Цели и задачи реализации Программы
Рабочая программа Практического психолога
Составитель: практический психолог ДУУ № 102 Ингер М.М.
г. Симферополь 2014г.
Содержание: I РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Пояснительная записка………………………………………………стр.2 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………….стр.4 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы………………..стр.4 1.2.Планируемые результаты освоения рабочей программы………..стр.6 1.3.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста…………………………………………... стр.8 II РАЗДЕЛ –СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Цели и задачи образовательной деятельности………………….стр.14 2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей: ………………………………………стр.16 Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое 2.2.1. Планирование образовательной деятельности ………………...стр.25 2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………… стр.37 2.3.1.Взаимодействие с педагогами ДОУ…………………………………стр.40 III РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы………… стр.42 3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников……………………………………………………………стр.43 Библиография…………………………………………………………… стр.46
I . РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с : · Конституцией Российской Федерации, · Законодательством Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, · Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), п · Приказа №1155 от 17.10.2013 « Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», · СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования », · Методические рекомендации КРИППО «Организация деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2014-2015 учебном году» . Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой ДУУ № 102 «Рябинушка» г. Симферополя разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки» по редакцией Л.А.Парамоновой, парциальных программ О.П. Рыдановой «Музыкальные шедевры», примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В., программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Хухлаева О.Е., Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Региональная программа «Крымский веночек» авторский коллектив под руководством Мухомориной Л.Г. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности практического психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДУУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДУУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДУУ № 102 по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Учитывая специфику профессиональной деятельности практического психолога ДУУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников ДУУ № 102. Ведущие цели общеобразовательной программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДУУ – основная задача дошкольных учреждений. В ФГОС дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Подчёркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребёнка. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Цели и задачи реализации Программы Практический психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития. Цель программы - определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: · предупреждать возникновение проблем развития ребенка; · оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; · повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов; · обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДУУ в целом. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы практического психолога ДУУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: Ø Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) Ø Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.) Ø Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для: • сохранения и укрепления здоровья воспитанников; • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; • развития потребности в реализации собственных творческих способностей. В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее построения: • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»; • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДУУ; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения детьми положений рабочей программы определяется по итогам диагностики в конце года, данные заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом. Основные используемые методы: - наблюдение за ребенком, - беседы - экспертные оценки. Также заложены исследования при помощи критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, и др. Зона компетенции практического психолога в диагностическом обследовании дошкольников: • Психологическая диагностика познавательных процессов детей • Психологическая диагностика личностных качеств. • Диагностика психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профессиональная компетентность практического психолога распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников: Младший возраст (3-4 года): • понимание речи; • активная речь; • сенсорное развитие; • игра; • развитие пространственных представлений; • рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.); • поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками). Средний возраст (4-5 лет): • слуховое восприятие (различение неречевых шумов); • зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений); • пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов); • мелкая моторика; • связная речь (умение выразить свою мысль); • развитие мышления; • анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.; • игра — уровень игры, преобладающий вид общения; • социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками. Старший возраст (5-6 лет): • слуховое внимание; • зрительно-пространственный гнозис; • зрительно-пространственный праксис; • общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения; • развитие графической деятельности; • латеральные предпочтения; • мыслительная деятельность; • игровая деятельность; • анализ продуктов деятельности; • коммуникативные навыки. Подготовительная к школе группа (6-7 лет): • зрительно-моторная координация; • ритмическое чувство; • переключение движений; • рядограммы (последовательность времен года, дней недели); • звуковой анализ слов; • умение определять состав числа; • выделение 4-го лишнего, простые аналогии; • составление сюжетного рассказа по серии картин; • понимание логико-грамматических конструкций; • установление причинно-следственных связей; • ориентировка на листе бумаги. При этом в построение системы диагностики заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Оценка достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. В Оценке результатов предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки. В ДУУ предусмотрено участие практического психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |