Формирующий эксперимент
Факты, механизмы и закономерности психического развития как предмет возрастной психологии. В психологии описаны следующие закономерности психического развития: неравномерность– неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций (Л.С. Выготский); неустойчивость развития, проявляющаяся в кризисах развития; сензитивность развития. Выделяются сензитивные периоды развития – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию); кумулятивностьразвития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определённым образом трансформируясь. Примером может служить процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению; дивергентность-конвергентность хода развития. Дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свёртывание – другой. Механизмы психического развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития(В.И. Слободчиков). Примерами изученных механизмов развития являются: интериоризация как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский); подражание формам поведения другого и рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?». Характеристика основных понятий возрастной психологии: психическое развитие, норма, возраст, кризис Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их качественных, количественных и структурных преобразованиях. Норма – некий стандарт, отражает определённую систему требований, предъявл. обществом человеку на определённом этапе его жизни. Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Границы возраста изменчивы, поскольку во многом зависят от социально-экономических условий и исторических традиций. Виды возрастов: хронологический – наш реальный возраст; биологический – за его основу взяты те изменения, которые происходят в организме каждого человека. Кризис – относительно непродолжительный по времени (до года) период онтогенеза, который характеризуется резкими психологическими изменениями.
Задачи возрастной психологии: описание, объяснение, диагностика, коррекция 1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие; 2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?); 3. Соотношение и влияние задатков и способностей; 4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; 6. Влияние семьи на психическое развитие; 7. Проведение психодиагностической работы; 8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы. Задача диагностики развития – определение реального уровня развития ребёнка, т.е. фиксация плодов развития того, что уже созрело и завершило свой рост, а также определение функций, находящихся в процессе созревания.
Методы возрастной психологии: основные и дополнительные Формирующий эксперимент (преобразующий, моделирующий, обучающий, квазиэксперимент, метод активного формирования психики). Метод продольных срезов – сравнение результатов выполнения заданий людьми разного возраста. Наиболее часто используется для изучения тех показателей психического развития, которые поддаются количественному измерению. Этот метод позволяет выявлять скорость, направление происходящих изменений. Лонгитюдный – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых на разных этапах их жизни. Это метод описания процессов в естественных условиях. Близнецовый– вариант лонгитюдного исследования, который позволяет отбросить фактор наследственности. Биографический – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Появился в первой четверти 20-го века. Основатели: Рыбников, Бюллер. Источниками информации являются автобиографические методики: опросники, интервью, тесты, автобиографии, свидетельства очевидцев, изучение продуктов деятельности. Дневник развития ребёнка – метод исследования детского развития, который представляет собой повседневные записи.
Формирующий эксперимент Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека - насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык - продолжайте формирование. В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов. Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
6. Биографический метод. Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п. Можно отметить специфические черты биографического метода. 1) он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода — жизненный путь — историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие. 2) биографический метод несомненно относится к генетическим. В этом отношении он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности биографический метод отчасти может заменить лонгитюд, когда нет возможности изучать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени. 3) факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях — их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур. 4) биографический метод, оперирующий молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т.д., – нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с тем в значительной мере описательным. 5) биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события. В своем монографическом варианте метод отличается интимностью. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода. В плане преодоления недостатков метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |