Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание нравственно-волевых качеств личности у дошкольников.



2019-08-13 351 Обсуждений (0)
Воспитание нравственно-волевых качеств личности у дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Волевые качества - совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

Воля - сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.

Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуляцию активности.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности. Процессы торможения помогают в различных случаях преодолевать свои желания. Но волевой процесс развит слабо, неустойчив. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь воспитателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям становятся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий. Воля дошкольника проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед собой несложные цели, в стремлении их выполнить, т.е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые трудности.

В дошкольном детстве разные виды деятельности дают возможность для формирования нравственно-волевых качеств. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее, недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т.д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель с учетом своих возможностей, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание при оценивании результатов труда, деятельности на занятиях.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре. Особенностью проявления смелости у дошкольников является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью, поэтому воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности, но важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия. Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это часто следствие неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, добиваясь его послушания, разрешают детям смотреть телевизор без учета возрастных особенностей. Воспитатель тактично, спокойно, разъясняет детям несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает. Не следует допускать насмешки, иронические замечания в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Старших дошкольников воспитатель упражняет в сознательном преодолении страха.

Детский сад и семья, характер взаимоотношений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ними, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Проявление лжи - чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия, внимания к запросам детей и собственным обещаниям. Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, обсуждает с детьми примеры из жизни, стремится раскрыть перед детьми неприглядность лживых поступков, недопустимость их.



2019-08-13 351 Обсуждений (0)
Воспитание нравственно-волевых качеств личности у дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание нравственно-волевых качеств личности у дошкольников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)