Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи образовательной деятельности



2019-08-13 708 Обсуждений (0)
Цели и задачи образовательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологическое сопровождение по реализации основной общеобразовательной программы ДУУ № 102 «Рябинушка» по освоению образовательных областей строится с учетом решения общих и конкретных задач:

 

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС Задачи обучения, воспитания и развития, в соответствии с реализуемой программой
Социально-коммуникативное 
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • развитие социального и эмоционального интеллекта
  • развитие способности к эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых.
  • Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
  • При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей, учитывать, что у детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, интеллекта определяют разный уровень владения речью.
  • Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков.
  • Одним из важных факторов, влияющим на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу выстраивается индивидуально.
 
Познание
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
  • развитие воображения, творческой активности
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях окружающего мира(форме, цвете, размере и т.п.)
  • Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.
  • Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
  • Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
  • Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
  • Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
 
Речевое
  • формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылке обучению грамоте
адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями).  
Художественно-эстетическое · Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.   •     формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества; •     формировать желание улучшать свои личностные качества.  
Физическое · Укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия. Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.   •     формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; •     учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой, •     развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет. •     развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; •     формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных; •     развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе; •     формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности  

Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

 

Содержание психолого-педагогической деятельности.

 

Цель психолого-педагогического сопровождения, в МБДОУ №12 «Алёнушка» г. Сальска, обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в ДОУ в условиях внедрения федеральных государственных требований и потребностями всех субъектов учебно-образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики.

Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной и педагогической психологии, и выстроена по принципу развивающего образования.

 На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения. Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

· Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

· Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.

· Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.

· Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

· Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

· Творческая организация (креативность) образовательного процесса;

· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

· Уважительное отношение к результатам детского творчества;

· Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

· Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

· Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

· Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

· Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

· Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

· дети;

· педагоги;

· родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей.

Основная задача психолого-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

· наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

· проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

· включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

· формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

     В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Все возрастные группы: Проводит психологическую диагностику, психологическое консультирование, разработку и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики, проводит тренинговые и психокоррекционные формы работы.

Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет. Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1 младшая: 1.Занятия с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению по методическому руководству «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» ( И. Г. Минова).

2.Диагностика. Наблюдение за адаптационным периодом детей младшей группы. Оформление адаптационного листа на каждого вновь прибывшего ребенка.

3.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей.

Возраст от 3 до 4 лет. Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

2 младшая: 1.Диагностика – уровня познавательного, интеллектуального и коммуникативного развития детей «группы риска» по программе занятий «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова).

2. Оформление карт психологического развития ребенка

3.Коррекционные занятия с «группой риска» (по результатам диагностики) по программе «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова).

4.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей.

Уровень развития детей младших групп целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу.

Возраст от 4 до 5 лет. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Средняя группа: 1.Диагностика 1 – уровня познавательного, интеллектуального и коммуникативного развития детей «группы риска» по программе занятий «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова).

2. Оформление карт психологического развития ребенка

3.Коррекционные занятия с «группой риска» (по результатам диагностики) по программе «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова).

4.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей.

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

Возраст от 5 до 6 лет. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ « Я».

 Старшая группа: 1.Диагностика эмоциональных процессов в старшей группе. Методика «Страхи» автор А. Л.Захаров

2.Диагностика межличностных отношений со сверстниками в группе по методике «Секрет»

3.Диагностика 1 – уровня познавательного, интеллектуального и коммуникативного развития детей «группы риска» по программе занятий «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова). Оформление карт психологического развития ребенка.

4.Коррекционные занятия с «группой риска» (по результатам диагностики) по программе «Цветик-Семицветик» (Н. Ю.Куражева, Н. В.Вараева, А. С.Тузаева, И. А.Козлова).

5.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей.

Возраст от 6 до 7 лет. Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Подготовительная к школе группа: 1.Диагностика уровня интеллектуального развития, произвольности, особенностей личностной сферы детей (6-7) лет по «Методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей» (Н. Н.Павлова, Л. Г.Руденко), Семаго Н. и др. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. Подведение итогов диагностики.

2.Коррекционные занятия с «группой риска» (по результатам диагностики) по методике В. Л.Шарохина, Л. И.Катаева.

3.Индивидуальная диагностика по запросам воспитателей и родителей.

4.Определение готовности к школе по региональному пакету диагностических методик М. В.Дуженко, Э. Е.Антоновой, С. В.Мингазовой.

5. Оформление карт-характеристик, сводной таблицы.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе.

После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

Критерии результативности деятельности педагога – психолога ДОУ:

     •  психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;

•   обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;

•   достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

•   сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;

•   обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;

•   функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;

•   сформированность коммуникативных навыков воспитанников;

•   вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Планирование образовательной деятельности

 

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры. Только те знания прочно усваиваются, которые получены самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем догадался он сам, его собственные открытия прочно закрепятся в его памяти.

В процессе занятий активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и других компонентов интеллектуально – познавательной сферы), специально направляется к наиболее естественной для него форме – игре. Использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, умению работать в коллективе, что в свою очередь является неотъемлемой частью успешной учебной деятельности. Также в программе присутствуют упражнения, направленные на развитие кисти рук, что тоже является неотъемлемой частью успешной деятельности в школе. Так как на первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не различает понятие "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываемся в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого года обучения и требует принятия дополнительных мер.

Программа разработана для старших групп детского сада и усложняется по мере обучения детей и подготовки их к школьному обучению. Каждое занятие продолжительностью 20 – 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

 

Перспективный план работы педагога-психолога:

1. Создание условий для укрепления психологического здоровья и полноценного психического развития воспитанников детского сада:

а) содействие созданию обстановки психологического комфорта в группе;

б) выявить уровень психологического развития детей;

в) разработать системы коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями и уровнями развития детей.

2. Формирование психолого-педагогической культуры педагогического коллектива:

а) организация наглядно-словесной и практической разъяснительной работы в педагогическом коллективе;

б) способствовать развитию нравственно-эмоциональной сферы            и навыков общения с детьми.

в) психологическая поддержка педагогов. Создание условий творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития, научить приемам релаксации.

3. Формирование психолого-педагогической культуры родителей:

а) анализ психологического микроклимата и особенностей воспитания в семье;

б) осуществлять практическую помощь родителям по вопросам воспитания в семье;

в) создание у родителей представлений о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком определенного возраста.


 

План работы с детьми старших групп для развития интеллектуально - познавательной сферы и навыков общения

 



Месяц занятие Цели и задачи занятия Содержание занятия Дидактическое сопровождение Материалы
Февраль Занятие №1 В игровой форме развивать: · Умение ориентироваться в пространстве · Внимание (произвольное, переключаемость) · Память · Речь · Умение считать · Умение работать в группе · Умение общаться 1. Знакомство 2. «Делаем медали» 3. Прямой счет 4. «Слушай хлопки» 5. «Послушай, что за окном» 1. Ведущий бросает мяч ребенку и называет свое имя. Ребенок ловит мяч, называет свое и бросает мяч следующему. (развитие памяти, внимания, умения работать в группе) 2. Дети садятся за стол, ведущий раздает материалы для изготовления медалей с именем. 3. Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит и продолжает счет – 2, бросает следующему – 3, тот ловит и говорит 4 и т.д. (развитие умения считать) 4. Дети идут по кругу, когда ведущий хлопнет 1 раз в ладоши, дети останавливаются и принимают позу«домика» (руки в форме «крыши) над головой. Если ведущий хлопнет 2 раза – принимают позу «лягушки». Три хлопка – поза «аиста».На 4 хлопка возобновляют ходьбу. (развитие координации, внимания, ориентации в пространстве) 5. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за окном, затем за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что слышал. (развитие внимания, памяти, умение описывать происходящее, тренировка речи) 1,3, мяч 2 Заготовки медалей.
Февраль Занятие № 2 В игровой форме развивать: · Умение ориентироваться в пространстве · Внимание (произвольное, переключаемость) · Память · Речь · Умение работать в группе · Умение общаться 1. Закрепление знакомства 2. «Не пропусти дерево» 3. «Делай как я» 4. «Кто больше увидит и запомнит» 5. «Закончи слово» 1. Ведущий бросает мяч любому из детей и спрашивает всех: «Как зовут этого мальчика (девочку) и дети хором отвечают. И так всех детей. (Развитие памяти, общения) 2. Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда услышат название дерева, дети должны вставать. (Способность переключать внимание) 3. Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По сигналу ведущего впереди стоящий ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – следующий ребенок и. т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую. Затем по сигналу ведущего дети должны опускать вниз сначала правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, который ошибся, выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется 1 победитель. (Развитие произвольного внимания) 4. Детям предлагается следующее: пока ведущий считает до 20, нужно найти и запомнить в комнате все предметы одного цвета (например – коричневого). После того, как ведущий закончил считать – дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые запомнили. После того как все перечислили что смогли, все открывают глаза и вместе считают и называют, какие и сколько пропущено предметов. (Развитие внимания и памяти) 5. Дети встают в 2 равные шеренги напротив друг друга. Ведущий выдает каждому карточку со словом (или изображением). Крайний ребенок должен вслух произнести половину слова, а стоящий напротив должен его закончить. Потом наоборот. Задать вопрос и ответить должен каждый ребенок. (внимание, речь, память) 1. Мяч 2. Карточка со словами у ведущего 3. звуковой сигнал 5. Карточки со словами
  Февраль Занятие № 3   В игровой форме развивать: · Умение ориентироваться в пространстве · Внимание (произвольное, переключаемость) · Внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов · Память · Речь · Воображение · Умение работать в группе · Умение общаться     1. «Перекличка – путанка» 2. «Четыре стихии» 3. «Слушай и исполняй» 4. «Нарисовать что-нибудь чего на свете не бывает»     1. Ведущий называет имена и фамилии присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя правильно, фамилия – нет, и наоборот). Дети внимательно слушают и отзываются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. (развитие произвольного внимания) 2. Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, если «вода» - все руки вперёд, «воздух» - вверх, «огонь» - вращают кистями рук. Игра продолжается дважды. Тот, кто ошибся во второй раз – выбывает и
2019-08-13 708 Обсуждений (0)
Цели и задачи образовательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи образовательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)