Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Режим, его значение для всестороннего развития ребенка. Особенности построения режима в детском саду в разных возрастных группах и дома.



2019-08-13 458 Обсуждений (0)
Режим, его значение для всестороннего развития ребенка. Особенности построения режима в детском саду в разных возрастных группах и дома. 0.00 из 5.00 0 оценок




Режим дня - рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма ребенка с окружающей средой, он основан на всестороннем учёте особенностей роста, развития, условий жизни ребёнка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и чёткому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей. Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время, при этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). Правильно организованный режим дня создаёт ровное, бодрое настроение, интерес к деятельности, способствует нормальному развитию ребёнка.

В младших группах продолжительность занятия составляет 8-10 и 15 минут в день, в средней группе (4-5 лет) - два занятия в день по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 25 минут, в подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 30 минут. Занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В режиме дня для детей младших групп больше времени должно отводиться на дневной сон (2-2,5 часа), на одевание, прием пищи. Трудовое воспитание - работа по самообслуживанию: умение самостоятельно одеваться - раздеваться, умываться, аккуратно есть; по подготовке к занятиям; по сервировке стола; по уходу за растениями и т.д. Пребывание на воздухе - не менее 3-4 часа в день, летом - желательно в течение всего дня.

С возрастом сокращается время на самостоятельную деятельность по самообслуживанию, увеличивается время проведения учебных занятий, усложняется их характер.

В режиме старшей и подготовительной групп для сна отводится 1,5 часа, трудовая деятельность: заправка постелей, сервировка стола, работа на участке и т.д.

16. Культурно-гигиенические навыки, их содержание и методика формирования в разных возрастных группах.

Программа "Развитие" (Л.Венгер):

Группа Навыки
Младшая (3-4) Полощет рот после еды и под контролем взрослого может чистить зубы. Пользуется мылом. Насухо вытирается полотенцем. Во время еды аккуратно ест, пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, салфеткой, не роняет пищу, применяет другие простейшие правила поведения за столом.
Средняя (4-5) Становится более самостоятельным. Развивается привычка следить за своим внешним видом. Без напоминания моет руки по мере загрязнения, перед едой, после туалета, пользуется расческой, носовым платком. Приучается при кашле и чихании отворачиваться, прикрываться носовым платком. Во время еды пищи берет немного, тщательно пережевывает, не разговаривает, пользуется ложкой, вилкой, салфеткой.
Старшая (5-6) Формируются гигиенические привычки: следить за чистотой тела (умываться, вытираться, чистить зубы), внешним видом (одеждой, обувью, прической), при кашле и чихании отворачивается и закрывается платком. Ест аккуратно, бесшумно, правильно пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
Подготови- тельная (6-7) Закрепляются привычки следить за чистотой тела и за внешним видом. Закрепляются поведение за столом и навыки культурного поведения.

 

Методика работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем -- картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых -- родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Пример воспитателя может быть прямой и косвенный. В первом случае воспитатель просто предлагает детям посмотреть, как он делает, во втором - использует разные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание. В примере поведения воспитателя обязательно должно проявляться его личное отношение, тогда он становится убедительным для детей.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, практические действия. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приемы: дидактические игры, стихотворения. Широко во всех группах используется прием поощрения, похвала, одобрение, педагогическая оценка. Важно вовремя похвалить ребенка, но не нужно этим злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребенка. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать также, сделать еще лучше. Иногда поощрение делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имен детей. Положительная оценка дается в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например, отмечает в присутствии всех детей: «Алена стала быстро одеваться. Раньше я делала ей замечания, а сегодня хвалю». Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!». На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём рук: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого, важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно применяли культурно - гигиенические навыки.



2019-08-13 458 Обсуждений (0)
Режим, его значение для всестороннего развития ребенка. Особенности построения режима в детском саду в разных возрастных группах и дома. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Режим, его значение для всестороннего развития ребенка. Особенности построения режима в детском саду в разных возрастных группах и дома.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (458)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)