Потребность в шкале сравнения.
Возникают ситуации, когда основная шкала задачи существует, и суждения в этом случае выражаются как отношения на ней. Например, если сравниваются относительные веса камней и имеются камни А весом WА и Б весом WБ, то в качестве отношения камня А к камню Б в матрицу вводится отношение WА / WА. Обратная величина – вводится в матрицу в качестве отношения камня Б к камню А. Мы начинаем с левого элемента матрицы и задаем вопрос: на сколько он важнее, чем элемент вверху? При сравнении элемента с самим собой отношение равно единице. Если первый элемент важнее, чем второй, то используется целое число из шкалы, которая будет дана позднее, в противном случае используется обратная величина. В любом случае обратные друг к другу отношения заносятся в симметричные позиции матрицы. Поэтому мы всегда имеем дело с положительными обратно симметричными матрицами, и необходимо произвести только суждений, где - общее число сравниваемых элементов. Мы не предполагаем, что суждения людей полностью согласованы и не принуждаем их согласовывать суждения, исключая требования обратной симметричности. Можно построить матрицу и с меньшим, чем числом суждений, полученных от разных людей. У вас может сложиться справедливое сомнение, что сравнение относительных весов камней сильно отличается от сравнения относительной важности критериев. При некоторых сравнениях можно использовать единицы измерения. Но как быть с социальными, политическими и эмоциональными факторами, сравнение относительной важности которых не может быть проведено в рамках физических измерений? Допустим, что существуют шкалы, по которым сравниваются относительные веса камней. Мы, возможно, взяли бы два камня в руки, один - в левую, другой – в правую, и попытались бы оценить «на глазок» их относительные веса (можно было бы и поднимать их поочередно одной рукой, чтобы избежать обмана ощущений, вызванного тем, что одна рука сильнее другой). На основе таких «экспериментов» мы бы не смогли бы утверждать, что камень А точно на три фунта тяжелее камня Б, однако смогли бы сказать, что камень А «слегка тяжелее», «намного тяжелее» и т.д. Аналогично, сравнивая относительную важность неосязаемых или количественно не определенных факторов, таких как «степень изношенности авто» или «стаж работы», не следует впадать в уныние из-за того, что у вас нет физических или объективных единиц их измерения. Вполне обоснованно можно было бы утверждать, что «степень изношенности авто» «важнее», чем «стаж работы», «гораздо важнее» и т.д., в зависимости от ваших вкусов и предпочтений. Таким образом, разница между сравнением физических объектов и неосязаемых чувств не так велика, как может показаться вначале.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |