Современное дошкольное воспитание за рубежом.
Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Периодизация дошкольного детства, характеристика детей дошкольного возраста. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. Цель воспитания - ожидаемые изменения в человеке (или группе людей) в результате воздействия специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных действий. Идеальная цель воспитания - всесторонне развитая гармоническая личность (единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового, экономического, экологического воспитания). Цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач: · приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; · обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; · развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; · стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; · развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). · выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности. В дошкольной педагогике выделяют 2 периода развития ребенка: ранний возраст (0-3 лет) и дошкольный возраст (3-7 лет): 2 мес.—1 год — I группа раннего возраста; 1—2 года — II группа раннего возраста; 2—3 года — I младшая; 3—4 года — II младшая; 4—5 лет — средняя; группы 5—6 лет — старшая; 6—7 лет — подготовительная. В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп, совершенствуются чувственные, наглядные способы познания; основные формы мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное. Возрастает произвольность познавательных процессов. Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, в ней формируются навыки взаимодействия: ребенок учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д. Формируются разные виды художественной и трудовой деятельности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. Личностно-ориентированная модель -гуманистически направленная. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих способностей ребенка. Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. 4. Вариативность современного дошкольного образования. Современные образовательные программы ДОУ, их характеристика ("Радуга", "Развитие", "Детство" и др.). К вариативным формам дошкольного образования относятся: · группа кратковременного пребывания · центр игровой поддержки ребенка · консультативный пункт создается для детей, воспитывающихся в условиях семьи, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. · служба ранней помощи создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. · лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям. · группа семейного воспитания - создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства. Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные(общеразвивающие) включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей, становлению видов детской деятельности. Парциальные (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. «Радуга» разработана под руководством Т.Н. Дороновой. Работа по ней ведется с 1989 г. по заказу Минобразования России. Программа образно сравнивается с радугой: 7 важнейших видов деятельности детей и занятий (физическая культура, игра, ИЗО, конструирование, музыка и пластическое искусство, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, математика). Преследуется цель — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка. «Развитие» начинал разрабатывать Л.А. Венгер. Приоритетная цель - развитие умственных способностей детей 3-7 лет. Программа акцентирована на развивающее обучение. Основание программы - концепция развития способностей Л.А. Венгера, способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника (образных) средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов и т.д. Способности развиваются в детских видах деятельности. Также в основе программы - положение А. В. Запорожца об амплификации (обогащении детского развития). Предполагается не ускорение развития с помощью обучения, а расширение возможностей ребенка в дошкольных сферах жизнедеятельности. «Детство» разработал авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения в соответствии с современными нормативными документами (Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, современные программно-методические документы дошкольного образования, ФГОС ДО). Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»- нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующийдеятельность дошкольного образовательного учреждения. На основанииэтого закона разрабатываются все остальные нормативные акты.Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г., устанавливает правовые, организационные иэкономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфереобразования (образование - приоритетная область, право на образование и его гуманистический характер, единство образовательного пространства на территории РФ, интеграция с образовательными системами мира и др.), общие правила функционирования системы образования иосуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Впервые детский сад отнесен куровню общего образования, в прежние времена считалось, что образованиеначинается со школы. В соответствии с новым Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням: Общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; Профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Конвенция о правах ребенка — международный документ, признающий все права детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями. Конвенция призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии , семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Т.е. и для дошкольных организаций разработан и введён в действие с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ». Современное дошкольное воспитание за рубежом. В настоящее время в Германии сосуществует 2 системы дошкольного образования (одна – в Западной Германии, вторая – в Восточной Германии). В Восточной Германии система образования была образована по образцу СССР. Она отличалась систематичностью и последовательностью, активным взаимодействием воспитателя и детей, дисциплинированностью, хорошим уровнем подготовленности детей и взрослых. Западные немцы критиковали «восточных» за то, что они слишком организованы, не имеют свободного выбора, дети воспитываются по стандарту. В Западной Германии после разгрома фашизма была создана свободная система воспитания, не работали по специальным программам, слабо осуществлялась подготовка кадров. Подавляющее число детских садов работало половину дня, лишь 12 % – целый день. В целом дошкольное воспитание охватывает небольшое количество детей. Современные детские сады в США работают на основе различных центров, организованных в помещениях и на площадках, предназначенных для организации какого—либо действия. Детский сад, как правило, невелик по наполняемости. Организация работы с детьми рассчитана на самостоятельность. Содержание работы с детьми определяется задачами воспитания. Образовательная система Америки позволяет детям стать независимыми, уверенными в себе, самостоятельными, умеющими отстаивать собственное мнение. Происходит индивидуализация своей личности. У детей воспитывается межнациональная и межрелигиозная толерантность (терпимость). В связи с этим в дошкольном учреждении стремятся отмечать национальные праздники всех народов, населяющих США.В Америке большое внимание уделяется защите детей. В связи с этим для них организуются занятия по типу ОБЖ. В США в обычные группы включают детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Американские педагоги считают, что у нормальных ребятишек формируется чувство толерантности, а у детей с аномалиями в развитии расширяется среда общения и развития. В настоящее время в Китае создана широкая сеть дошкольных учреждений, в них работают профессионально подготовленные педагоги, помещения хорошо оборудованы и обеспечены комфортом. Содержание образования – развитие гигиенических навыков, физическое воспитание, развитие речи, формирование представлений о природе и обществе. Значительное внимание уделяется четкому определению нравственных качеств, которые должны быть сформированы у дошкольников. Китайцы придают большое значение музыкальному воспитанию детей, считая музыкальные способности основой для развития других способностей. Детские сады работают по четко определенному режиму дня, преобладают коллективные формы работы с учениками. Дети носят одинаковую одежду. Многие исследователи дошкольной педагогики утверждают, что китайская система воспитания отличается суровостью, косностью, сверхорганизованностью, отсутствием индивидуального подхода.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |