Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оформление таблиц и рисунков



2019-08-13 872 Обсуждений (0)
Оформление таблиц и рисунков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Выпускная квалификационная работа по психологии предполагает проведение эмпирического исследования с последующим статистическим анализом полученных данных. Качество интерпретации эмпирических данных, легкость ее прочтения рецензентами и слушателями в значительной мере определяется оформлением статистических таблиц и рисунков.

Статистические таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте ВКР, так и в Приложениях. Таблицы и рисунки должны содержать заголовки, достаточно полно отражающие их содержание и специфику. Таблица (или рисунок) от их заголовков отделяются одним пробелом.

В настоящее время в Европе и США сложились достаточно четкие единые требования к оформлению текстов научных работ, в том числе таблиц и рисунков. Эти требования сформулированы Американской психологической ассоциацией (АРА) и выдержали 6 редакций. Последняяизнихутвержденав2009 г (American Psychological Association. (2009). Publication Manual of the American Psychological Association (6th ed.). Washington, DC: Author.). В Российской Федерации стиль АРА (APA style) пока не является доминирующим, но тенденция к стандартизации оформлений научных текстов в соответствии с международными стандартами очевидна. Поэтому приведем несколько рекомендаций APA style к оформлению таблиц и рисунков.

1. Простота и легкость прочтения. Таблицы и рисунки должны иметь минимум элементов и деталей. Они не должны дублировать текст работы, а иллюстрировать его.

2. Во всех таблицах и рисунках используется единый стиль (тип и размер шрифта, маркеров, подписей и расшифровок сокращений, примечаний).

3. В линейных графиках (таких, как ANOVA) независимая переменная располагается на горизонтальной оси, зависимая – на вертикальной.

4. Как таблицы, так и рисунки должны быть черно-белыми.

5. Подпись к рисунку располагается под ним. В ней приводятся краткие и четкие объяснения всех сокращений, чтобы рисунок можно понять, руководствуясь только подписью и не обращаясь к самому тексту.

6. Подпись к рисунку может содержать примечание. Общее примечание начинается со слова Примечание, написанного курсивом. Ставится точка. Общее примечание содержит информацию, относящуюся к таблице в целом, и завершается объяснением аббревиатур и символов. Например: Примечание. Все незначимые нагрузки опущены. D = детерминация; К = креативность.

Если это необходимо, ниже примечание продолжается как особое примечание – применительно к отдельным строкам или столбцам. Наконец, еще ниже в структуре примечания указывается уровень значимости (если в таблице или рисунке используются уровни значимости), например *p< .05. **p< .01.

Все примечания располагаются именно в этой последовательности (общее – особые – уровни значимости) под таблицей, каждое – с новой строки. Красной строки не требуется. Начинать каждое особое примечание с новой строки не нужно. Например:

Примечание. Испытуемые были протестированы с помощью методики ….
К = количество ударов током.;

*p< .05. **p< .01.

Оформление таблиц и рисунков российских публикаций задается традициями или требованиями наиболее известных периодических изданий. В нашем случае для оформления таблиц и рисунков используется стандарт, приближенный к требованиям журнала «Вопросы психологии».

Заголовок таблицы располагается над таблицей, выравнивается по центру и выделяется жирным шрифтом. В тексте заголовка возможен 1 интервал. Например,

Таблица 1

Средние значения показателей интеллектуального развития учащихся
1 – 3 классов и значимость их различия по критерию Стьюдента

 

Заголовок рисунка располагается под рисунком, выравнивается по центру и следует сразу за выделенной жирным шрифтом надписью Рис. Например,

Рис. 2. Распределение количества последовательных контрастных иллюзий среди здоровых испытуемых.

 

Нумерация таблиц и рисунков в работе сквозная, например, Рис. 1 может быть приведен в Главе 1, а Рис. 2 – в Главе 3. Нумерация таблиц в Приложениях приводится в соответствии с номером приложения, например,

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Сводная таблица первичных показателей респондентов выборок ….

 

Ссылки на таблицы и рисунки приводятся в тексте работы следующим образом: (Табл. 5); (Табл. 2 и 4); «… анализ Табл. 3 позволяет заключить, что психическое развитие …»; (Рис. 2); Рис. 1 а); Рис. 12 – 15).

Подготовка таблиц и рисунков, действительно облегчающих понимание научных текстов, начинается еще до их построения. Большое значение для анализа данных, интерпретации и описания его результатов, а также для оформления таблиц и рисунков имеет оптимальная группировка переменных. В Пермской научной психологической школе обычно используется группировка переменных по уровням и подуровням интегральной индивидуальности. Например, первыми в списке следуют показатели свойств нейродинамики и темперамента, затем – когнитивные переменные (интеллект, мышление и т.п), затем – свойства личности и, наконец, индексы социометрического статуса и другие метаиндивидуальные характеристики. Такой порядок расположения переменных в значительной мере обеспечивает их компактную группировку в ходе корреляционного и факторного анализа («одноуровневые» характеристики, как правило, сильнее коррелируют друг с другом, чем разноуровневые), что значительно облегчает интерпретацию взаимосвязей.

При оформлении статистических таблиц бывает полезно визуально (например, двойной чертой), отделить показатели одного уровня или подуровня от другого.

Компьютерные таблицы и диаграммы, генерируемые такими известными статистическими пакетами как SPSS (корпорации SPSS) или Statistica (корпорации StatSoft), в их первозданном виде использовать в тексте глав ВКР не следует (в Приложениях, с отдельными пояснениями, это возможно). Эти таблицы и рисунки, как правило, копируются, а затем вставляются в электронные таблицы Excel (корпорации Microsoft), где и проводится последующее форматирование. После оформления таблиц или рисунков в электронных таблицах Excelони снова копируются и в окончательном своем виде вставляются в текст ВКР. Как правило, сам текст оформляется в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft). Значительно удобнее (и компактнее) осуществлять вставку выделенных в Excel таблиц и рисунков не из буфера обмена, а следующим образом: Правка – Специальная вставка – Рисунок (метафайл Windows), или - Точечный рисунок. Для того, чтобы рисунок сохранял свои параметры, «раскрывался», интервал строки, куда он вставляется, должен быть равным единице (один интервал). Обычно один интервал выставляется в этом случае не только в абзац, принимающий вставку, но и в один сверху и один снизу (они не содержат какой-либо информации).

Масштаб таблиц и рисунков должен быть таким, чтобы это не слишком затрудняло чтение.В тексте таблиц на стадии их оформления в Excel допустимо использовать шрифт Arial или TimesNewRoman меньшего размера, чем текст работы (12 пункт для статистически достоверных и 8-10 пункт для незначимых коэффициентов). Но заголовки к таблицам и рисункам приводятся 14-м пунктом шрифта TimesNewRoman.

Важную роль в чтении таблиц и рисунков играет расшифровка сокращений. Приведенные аббревиатуры диагностических шкал должны быть расшифрованы либо непосредственно в тексте таблиц (это можно сделать очень кратко, 8-10-м пунктом шрифта TimesNewRoman, после соответствующей аббревиатуры), либо в Примечании к таблице или рисунку.

Величины мер центральной тенденции (средних арифметических, стандартных отклонений) в таблицах приводятся с точностью до одного знака после запятой, а вероятности ошибки вывода о значимости статистических критериев – до третьего знака (в факторных матрицах возможны корреляции и до второго знака). Например, t = 5,2; p<0,001.

Достаточно часто таблиц вообще можно избежать, если в самом тексте выпускной работы привести величины статистических критериев. Приведем пример. «Анализ результатов воздействия препарата N на точность стрельбы респондентов экспериментальной выборки показал, что этот показатель значительно снизился по сравнению с фоновыми измерениями (t=2,4; p<0,001). Кроме того, он после воздействия оказался значительно ниже показателя точности стрельбы в контрольной выборке (t=3,5; p<0,001)». Обратите внимание – в данном случае нет необходимости указывать знак критерия (мы в тексте уже отметили, что результаты снизились).

При оформлении статистических таблиц желательно указывать величины как значимых, так и не значимых коэффициентов, выделяя значимые коэффициенты жирным шрифтом. Например, значимые коэффициенты и рассчитанные по ним величины вероятностей ошибок указываются 14 пунктом и жирным шрифтом, а не значимые – 8 или 10-м пунктом без шрифтового выделения.

Если значимость статистических критериев указана в соответствующем столбце таблицы, нет необходимости дополнительно ее обозначать «звездочками». Если же значимость не указана, «звездочки» проставляются в соответствии со сложившимися традициями: * – p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001). В этом случае речь идет о вероятности ошибки вывода о значимости различий или связи переменных. При этом знак < читается как «меньше или равно» указанной величины.

В корреляционных матрицах (так называемых «квадратных матрицах», где указаны взаимосвязи всех переменных) допустимо приведение только значимых на уровне p<0,05 (пятипроцентный порог значимости в гуманитарных исследованиях) коэффициентов. Коэффициенты корреляций, значимость которых не доходит до этого порога, можно опустить (пустые клетки матрицы как раз и будут свидетельствовать об отсутствии значимых взаимосвязей). В этом случае в Примечании обычно указывается: представлены значимые корреляции с вероятностью ошибки, не превышающей 0,05 (p<0,05).

При оформлении статистических таблиц, которые помещаются непосредственно в тексте глав ВКР, желательно их максимально компактное представление, когда, например, в одной таблице приводятся итоги сравнения средних значений показателей сразу в трех-четырех выборках респондентов. 

Ниже приводятся некоторые образцы таблиц и рисунков, иллюстрирующие результаты наиболее часто используемых в Пермской научной психологической школе статистических процедур.

Таблица 4

Сравнение средних значений характеристик копинг-поведения
и аксиологической направленности личности в группах с официальным
и гражданским статусом брака (по критерию Стьюдента; n1=n2=30)

Показатели

Средние
значения

Статистики

критерия

Офиц.

Гражд

t

p

1

Проблемно ориентированный копинг,

по Крюковой (ПОК)

56,5

58,4

-1,4

0,162

2

Эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК)

45,6

45,1

0,2

0,837

3

Копинг, ориентированный на избегание (КОИ)

34,4

46,9

-6,1

0,000

4

Вовлеченность, по Мадди (Вовл)

32,8

34,6

-1,3

0,201

5

Контроль (Ктрл)

25,8

27,2

-1,2

0,250

6

Принятие риска(ПР)

13,1

15,1

-2,3

0,021

7

Жизнестойкость (ЖСТ)

71,7

76,9

-2,1

0,036

8

Профессия(направленность личности на успешность в профессии, по Капцову и Карпушиной)

6,1

6,3

-0,9

0,381

9

Обучение и образование

5,2

5,6

-2,6

0,009

10

Семья

5,8

5,3

3,0

0,004

11

Общественная жизнь

4,0

4,6

-4,1

0,000

12

Увлечения

5,1

6,0

-3,9

0,000

13

Общая гуманистическая направленность

26,2

27,7

-3,9

0,000

Примечание. Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия. Офиц.; Гражд. – выборки респондентов, состоящих в официальном или гражданском браке;

В обеих выборках по 30 респондентов (n1 = n2 = 30)

 

В оформлении данной таблицы, взятой из выпускной квалификационной работы Н.К. Поршневой (2012) обращают на себя внимание следующие моменты:

1) Все переменные расшифрованы, и это сделано непосредственно в таблице. Допустимо использовать в таблице аббревиатуры, но в этом случае ниже таблицы, в Примечаниях, необходима расшифровка всех сокращений;

2) В таблице двойной линией отделены две группы переменных. Такой прием обязательным не является, но может облегчить «чтение» таблицы, оценку значимости различий по группам показателей. Особенно важно это бывает в том случае, когда имеется множество групп переменных.

3) Переменные в таблице имеют единую нумерацию, что позволяет быстро подсчитать процент значимых различий по группам показателей;

4) По всем переменным приведены как средние значения, так и статистики критерия Стьюдента. При этом значимые различия выделены жирным шрифтом. Таблицы, в которых приводятся только значимые различия, менее информативны, т.к. затрудняют сопоставление выборок относительно меры их сходства и различия, альтернативной и нулевой гипотез по измеренным показателям;

5) Поскольку значимость различий (p) для каждой переменной указана, нет необходимости дублировать ее «звездочками» (*; ** или ***).

Следующий пример иллюстрирует иной вариант оформления таблицы оценки динамики средних значений по критерию Стьюдента. В отличие от предыдущего варианта здесь используется t –критерий Стьюдента для зависимых выборок (одни и те же респонденты в разное время).


 

Таблица 5

Динамика показателей многомерного измерения объектов
(экспериментальная группа)
[6]

Показатели I класс IIкласс t II класс III класс t
Тест Г. Уиткина 2,36 5,68 -11,56*** 5,68 7,76 -6,11***
Описание чучела птицы (признаки) 2,84 4,92 -6,10*** 4,92 7,16 -6,83***
«Описание себя» (признаки) 4,00 13,60 -9,82*** 13,60 18,20 -6,94***
«Описание себя» (черты характера) 0,48 4,88 -7,30*** 4,88 6,08 -2,86***
«Описание друга» (признаки) 4,28 14,16 -9,65*** 14,16 20,40 -7,73***
«Описание друга» (черты характера) 0,72 5,44 -8,84*** 5,44 7,60 -5,06***
Признаки понятия «дерево» 2,84 2,36 1,42 2,36 2,96 -2,52*
Признаки понятия «зима» 4,08 3,64 0,87 3,64 3,00 2,37*

Примечание. *—р<0,05; **—< 0,01 ;***—< 0,001.


 

Таблица 6.



2019-08-13 872 Обсуждений (0)
Оформление таблиц и рисунков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оформление таблиц и рисунков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)