь больничными стационарами. Он включает исследование больных и медицинский персонала на бактерионостельство, объектов внешней больничной среды и лекарственных препаратов с целью установления их микробной контаминации, прежде всего больничными эковарами.
7. Особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей.
В основных функциональных, производственных помещениях и на рабочих местах обслуживающего медицинского и другого персонала должны быть обеспечены гигиенические нормативы микроклиматических параметров и воздушной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический и бактериологический состав) и др. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможностью его обработки. Администрация лечебного учреждения осуществляет комплекс мероприятий по улучшению условий труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персонал лечебных учреждений должен проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Определение экологии как науки. Экологическое образование, мышление и культура. Экология – э
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |