Строение надземной части
Стебель – надземная часть растения, совместно с боковыми побегами составляет его скелет, или остов, соединяет корневую систему и листья, несет на себе почки, листья, цветки и плоды. Стебель – проводник воды, минеральных и органических веществ. У растений стебель в зачаточном состоянии имеется в зародыше семени, при прорастании которого он развивается из почечки. Дальнейший рост стебля и боковых ответвлений, вместе с листьями называемых побегами, приводит к образованию надземной части растения. Место перехода стебля в корень называется корневой шейкой. Место на стебле или боковом побеге, где прикреплен лист и имеется почка или отросший побег, называется узлом, а участки стебля между узлами – междоузлиями. Почка представляет собой сильно укороченный побег с зачаточными листьями или репродуктивными органами. Почки могут быть ростовые, имеющие зачатки побега и листьев; цветковые, несущие зачатки цветка или соцветия, и смешанные. По местоположению различают почки верхушечные (на конце побега) и пазушные (в узлах между черешком листа и стеблем). Ростовые почки размещены по всему стеблю, но величина их различна, и не всегда можно заметить. У древесных растений в большинстве случаев нижние почки обычно несколько лет остаются спящими, т.е. не прорастают. Вызвать их рост может сильная обрезка. Этот прием часто используют при формировке растений. По характеру роста и расположению различают стебли: травянистые и деревянистые прямостоячие (мальва, дельфиниум, колокольчик); раскидистые и пониклые (годеция, настурция, гипсофилла); ползучие и стелющиеся(портулак, седум, вербена, петуния, хлорофитум); вьющиеся и цепляющиеся (ипомея, клематис, душистый горошек). У некоторых растений стебель остается недоразвитым, находится в зачаточном состоянии, а листья образуют прикорневую розетку (бадан, функия, маргаритки). В соответствии с характером роста меняется и использование растений. Прямостоячие, раскидистые и пониклые формы рекомендуют для рядовых, стройных посадок, хорошо сохраняющих линию и форму, и в качестве солитеров (пион, диклитра и др.). Ползучие и стелющиеся растения, стебли которых не удерживаются без опоры, используют в озеленении комнат как ампельные – свисающие. Вьющиеся и цепляющиеся растения применяют для вертикального озеленения стен, колонн, беседок, пирамид и т.д. Видоизмененными побегами являются колючки и усики в пазухах листьев, плети. Колючки характерны для растений, обитающих в сухом и жарком климате, хотя нередко возникают и у растений других климатических зон. Колючки уменьшают транспирацию и защищают растения от поедания животными. Усики – это нитевидные образования, чувствительные к прикосновению и приспособленные для лазания. Лист – важнейший орган растения. Основная его функция – фотосинтез. Лист образуется из первичных бугорков конуса нарастания стебля. Он состоит из черешка и листовой пластинки. У некоторых видов растений имеются различные по величине и форме прилистники. Форма листьев варьирует в больших пределах. Цветок - укороченный побег с видоизмененными листьями, приспособленный для полового размножения: в результате опыления и оплодотворения образуются плоды и семена. Цветок состоит из цветоножки, зеленых чашелистиков, образующих чашечку, окрашенных лепестков, составляющих венчик, пестика и тычинок. Пестик имеет завязь, внутри которой находятся семяпочки. Из них после оплодотворения формируются семена. От завязи отходит столбик, заканчивающийся рыльцем. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльников, в которых образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок, их форма, размеры, окраска очень разнообразны. Цветки бывают одиночные (нарцисс, тюльпан, пион) или собраны в соцветия. Соцветия растений делятся на простые и сложные (рис.8). К простым соцветиям относятся: кисть (ландыш, черемуха), колос (гладиолус), щиток (турецкая гвоздика), початок, зонтик (примула), головка, корзинка (ромашка, гелениум, георгин, астра). Сложные соцветия: сложный колос, сложная кисть (метелка), сложный щиток, сложный зонтик и т.д. Рисунок 8 - Типы соцветий В процессе цветения происходит опыление цветков. По способу опыления растения подразделяются на самоопыляющиеся – пыльца попадает на пестик этого же цветка; перекрестноопыляющиеся – пыльца с цветка одного растения попадает на рыльце пестика цветка, находящегося на другом растении, и оплодотворяет его. Пыльца может переноситься при помощи ветра, насекомых и другими способами. Цветки отличаются большим разнообразием по строению, размерам, окраске, аромату, времени и продолжительности цветения. Плод образуется после оплодотворения из завязи, а иногда и из других частей цветка. Семя состоит из зародыша и запасных питательных веществ, окруженных семенной кожурой. Знание морфологических признаков плодов позволяет правильно определять время уборки семенных растений, условия их дозревания, сушки, обмолота и пр. и, как результат, получать большое количество высококачественных семян. Плоды цветочных растений различаются по форме, величине и окраске. Характер околоплодника (сухой или сочный) является одним из признаков, положенных в основу наиболее простой и доступной классификации плодов. Сухие плоды делятся на две группы: вскрывающиеся многосемянные и невскрывающиеся односемянные. Сухие вскрывающиеся многосемянные плодыразличаются по числу плодолистиков и гнезд завязи, способу вскрытия, положению завязи в цветке и типу гинецея (совокупность плодолистиков). К ним относятся:
Сухие невскрывающиеся односемянные плодыразличаются по толщине и плотности околоплодника. К ним относится:
Рисунок 9 - Сухие плоды: А.сухие раскрывающиеся плоды: 1,2 - листовка; 3,4- боб; 5,6 - стручок; 7 - стручочек; Б. сухие нераскрывающиеся плоды: 1- орех; 2- желудь; 3 – семянка; 4- зерновка Сочные плоды (ягоды). Эта группа включает плоды с более или менее сочным мясистым околоплодником, который окружает одно или несколько (много) семян. Мясистая часть таких плодов чаще состоит из тонкостенных клеток с крупными вакуолями. Сочные плоды обычно ярко окрашены, так как в клеточном соке содержат пигмент антоциан (солянум, аспарагус).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1099)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |