Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи



2019-08-13 549 Обсуждений (0)
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

 

ЭТИЧЕКСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994

 

 Руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами Всемирной Медицинской Ассоциации по этике и законодательством РФ в части права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, декларируя определяющую роль врача в системе здравоохранения, учитывая особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики, декларируя, что каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом, Ассоциация врачей России принимает настоящий Этический Кодекс российского врача.

 

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

 

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» Статья 71. Клятва врача

 

 Лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании дают клятву врача следующего содержания:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

- честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

- хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

- доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

- постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

 Клятва врача дается в торжественной обстановке.

 

Общая характеристика искусственного аборта как актуальной этической проблемы. История формирования взглядов на проблему. Особый статус эмбриона человека с биоэтических позиций. Биоэтический анализ основный доводов в пользу и против использования искусственного аборта. Характеристика основных биоэтических позиций по отношению к искусственному аборту: либеральной, умеренной, консервативной.

Искусственный аборт определяется как любое преднамеренное прерывание беременности. В современном обществе искусственное прерывание беременности является широко распространенным явлением.

Как массовое общественное явление, и в каждом отдельном случае искусственный аборт представляет серьезную биоэтическую проблему. Главная причина этого заключается прежде всего в том, что вне зависимости от того насколько опасны нарушения здоровья или насколько серьезны социальные сложности, побуждающие женщину пойти на аборт: в любом случае аборт может быть достаточно обоснованно расценен как вмешательство, преднамеренно прекращающее уже начавшуюся человеческую жизнь. Никакой искусственный аборт не может быть полностью нравственно оправданным.

Итак, по мнению многих искусственный аборт наносит обществу и профессиональной медицине значительный нравственный ущерб, выражающийся в первую очередь в том, что данное вмешательство представляет, образно говоря, «преднамеренное убийство неродившегося человека». Однако данное положение весьма дискутабельно. Широко распространена, морально обоснована, а во многих государствах -юридически узаконена также и другая точка зрения, согласно которой человек как обладатель всех человеческих прав, включая право на жизнь, появляется лишь с момента рождения или с какого то этапа своего внутриутробного развития. Для полноценного осмысления данного противоречия, играющего ведущую роль в формировании биоэтической проблемы искусственного аборта, необходимо подробно и всесторонне рассмотреть тот особый морально-этический статус, которым обладает эмбрион человека.

Особый морально-этический статус человеческого эмбриона заключается в первую очередь в том, что на любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства и определенных прав, как морального, так и юридического плана. И потому любые действия по отношению к нему подлежат этическому осмыслению и оценкам.

История становления человеческой культуры, в целом, и медицины, в частности, наглядно свидетельствует о том, что искусственный аборт относится к числу наиболее старых и сложных морально-этических, юридических и общесоциальных проблем.

В древнегреческом обществе отношение к искусственному аборту не было однозначным. Так в клятве Гиппократа выражено негативное отношение к искусственному аборту. Клятва запрещает врачу прерывание беременности ("Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария"). В то же время Аристотель расценивал искусственный аборт как нормальное средство регулирования рождаемости и считал аборт допустимым, пока в зародыше не сформировалась "чувствительность" и "двигательная активность".

В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался.

Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себе связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й день для девочек, то средневековые богословы и философы-схоласты (уже не различая пола) указывали то на 40-й, то на 80-й день. В средние века данный христианский догмат служил основанием для особо сурового наказания женщины (вплоть до смертной казни) за уничтожение именно одушевленного плода. 

В России отношение к проблеме искусственного аборта было крайне неодинаковым на разных исторических этапах развития российского общества. Так в 1649 году в России была введена смертная казнь за совершение любого искуственного аборта. Спустя столетие эта юридическая норма была отменена.

Начать биоэтический анализ аргументов «за» и «против» искусственного аборта следует с замечания, которое как нельзя лучше отражает всю глубину противоречия во взглядах и, соответственно, в аргументации между защитниками и противниками права женщины на аборт.

Аргументация защитников права женщины на выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или абортировать его, рассматривает вопрос об аборте как часть вопроса о репродуктивном здоровье и права человека на репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье выражается : а) в способности человека к произведению потомства, б) в ведении человеком удовлетворяющей и безопасной половой жизни, в) в свободном принятии человеком решений относительно произведения потомства и половой жизни. Следует также обязательно иметь в виду, что право на репродуктивное здоровье в определенном смысле являются основополагающими, в особенности - .для женщин. Лишение женщин права распоряжаться собственным телом, рожать детей тогда, когда ей угодно, и в том количестве, какое ей угодно, регулируя свою детородную функцию любыми юридически разрешенными способами, способно полностью перечеркнуть возможность использования женщинами прочих, пускай и самых широких гражданских прав.

Отстаивая право женщины на искусственный аборт, наиболее авторитетная международная организация, занимающаяся проблемами планирования семьи – Международная федерация планирования семьи – призывает общество и государство следовать так называеиой «двойной стратегии». «Двойная стратегия» основывается на следующих позициях: 1) в современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования собственной плодовитости, 2) и при наличии этих возможностей при случайной беременности женщине должен быть доступен безопасный и легальный аборт. По мнению Международной федерации планирования семьи вопрос об аборте- это не только вопрос не только о его опасности или безопасности, но и вопрос о правах женщины.

Главный, фундаментальный довод противников права женщины на искусственный аборт, как уже было показано выше, заключается в том, что на всех этапах своего развития человеческий эмбрион в праве на жизнь приравнивается к уже родившемуся человеку. Следовательно, искусственный аборт - это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому как можно говорить о праве на убийство!

В качестве серьезного аргумента против искусственного прерывания беременности выдвигается тезис о том, что аборт не просто убийство, а убийство сопровождающееся жестокостью. Этот тезис основывается на той точке зрения, что искусственное прерывание беременности причиняет эмбриону боль.

 

Морально-этические позиции можно объединить в три основные группы: 1) либеральную, 2) умеренную, 3) консервативную.

С позиций либерального отношения к искусственному аборту, до момента естественного рождения женщина имеет полное право принять решение о проведении искусственного прерывания беременности, а врач обязан обеспечить ей реализацию этого права. Не рожденный плод не признается человеческой личностью ни в каком смысле и, следовательно, моральные нормы, регулирующие взаимоотношения между членами человеческого общества, не имеют к нему никакого отношения. На не рожденный плод не распространяется право на жизнь и, следовательно, он не обладает качеством, которое обязывало бы других воздержаться от действий, прекращающих его существование. Следовательно, для сторонников либеральной позиции аборт не является убийством ни в каком смысле.

С точки зрения умеренного отношения к искусственному аборту превращение оплодотворенной яйцеклетки в человеческую личность осуществляется постепенно: в процессе развития от зачатия до рождения.

 В процессе формирования эмбрион, плод постепенно приобретает все больше и больше чисто человеческих свойств и качеств и, соответственно, все больше и больше права на жизнь. Если разделить беременность на три трехмесячных периода (каждый такой период называется триместр), то в первые три месяца право плода на жизнь минимально.

В первом триместре это право как правило расцениваются как менее важное, чем социальные или экономические интересы матери. В последнем триместре плод обладает настолько значительным правом на жизнь, что интересам матери может быть отдано предпочтение перед правом плода на жизнь только при наличии прямой угрозы для ее собственной жизни.

Конечно в соответствие с такой точкой зрения уровень права плода на жизнь должен определяться не только и не столько сроком беременности, сколько степенью развитости в нем человеческих качеств. Поэтому сторонники умеренного отношению к аборту обычно рассматривают плоды с грубыми, не поддающимися коррекции аномалиями развития как существа, обладающие вне зависимости от срока беременности весьма незначительным объемом человеческих свойств и качеств. С умеренных позиций принятие решения о правомерности аборта наиболее сложно во втором триместре. Здесь больше всего возможных вариантов этической аргументации при определении того, что преобладает: право матери на аборт или право плода на жизнь.

Суть консервативного подхода заключается в том, что искусственный аборт не может иметь морального оправдания и должен рассматриваться как прямое умышленное убийство. Эмбрион, плод с момента зачатия рассматривается как человеческая личность, обладающая бесспорным правом на жизнь. В рамках общего консервативного подхода выделяется ультраконсервативная позиция и умеренно консервативная позиция. Сторонники ультраконсерватизма считают, что запрету подлежит любой искусственный аборт в любом случае. Сторонники умереннного консерватизма признают право на аборт при наличии прямой угрозы для жизни женщины и в тех случаях, когда беременность явилась следствием насилия или инцеста.

 

 

18. Биоэтические проблемы контрацепции. Характеристика основных биоэтических позиций по отношению к контрацепции: либеральной и консервативной. Биоэтические проблемы использования современных репродуктивных технологий: искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства. Клонирование и его этические последствия.

 

Контрацепция – это группа методов, целью использования которых является предупреждение наступления беременности. К ним относятся: прерванный половой акт, ритмический метод, температурный метод, механические и химические средства с локальным действием, гормональные контрацептивы, внутриматочные средства. Предельно радикальным методом контрацепции является стерилизация.

     Контрацепция безусловно представляет биоэтически предпочтительную альтернативу искусственному прерыванию беременности. При всем при этом контрацепция сама также находится в проблемном поле современной биоэтики.

Морально-этических подходов к контрацепции, можно отнести к одной из двух основных позиций: либеральной либо консервативной.

Либеральная точка зрения :

1. Искусственный аборт не может являться этически приемлемым средством планирования семи

2. Политика планирования семьи должна проводиться в больших масштабах

3. При проведении политики планирования семьи должно учитываться право на свободу выбора средств планирования

4. Неприемлимы любые средства принуждения в выборе средств планирования

5. Учитывание местных культурных традиций при проведении политики планирования.

Консервативная позиция:

1. Контрацепция – безнравственна и духовна по православию (плодитесь и размножайтесь)

2. Контрацепция ведет к блуду, разврату и прелюбодеянию.

 



2019-08-13 549 Обсуждений (0)
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)