Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания.



2019-08-13 1361 Обсуждений (0)
Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Биоэтика – как междисциплинарная область знания : определение и причины возникновения биоэтики; отраслевая структура биоэтики; проблематика, предмет, объект, цели и задачи биоэтики.

Биоэтика – сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением моральных проблем, порождаемых новейшими достижениями биомедицинской науки и практиками здравоохранения.

Объект биоэтики – человек в ситуациях морального выбора, сопряженного с вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет возможную или действительную опасность для жизни и здоровья отдельного человека, группы людей или будущему человечеству в целом, а так же для животного при проведении научного эксперимента.

Предмет биоэтики – ситуации морального выбора при осуществлении вмешательства, представляющего возможную или действительную опасность для процессов жизнедеятельности; разработка биоэтических законов, принципов, правил, процедур эффективного рассмотрения и разрешения прецедентов(казусов), имеющих биоэтическое содержание.

Цели биоэтики – рациональный анализ нравственных проблем , связанных с биомедициной, и их связей со сферами права и гуманитарных наук. Они предполагают выработку этических ориентиров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека при уважении всех религиозных исповеданий, опирающуюся на рациональную основу и научно адекватную методологию.

Проблемы:

1)Проблема зачатия(контрацепция, репродуктивные технологии)

2)Проблема беременности (аборт)

3)Проблема родов

4)проблема самой жизни (ВИЧ,отдельные заболевания)

5)Проблема генетики

6)Проблема смерти и умирания

Задачи биоэтики - формирование принципов морального регулирования научных исследований, которое не ограничивало бы свободу науки, но обеспечивало бы и социальную защиту граждан и интересы общества. Как следствие, биоэтика формирует мировоззрение общества в целом, закрепленное в правовых государственных и международных законах и декларациях.

Причины возникновения биоэтики:

1)Бурное развитие технологий

2)Изменение социально-экономических и психологических сторон взаимоотношений врача и пациента(бесплатная,рыночная медицина)

Отрасли биоэтики:

1)Общая биоэтика – изучает основные ценности и принципы

2)Частная – изучает основные проблемы биомедицины

3)Клиническая – рассматривает конкретные проблемы в конкретных реальных ситуациях

+

Цели и задачи биоэтики:

1)Рациональный анализ нравственных проблем связанных с биомедициной

2)нахождение путей решения проблем

3)Нахождение моральных ориентиров, основываясь на ценностях человеческой личности и правах человека при уважении всех его интересов.

 

Учение о моральном долге Канта и его связь с моральными проблемами современной медицины. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль ДЖ.С, современный американский утилитаризм).Теория общественного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств прима фациес У.Д. Росса. Связь этических теорий с медико-этическими проблемами.


1.Моральный долг Кант выразил в трех аксиомах:

• Необходимость поступать так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех.

• в своих поступках следует исходить из того, что всякий другой человек является высшей ценностью и его нельзя рассматривать как средство.

• Все поступки должны быть ориентированы на благо.

2. Утилитаризм.

 Принципиальным для утилитаристских теорий является то, что определяющим - с точки зрения моральной оценки - элементом поступка или действия является его цель.

Главное состоит в том, что в утилитаристской теории признается один-единственный этический принцип - принцип пользы (полезности), который можно сформулировать примерно так: мы всегда должны действовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо - если последствия при любом варианте будут негативными - наименьшего суммарного вреда. Или другими словами: наш выбор оправдан, если выбранный вариант порождает больше блага, чем любой из альтернативных.

Дэвид Юм – все чувству сводятся к удовольствию и неудовольствию. Воспитываем в человеках совесть и нравственные чувства, критерий полезности – количество удовольствия и вредности – неудовольствия. Достижение общего блага как объект

бентам – то же самое общее благо, увеличение суммы счастья в стране,

миль – достижение общего счастья ценой счастья индивида

 

Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания.

 

Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности.  

биомедицинская этика может быть рассмотрена как отрасль профессиональной этики, изучающая морально-нравственные проблемы в сфере медицинской деятельности. При этом главным предметом изучения биомедицинской этики являются моральные аспекты взаимодействия между медицинским работником и пациентом. Характеризуя биомедицинскую этику, необходимо отметить ее междисциплинарную сущность: она развивается на стыке философии и медицины, ее проблемы рассматриваются также в рамках психологии, правоведения, теологии и ряда других гуманитарных и естественных дисциплин. Завершая определение биомедицинской этики нужно указать, что она по мнению авторитетных авторов еще не сложилась окончательно как наука и предмет преподавания и представляет формирующуюся сферу научно-теоретического и практического знания. В то же время процесс такого формирования идет сейчас весьма динамично.    

          

В повседневной врачебной деятельности далеко не редко возникают этически сложные проблемы, с одной стороны, не допускающие однозначного морального решения, но, с другой стороны, такие, от правильности решения которых зависит профессиональная судьба врача.

Пусть, скажем, врач, установив диагноз болезни пациента, приходит к выводу, что возможны два разных метода лечения. Задачу выбора он может воспринимать как чисто техническую, ориентируясь, к примеру, на более доступные средства и процедуры. Теперь несколько изменим условия задачи: пусть метод лечения "А" будет требовать больше времени, тогда как альтернативный метод лечения "Б" сопряжен с большей вероятностью побочных осложнений для пациента. В этом случае проблема становится не только технической, но и моральной, связанной с определением и уточнением того, что будет благом для пациента - излечение более быстрое или более безопасное.

Общество вполне обоснованно стремится, доверяя врачам человеческое здоровье, а зачастую и жизнь, максимально гарантировать то, что отношение врачей к этим несопоставимым по своему значению ни с чем личностным ценностям будет предельно добросовестным. Поэтому безупречное следование определенным этическим правилам представляет обязательную составляющую профессиональной деятельности высококвалифицированного врача. Иначе говоря, врач, не соблюдающий высокие профессионально-этические стандарты, не может считаться хорошим врачом.

Для того, чтобы успешно следовать морально-этическим канонам своей профессии, каждый врач должен знать их содержание и уметь творчески применить в практической деятельности. И первое, и в особенности второе представляет весьма сложную задачу, поскольку даже повседневная работа врача, как уже указывалось выше. сопряжена со значительным многообразием конкретных ситуаций и нравственной остротой возникающих при этом нравственных коллизий.

 

История развития медико-этического знания.

Обращаясь к истории биомедицинской этики, необходимо начать с того, что ее естественной предшественницей является традиционная медицинская этика. Традиционная же медицинская этика существует и развивается столько же, сколько и сама медицина. Для формирования этических основ европейской медицины непреходящее значение и по сей день имеет этика древнегреческого врача Гиппократа и в особенности его знаменитая «Клятва», представляющая проникнутые гуманистическим пафосом профессионально-нравственные обязательства врача.

Большое значение для формирования медицинской этики в современном ее виде сыграл вышедший в начале 19 века трактат английского врача Т.Персиваля «Медицинская этика». В трактате автор уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами. Он считал, что врачи должны являться «хранителями чести друг друга». Что же касается отношения к пациентам, то врач по мнению Персиваля врачу необходимо вести себя с ними «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Выдающийся терапевт, декан медицинского факультета Московского университета М.Я.Мудров по праву может считаться основоположником медицинской этики в России. Согласно Мудрову врачебная этика «предваряет всю медицину». В своих трудах Мудров подчеркивает элементы филантропии в профессиональной деятельности врача, освещает вопросы отношения к безнадежным больным, обсуждает моральные аспекты взаимодействия врачей.

Всемирно известный хирург и анатом Н.И.Пирогов в своих работах рассмотрел такую болезненную проблему медицинской этики, как врачебная ошибка. Беспристрастно анализируя прежде всего свои промахи, Пирогов приходит к выводу, что врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины.

Начиная с середины 50-х годов в условиях либерализации правящего режима сфера медико-этических знаний развивается в рамках и под названием «медицинская деонтология».

С конца 60-х годов медицинская деонтология становится объектом всеобщего внимания со стороны профессионалов и государства. По соответствующей проблематике публикуются работы философов и медиков, проводятся научные конференции. В учебные программы медицинских вузов вводится (рассеянное по отдельным дисциплинам) преподавание медицинской деонтологии.

В постсоветской России медицинская, биомедицинская этика, формируется в известных всем вам сложных экономических, социально-политических и культурных обстоятельствах. Обладая глубокими историческими корнями, имея в условиях гласности и идейного плюрализма невиданные ранее возможности для свободного развития, биомедицинская этика сталкивается с лавиной новых серьезных проблем, обусловленных не столько медицинским и общественным прогрессом, сколько проявлениями общественного кризиса.

 

3.Теория общественного договора
Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества,государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся отсуверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

4. Теория моральных обязательств Росса – попытка объединить перспективы утилитаризма и перспективы кантианства. Росс убеждён, делая моральный выбор, необходимо принимать во внимание последствия, хотя не результаты поступка, взятые отдельно, делают его правильным.
Минус:Моральные правила у Росса не являются абсолютными в том смысле, в каком они у Канта; следовательно, как в случае утилитаризма, невозможно утверждать, каким было бы моральное обязательство в действительной конкретной ситуации.

Если вкратце

 У нас есть перечень prima facie моральных обязательств – мы их придерживаемся при прочих равных – ну там не лги, не вору, не еби жену соседа. Но если они вступают в конфликт – мы выбираем из этих обязательств более важное и правильное, в этом нам помогает наша моральная интуиция.


Понятия:

-Фактический долг буквально есть то, что является моей реальной моральной обязанностью в конкретной ситуации.

-prima facie (при прочих равных) моральное обязательство есть обязательство, которое предписывает, что я должен делать, когда не рассматриваются другие релевантные в ситуации факторы.

-Моральная интуиция – есть у всех людей


 



2019-08-13 1361 Обсуждений (0)
Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение биоэтических знаний и умений для профессиональной врачебной деятельности. История развития медико-этического знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)