Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи реализации Программы



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Цели и задачи реализации Программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа

Практического психолога

 

 

Составитель: практический психолог

ДУУ № 102 Ингер М.М.

 

г. Симферополь 2014г.

 

                       Содержание:

I РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ

1.1.Пояснительная записка………………………………………………стр.2

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………….стр.4

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы………………..стр.4

1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы………..стр.6

1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста…………………………………………... стр.8

II РАЗДЕЛ –СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности………………….стр.14

2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей: ………………………………………стр.16

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое

2.2.1. Планирование образовательной деятельности ………………...стр.25

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………… стр.37

2.3.1.Взаимодействие с педагогами ДОУ…………………………………стр.40

III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы………… стр.42

3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников……………………………………………………………стр.43

Библиография…………………………………………………………… стр.46

 

 

I . РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа составлена в соответствии с :

· Конституцией Российской Федерации,

· Законодательством Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка,

· Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), п

· Приказа №1155 от 17.10.2013 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»,

· СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования »,

· Методические рекомендации КРИППО «Организация деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2014-2015 учебном году» .

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой ДУУ № 102 «Рябинушка» г. Симферополя разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» по редакцией Л.А.Парамоновой, парциальных программ О.П. Рыдановой «Музыкальные шедевры», примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В., программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Хухлаева О.Е., Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Региональная программа «Крымский веночек» авторский коллектив под руководством Мухомориной Л.Г.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности практического психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДУУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДУУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДУУ № 102 по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Учитывая специфику профессиональной деятельности практического психолога ДУУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников ДУУ № 102.

Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДУУ – основная задача дошкольных учреждений. В ФГОС дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Цели и задачи реализации Программы

Практический психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы - определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

·  предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

·  оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

·  повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

·  обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДУУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы практического психолога ДУУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

 

              1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

 

 При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

Ø  Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

Ø Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

Ø Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

•   сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

•   формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

•   интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

•   формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

•   развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

•   развития потребности в реализации собственных творческих способностей.

В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения:

•   принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

•   сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

•   соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

•   единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

•   принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

•   комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

•   решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДУУ;

•   построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

 

Планируемые результаты освоения детьми положений рабочей программы определяется по итогам диагностики в конце года, данные заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

Основные используемые методы:

- наблюдение за ребенком,

- беседы

- экспертные оценки.

Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, и др. Зона компетенции практического психолога в диагностическом обследовании дошкольников:

•   Психологическая диагностика познавательных процессов детей

•   Психологическая диагностика личностных качеств.

•   Диагностика психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность практического психолога распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников:

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

При этом в построение системы диагностики заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Оценка достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В Оценке результатов предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В ДУУ предусмотрено участие практического психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.



2019-08-13 181 Обсуждений (0)
Цели и задачи реализации Программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи реализации Программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)