Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.



2019-08-13 344 Обсуждений (0)
Объекты и субъекты предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




О.О. Шендрикова, И.В. Каблашова

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Учебное пособие

 

                                                                                 

Воронеж 2019

 
ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный технический

 университет»

 

 

О.О. Шендрикова, И.В. Каблашова 

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Учебное пособие

 

Утверждено Редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

 

Воронеж 2019

 
 

УДК 621:338 (075)

Шендрикова О.О. Экономика предпринимательства: учеб. пособие/ О.О. Шендрикова, И.В. Каблашова. Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2019. ____с.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», дисциплине "Экономика предпринимательства", все профили подготовки бакалавров.

 

 

Табл. ___. Ил. ____. Библиогр.: ____ назв.

 

 

Рецензенты:

 

 

© Шендрикова О.О.,

 Каблашова И.В. 2019

© Оформление. ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный

 
 
 
технический университет», 2019


Введение

Учебное пособие дает системное представление об основах организации предпринимательской деятельности и способствует формированию инновационного мировоззрения. В процессе обучения, студентами последовательно рассматриваются вопросы, связанные с изучением сущности понятия предпринимательской деятельности, условий осуществления предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, особенностей развития предпринимательской деятельности в России, анализа финансового состояния предприятия, порядка проведения анализа финансового состояния предприятия, анализа производственной-хозяйственной деятельности предприятия, порядка принятия управленческих решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Цель дисциплины - освоение студентами базы теоретических знаний в области экономики и предпринимательства, необходимых специалисту в условиях рыночной экономики, и на этой основе – овладение специальной экономической терминологией, приобретение практических навыков выполнения разнообразных аналитических и экономических расчетов, характеризующих состояние и эффективность функционирования субъектов предпринимательской деятельности.

Задачи дисциплины:

-  раскрытие основного содержания экономических категорий, понятий, законов и закономерных тенденций в осуществлении предпринимательской деятельности;

- анализ процессов, отражающих деятельность предприятия (фирмы) как субъекта предпринимательской деятельности в рыночной системе хозяйствования;

- освоение современных методов и приемов анализа, планирования, организации и контроля функционирования субъекта предпринимательской деятельности.

 

1. Сущность предпринимательской деятельности.

 

История предпринимательства начинается со средних веков. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе. С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.) [1]. Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. - голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. - компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце 18-начале 19 века происходит разделение понятий собственник ресурсов и предприниматель, который берет эти ресурсы у собственника и заставляет их работать. Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства лежит [2]:

1. создание нового материального блага или нового его качества;

2. внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники;

3. изучение и освоение нового рынка;

4. получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее;

5. осуществление соотношения реорганизации производства.

Следующий этап – австрийская школа (Мизер, Хайек).

Они подробно исследовали рыночную ситуацию, спрос, предложение и поведение в них предпринимателя.

Если суммировать все современные подходы, то можно дать следующее определение предпринимательства:

Предпринимательская деятельность– новаторская, инициативная деятельность субъекта собственности с целью создания материальных благ или услуг [1].

Таким образом, предпринимательство принято определять, как [10]:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

- процесс организационной новации;

- прямую функцию реализации собственности;

- действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений;

- стиль хозяйствования;

- процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка;

- взаимодействие субъектов рынка и т. д.

 - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под "имущественную ответственность юридического лица [1];

-  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ГК РФ).

В экономической теории используется два понятия – предпринимательство и бизнес.

Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, но есть и существенные различия.

Бизнес – сфера предпринимательской деятельности, сфера приложения труда и капитала. Бизнес не принимает решений, не чувствует рынок.

Предпринимательство – деятельность субъекта в определенной сфере бизнеса. Предприниматель чувствует, думает, принимает решения.

Сегодняшнее определение предпринимателя имеет следующий вид:

Предприниматель – субъективный фактор воспроизводства, способный на инновационную и инициативную деятельность, обеспечивающий новые комбинации факторов производства [2], а так же осуществляющий любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, операции с ценными бумагами [1].

Предприниматель должен обладать качествами [2]:

- умением принимать новаторские решения в стандартных и неопределенных условиях;

- умением генерировать идеи, оценивать перспективы их применения;

- эффективно вводить и использовать новую технику;

- уметь оценивать и анализировать рыночную конъюнктуру;

- не бояться рисковать и уметь управлять риском.

Согласно последним исследованиям предпринимательством занимается около 10 процентов населения.

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной ГК РФ, можно выделить несколько особенностей предпринимательства [1]:

 - это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений;

- это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;

- это деятельность, связанная с риском, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

- предпринимательство - это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, так как, чтобы "систематически получать прибыль'', нужно действовать компетентно, профессионально длительное время; это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

-  эта деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции [1]:

- ресурсную (предполагающую эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, в свою очередь, под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства);

- социальную (проявляющуюся в стимулировании научных достижении и развитии предпринимательского таланта; в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела; в обеспечении роста числа рабочих мест, сокращении уровня безработицы, повышении уровня социального положения наемных работников);

- общеэкономическую (связанную с поддержанием экономической ситуации в регионе и стране в целом);

- творческо-поисковую (инновационную) (связанную с использованием деятельности новых идей и выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей);

- организаторскую (проявляющуюся в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы);

- политическую (реализуемую через деятельность  ассоциаций (союзов) предпринимателей).

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение понятию «предпринимательская деятельность».

2. Назовите основные факторы производства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Дайте определение понятию «предприниматель».

4. Охарактеризуйте основные качества, присущие предпринимателю.

5. Назовите особенности предпринимательства.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные функции предпринимательства.

 

Практикум по теме 1.

 

Задание 1: Выберите вид предпринимательской деятельности. Разработайте алгоритм действий предпринимателя при реализации предпринимательского проекта на примере выбранного вида деятельности.

 

К основным исходным положениям разработки и реализации предпринимательского проекта относятся [9]:

- генерирование идеи;

- планирование, то есть трансформация идеи в товар (работу, услугу);

- принятие предпринимательского решения о реализации предпринимательского проекта;

- создание предприятия как имущественного комплекса в рамках организационно-правовой формы и определение статуса своего участия в реализации предпринимательского проекта;

- инвестирование (финансовое обеспечение предпринимательского проекта);

- управление предприятием;

- оценка эффективности предпринимательской деятельности.

На рисунке 3 представлен алгоритм действий предпринимателей при разработке инновационного предпринимательского проекта [10].

Рис. 3. Алгоритм действий предпринимателя при разработке инновационного предпринимательского проекта

 

Задание 2. Перечислите факторы внутренней среды для выбранного предпринимательского проекта.

Внутренняя среда субъектов предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования субъекта предпринимательской деятельности, и полностью зависит от субъекта предпринимательства. Когда речь идет о внутренней среде субъекта предпринимательства, имеется в виду [10]:

- наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);

- выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;

-  организационная структура организаций;

- рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д.

Внутренняя среда предпринимательской организации – это ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, но и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуются в конечный продукт предпринимательской организации.

При формировании внутренней среды субъектов предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды [9].

Элементы внутренней среды – это составные части организации, необходимые для достижения целей. Основные элементы внутренней среды организации представлены на рисунке 4 [9].

Рис. 4. Факторы внутренней среды предприятия

Задание 3. Опишите элементы внешней среды выбранного предпринимательского проекта в соответствии с условиями вашего региона.

Внешняя средасубъектов предпринимательства представляет собой сложное образование, охватывающее широкий круг элементов, взаимосвязанных как с субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой, образующее своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность. Можно выделить ряд элементов, которые не подвержены непосредственному управляющему воздействию со стороны организации и не могут адекватно реагировать на ее поведение из-за косвенного, неопосредованного воздействия [9].

Например, субъект предпринимательства не в состоянии оказать прямое влияние на характер деятельности фирм-конкурентов, однако формируя качество производимых товаров, реализуя определенную ценовую политику, проводя мероприятия, способствующие укреплению своего имиджа и общественного признания, он создает определенные условия конкуренции, учитываемые всеми организациями, конкурирующими на рынке [10].

Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность с помощью критерия, выражающего характер воздействия (опосредованное). Эта совокупность может характеризоваться как отдельная группа элементов внешней среды – микроокружающая среда, которая как бы находится в фокусе рыночных процессов, отражающем наиболее существенные рыночные колебания.

Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов (рисунок 5) [10]: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д. Каждый из элементов, представленных на рисунке 5, обладает собственной многокомпонентной структурой. Группа, объединяющая научно-технические элементы, отражает уровень научно-технического развития, накладывающий технические и технологические ограничения на конкретный вид предпринимательства.

Рис. 5. Структура элементов макроокружающей внешней среды предприятия.

Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.



2019-08-13 344 Обсуждений (0)
Объекты и субъекты предпринимательской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объекты и субъекты предпринимательской деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)