Наследственность как предпосылка развития личности
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.Носителями наследственности являются гены (от греческого «рождающий»). Вся информация освойствах организма находится в генном коде. Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире, обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Большой интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). В воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества. Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, отечественная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. 10.Окружающая средаФакторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней. Человек — активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. И правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой. Человек как активное существо может сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е, заниматься самовоспитанием. Но процесс самовоспитания не проходит в отрыве от окружающей среды. Средой он мотивируется. Так что и здесь опосредованно сказывается влияние среды. Выделяют: * микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, "улица” и т.п.); *макросреда(социальная) — общая ситуация, в которой развивается человек; конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек; * естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. Системы развития: 1) Лоно матери – первая среда у человека 2) Семья Большое значение имеет физический и эмоциональный контакт в период новорождённости. 1-ые 2-3 года ребёнок находится в симбиозе, прежде всего с матерью и со своим физическим окружением. Семья в настоящее время имеет тенденцию закрытости, связи с родственниками сокращаются. Физическая среда: краудинг – сокращение внутренней среды. У ребёнка обязательно должна быть хоть небольшая, но своя личная территория, где бы он мог быть хозяином. Социальная среда: одна из негативных тенденций – это тенденция эмоциональной депривации. Эмоциональная депривацияприводит к задержкам психического развития, появлению разрушительный свойств, форм поведения. Госпитализм – нарушение психических и физических функций из-за нехватки эмоциональной сферы, общения с близкими людьми или в связи отрыва на долгое время от близких взрослых. 3) Школа 4) Двор ( и его окружение) Необходимо поддерживать игру детей в окружённом пространстве. Требования: доступность, наличие побудительных моментов (стимулирующего детей на что-то новое). Самый хороший стимул к игре даёт природа.
11.НТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior — внутренний) — букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающееформирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий спредметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи извнешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п. В теории Л. С. Выготского в основном речь идет о формированиивнутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видовдеятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию «системного» строениясознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формированиявысших психических функций, требуется еще интеллектуализация (или рационализация). В работах Выготского встречаются след. син. «И.»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своейпервоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». Ванглоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин«интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. Овладение различными видами знаковых систем – это также критически важный фактор для развития высших психических функций. Семиотические системы позволяют индивиду овладевать общественной культурой, исторически сложившимися приемлемыми способами поведения, социальным опытом. При этом происходит и развитие самосознания. Начинаясь с элементарных ощущений, со временем оно формируется в ряд навыков самовосприятия, составления о себе определенного мнения, личной логики.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |