Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий эксперимент



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




Факты, механизмы и закономерности психического развития как предмет возрастной психологии.

В психологии описаны следующие закономерности психического развития:

неравномерность– неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида;

гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций (Л.С. Выготский);

неустойчивость развития, проявляющаяся в кризисах развития;

сензитивность развития. Выделяются сензитивные периоды развития – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

кумулятивностьразвития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определённым образом трансформируясь. Примером может служить процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению;

дивергентность-конвергентность хода развития. Дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свёртывание – другой.

Механизмы психического развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития(В.И. Слободчиков). Примерами изученных механизмов развития являются: интериоризация как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский); подражание формам поведения другого и рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».

Характеристика основных понятий возрастной психологии: психическое развитие, норма, возраст, кризис

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их качественных, количественных и структурных преобразованиях.

Норма – некий стандарт, отражает определённую систему требований, предъявл. обществом человеку на определённом этапе его жизни.

Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Границы возраста изменчивы, поскольку во многом зависят от социально-экономических условий и исторических традиций. Виды возрастов: хронологический – наш реальный возраст; биологический – за его основу взяты те изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Кризис – относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза, который характеризуется резкими психологическими изменениями.

 

 

Задачи возрастной психологии: описание, объяснение, диагностика, коррекция

1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;

2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);

3. Соотношение и влияние задатков и способностей;

4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;

5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;

6. Влияние семьи на психическое развитие;

7. Проведение психодиагностической работы;

8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

Задача диагностики развития – определение реального уровня развития ребёнка, т.е. фиксация плодов развития того, что уже созрело и завершило свой рост, а также определение функций, находящихся в процессе созревания.

 

Методы возрастной психологии: основные и дополнительные

Формирующий эксперимент (преобразующий, моделирующий, обучающий, квазиэксперимент, метод активного формирования психики).

Метод продольных срезов – сравнение результатов выполнения заданий людьми разного возраста. Наиболее часто используется для изучения тех показателей психического развития, которые поддаются количественному измерению. Этот метод позволяет выявлять скорость, направление происходящих изменений.

Лонгитюдный – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых на разных этапах их жизни. Это метод описания процессов в естественных условиях.

Близнецовый– вариант лонгитюдного исследования, который позволяет отбросить фактор наследственности.

Биографический – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Появился в первой четверти 20-го века. Основатели: Рыбников, Бюллер.

Источниками информации являются автобиографические методики: опросники, интервью, тесты, автобиографии, свидетельства очевидцев, изучение продуктов деятельности.

Дневник развития ребёнка – метод исследования детского развития, который представляет собой повседневные записи.

 

 

Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование.

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

 

6. Биографический метод.

Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

Можно отметить специфические черты биографического метода.

1) он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода — жизненный путь — историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие.

2) биографический метод несомненно относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени.

3) факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях — их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.

4) биографический метод, оперирующий молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т.д., – нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным.

5) биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.

В плане преодоления недостатков метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.

 



2019-08-13 256 Обсуждений (0)
Формирующий эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)