Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.



2019-08-13 169 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастные особенности детей 2-х - 3-х лет. На втором году жизни детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда. Мебель, транспортные средства), способами их использования: функциями («Из чашки пьют чай и компот», «На автобусе ездят люди»). Называя предметы, детей знакомят с их цветом, формой, величиной, учат различать и называть части некоторых предметов (у автомашины – кабина), материал, из которого сделаны (бумага, дерево, ткань). При ознакомлении с материалом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие детьми. Отдельные свойства и качества материала воспринимаются легче, если ребенок неоднократно опробует его (мнет, рвет.) Необходимо формировать у дошкольников умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. Показывая сюжетные картинки, проводя игры-инсценировки, обращать внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет), помогать разобраться что хорошо и что плохо. Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения повторяются неоднократно и с последовательным усложнением. Ребенка двух лет следует учить играть с куклой. Что даст ребенку возможность ощутить себя в положении другого, переживать его радости как свои, воспитанию эмоциональной отзывчивости. В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм, упрямство, строптивость. В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка.

Основным видом деятельности трехлеток становится игра. На третьем году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей 3-х – 4 лет. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.

Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

Возрастные особенности детей 4 лет:

ПОКАЗАТЕЛИ   ХАРАКТЕРИСТИКА  
Ведущая потребность   · Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка · Игровая деятельность  
Восприятие   · Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие · Отношения со взрослыми · Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству  
Эмоции   · Эмоционально-практическое - сверстник малоинтересен · Резкие переключения, · Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания Объект познания   · Экспериментирование, конструирование · Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения
Восприятие   · Восприятие сенсорных эталонов ( цвет, форма, размер)
Внимание   · Непроизвольное - быстро переключается с одной деятельности на другую. · Удерживает внимание 5-10 минут. · Объем внимания 3-4 предмета.  

 

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет. Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т. д.

Развитие психических процессов у детей 5 лет:

 

ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС   КОМПОНЕНТЫ  
      Восприятие   Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния
Память Зрительная, слуховая, тактильная
Внимание   Объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение
Мышление   Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация
Воображение Репродуктивное - с элементами творческого

 

Возрастные особенности детей 5 – 6 лет. К пятилетнему возрасту все психические процессы активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются задатки ответственности за порученное дело.

В пять лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально - личностная сфера. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Поэтому много заданий должно быть посвящено осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Во время занятий часть времени отводится на постепенное формирование произвольного внимания. Упражнения направлены на развитие важнейших характеристик внимания : устойчивость внимания как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой и распределение внимания - возможность сосредоточиться одновременно на двух или большем числе различных объектов.



2019-08-13 169 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)