Оформление таблиц и рисунков
Выпускная квалификационная работа по психологии предполагает проведение эмпирического исследования с последующим статистическим анализом полученных данных. Качество интерпретации эмпирических данных, легкость ее прочтения рецензентами и слушателями в значительной мере определяется оформлением статистических таблиц и рисунков. Статистические таблицы и рисунки могут располагаться как непосредственно в тексте ВКР, так и в Приложениях. Таблицы и рисунки должны содержать заголовки, достаточно полно отражающие их содержание и специфику. Таблица (или рисунок) от их заголовков отделяются одним пробелом. В настоящее время в Европе и США сложились достаточно четкие единые требования к оформлению текстов научных работ, в том числе таблиц и рисунков. Эти требования сформулированы Американской психологической ассоциацией (АРА) и выдержали 6 редакций. Последняяизнихутвержденав2009 г (American Psychological Association. (2009). Publication Manual of the American Psychological Association (6th ed.). Washington, DC: Author.). В Российской Федерации стиль АРА (APA style) пока не является доминирующим, но тенденция к стандартизации оформлений научных текстов в соответствии с международными стандартами очевидна. Поэтому приведем несколько рекомендаций APA style к оформлению таблиц и рисунков. 1. Простота и легкость прочтения. Таблицы и рисунки должны иметь минимум элементов и деталей. Они не должны дублировать текст работы, а иллюстрировать его. 2. Во всех таблицах и рисунках используется единый стиль (тип и размер шрифта, маркеров, подписей и расшифровок сокращений, примечаний). 3. В линейных графиках (таких, как ANOVA) независимая переменная располагается на горизонтальной оси, зависимая – на вертикальной. 4. Как таблицы, так и рисунки должны быть черно-белыми. 5. Подпись к рисунку располагается под ним. В ней приводятся краткие и четкие объяснения всех сокращений, чтобы рисунок можно понять, руководствуясь только подписью и не обращаясь к самому тексту. 6. Подпись к рисунку может содержать примечание. Общее примечание начинается со слова Примечание, написанного курсивом. Ставится точка. Общее примечание содержит информацию, относящуюся к таблице в целом, и завершается объяснением аббревиатур и символов. Например: Примечание. Все незначимые нагрузки опущены. D = детерминация; К = креативность. Если это необходимо, ниже примечание продолжается как особое примечание – применительно к отдельным строкам или столбцам. Наконец, еще ниже в структуре примечания указывается уровень значимости (если в таблице или рисунке используются уровни значимости), например *p< .05. **p< .01. Все примечания располагаются именно в этой последовательности (общее – особые – уровни значимости) под таблицей, каждое – с новой строки. Красной строки не требуется. Начинать каждое особое примечание с новой строки не нужно. Например: Примечание. Испытуемые были протестированы с помощью методики …. *p< .05. **p< .01. Оформление таблиц и рисунков российских публикаций задается традициями или требованиями наиболее известных периодических изданий. В нашем случае для оформления таблиц и рисунков используется стандарт, приближенный к требованиям журнала «Вопросы психологии». Заголовок таблицы располагается над таблицей, выравнивается по центру и выделяется жирным шрифтом. В тексте заголовка возможен 1 интервал. Например, Таблица 1 Средние значения показателей интеллектуального развития учащихся
Заголовок рисунка располагается под рисунком, выравнивается по центру и следует сразу за выделенной жирным шрифтом надписью Рис. Например, Рис. 2. Распределение количества последовательных контрастных иллюзий среди здоровых испытуемых.
Нумерация таблиц и рисунков в работе сквозная, например, Рис. 1 может быть приведен в Главе 1, а Рис. 2 – в Главе 3. Нумерация таблиц в Приложениях приводится в соответствии с номером приложения, например, ПРИЛОЖЕНИЕ5 Сводная таблица первичных показателей респондентов выборок ….
Ссылки на таблицы и рисунки приводятся в тексте работы следующим образом: (Табл. 5); (Табл. 2 и 4); «… анализ Табл. 3 позволяет заключить, что психическое развитие …»; (Рис. 2); Рис. 1 а); Рис. 12 – 15). Подготовка таблиц и рисунков, действительно облегчающих понимание научных текстов, начинается еще до их построения. Большое значение для анализа данных, интерпретации и описания его результатов, а также для оформления таблиц и рисунков имеет оптимальная группировка переменных. В Пермской научной психологической школе обычно используется группировка переменных по уровням и подуровням интегральной индивидуальности. Например, первыми в списке следуют показатели свойств нейродинамики и темперамента, затем – когнитивные переменные (интеллект, мышление и т.п), затем – свойства личности и, наконец, индексы социометрического статуса и другие метаиндивидуальные характеристики. Такой порядок расположения переменных в значительной мере обеспечивает их компактную группировку в ходе корреляционного и факторного анализа («одноуровневые» характеристики, как правило, сильнее коррелируют друг с другом, чем разноуровневые), что значительно облегчает интерпретацию взаимосвязей. При оформлении статистических таблиц бывает полезно визуально (например, двойной чертой), отделить показатели одного уровня или подуровня от другого. Компьютерные таблицы и диаграммы, генерируемые такими известными статистическими пакетами как SPSS (корпорации SPSS) или Statistica (корпорации StatSoft), в их первозданном виде использовать в тексте глав ВКР не следует (в Приложениях, с отдельными пояснениями, это возможно). Эти таблицы и рисунки, как правило, копируются, а затем вставляются в электронные таблицы Excel (корпорации Microsoft), где и проводится последующее форматирование. После оформления таблиц или рисунков в электронных таблицах Excelони снова копируются и в окончательном своем виде вставляются в текст ВКР. Как правило, сам текст оформляется в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft). Значительно удобнее (и компактнее) осуществлять вставку выделенных в Excel таблиц и рисунков не из буфера обмена, а следующим образом: Правка – Специальная вставка – Рисунок (метафайл Windows), или - Точечный рисунок. Для того, чтобы рисунок сохранял свои параметры, «раскрывался», интервал строки, куда он вставляется, должен быть равным единице (один интервал). Обычно один интервал выставляется в этом случае не только в абзац, принимающий вставку, но и в один сверху и один снизу (они не содержат какой-либо информации). Масштаб таблиц и рисунков должен быть таким, чтобы это не слишком затрудняло чтение.В тексте таблиц на стадии их оформления в Excel допустимо использовать шрифт Arial или TimesNewRoman меньшего размера, чем текст работы (12 пункт для статистически достоверных и 8-10 пункт для незначимых коэффициентов). Но заголовки к таблицам и рисункам приводятся 14-м пунктом шрифта TimesNewRoman. Важную роль в чтении таблиц и рисунков играет расшифровка сокращений. Приведенные аббревиатуры диагностических шкал должны быть расшифрованы либо непосредственно в тексте таблиц (это можно сделать очень кратко, 8-10-м пунктом шрифта TimesNewRoman, после соответствующей аббревиатуры), либо в Примечании к таблице или рисунку. Величины мер центральной тенденции (средних арифметических, стандартных отклонений) в таблицах приводятся с точностью до одного знака после запятой, а вероятности ошибки вывода о значимости статистических критериев – до третьего знака (в факторных матрицах возможны корреляции и до второго знака). Например, t = 5,2; p<0,001. Достаточно часто таблиц вообще можно избежать, если в самом тексте выпускной работы привести величины статистических критериев. Приведем пример. «Анализ результатов воздействия препарата N на точность стрельбы респондентов экспериментальной выборки показал, что этот показатель значительно снизился по сравнению с фоновыми измерениями (t=2,4; p<0,001). Кроме того, он после воздействия оказался значительно ниже показателя точности стрельбы в контрольной выборке (t=3,5; p<0,001)». Обратите внимание – в данном случае нет необходимости указывать знак критерия (мы в тексте уже отметили, что результаты снизились). При оформлении статистических таблиц желательно указывать величины как значимых, так и не значимых коэффициентов, выделяя значимые коэффициенты жирным шрифтом. Например, значимые коэффициенты и рассчитанные по ним величины вероятностей ошибок указываются 14 пунктом и жирным шрифтом, а не значимые – 8 или 10-м пунктом без шрифтового выделения. Если значимость статистических критериев указана в соответствующем столбце таблицы, нет необходимости дополнительно ее обозначать «звездочками». Если же значимость не указана, «звездочки» проставляются в соответствии со сложившимися традициями: * – p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001). В этом случае речь идет о вероятности ошибки вывода о значимости различий или связи переменных. При этом знак < читается как «меньше или равно» указанной величины. В корреляционных матрицах (так называемых «квадратных матрицах», где указаны взаимосвязи всех переменных) допустимо приведение только значимых на уровне p<0,05 (пятипроцентный порог значимости в гуманитарных исследованиях) коэффициентов. Коэффициенты корреляций, значимость которых не доходит до этого порога, можно опустить (пустые клетки матрицы как раз и будут свидетельствовать об отсутствии значимых взаимосвязей). В этом случае в Примечании обычно указывается: представлены значимые корреляции с вероятностью ошибки, не превышающей 0,05 (p<0,05). При оформлении статистических таблиц, которые помещаются непосредственно в тексте глав ВКР, желательно их максимально компактное представление, когда, например, в одной таблице приводятся итоги сравнения средних значений показателей сразу в трех-четырех выборках респондентов. Ниже приводятся некоторые образцы таблиц и рисунков, иллюстрирующие результаты наиболее часто используемых в Пермской научной психологической школе статистических процедур. Таблица 4 Сравнение средних значений характеристик копинг-поведения
34,4 |
46,9 | -6,1 |
0,000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Вовлеченность, по Мадди (Вовл) | 32,8 | 34,6 | -1,3 | 0,201 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Контроль (Ктрл) | 25,8 | 27,2 | -1,2 | 0,250 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Принятие риска(ПР) |
13,1 |
15,1 | -2,3 |
0,021 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Жизнестойкость (ЖСТ) |
71,7 |
76,9 | -2,1 |
0,036 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Профессия(направленность личности на успешность в профессии, по Капцову и Карпушиной) | 6,1 | 6,3 | -0,9 | 0,381 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Обучение и образование |
5,2 |
5,6 | -2,6 |
0,009 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Семья |
5,8 |
5,3 |
3,0 |
0,004 | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Общественная жизнь |
4,0 |
4,6 | -4,1 |
0,000 | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Увлечения |
5,1 |
6,0 | -3,9 |
0,000 | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Общая гуманистическая направленность |
26,2 |
27,7 | -3,9 |
0,000 |
Примечание. Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия. Офиц.; Гражд. – выборки респондентов, состоящих в официальном или гражданском браке;
В обеих выборках по 30 респондентов (n1 = n2 = 30)
В оформлении данной таблицы, взятой из выпускной квалификационной работы Н.К. Поршневой (2012) обращают на себя внимание следующие моменты:
1) Все переменные расшифрованы, и это сделано непосредственно в таблице. Допустимо использовать в таблице аббревиатуры, но в этом случае ниже таблицы, в Примечаниях, необходима расшифровка всех сокращений;
2) В таблице двойной линией отделены две группы переменных. Такой прием обязательным не является, но может облегчить «чтение» таблицы, оценку значимости различий по группам показателей. Особенно важно это бывает в том случае, когда имеется множество групп переменных.
3) Переменные в таблице имеют единую нумерацию, что позволяет быстро подсчитать процент значимых различий по группам показателей;
4) По всем переменным приведены как средние значения, так и статистики критерия Стьюдента. При этом значимые различия выделены жирным шрифтом. Таблицы, в которых приводятся только значимые различия, менее информативны, т.к. затрудняют сопоставление выборок относительно меры их сходства и различия, альтернативной и нулевой гипотез по измеренным показателям;
5) Поскольку значимость различий (p) для каждой переменной указана, нет необходимости дублировать ее «звездочками» (*; ** или ***).
Следующий пример иллюстрирует иной вариант оформления таблицы оценки динамики средних значений по критерию Стьюдента. В отличие от предыдущего варианта здесь используется t –критерий Стьюдента для зависимых выборок (одни и те же респонденты в разное время).
Таблица 5
Динамика показателей многомерного измерения объектов
(экспериментальная группа)[6]
Показатели | I класс | IIкласс | t | II класс | III класс | t |
Тест Г. Уиткина | 2,36 | 5,68 | -11,56*** | 5,68 | 7,76 | -6,11*** |
Описание чучела птицы (признаки) | 2,84 | 4,92 | -6,10*** | 4,92 | 7,16 | -6,83*** |
«Описание себя» (признаки) | 4,00 | 13,60 | -9,82*** | 13,60 | 18,20 | -6,94*** |
«Описание себя» (черты характера) | 0,48 | 4,88 | -7,30*** | 4,88 | 6,08 | -2,86*** |
«Описание друга» (признаки) | 4,28 | 14,16 | -9,65*** | 14,16 | 20,40 | -7,73*** |
«Описание друга» (черты характера) | 0,72 | 5,44 | -8,84*** | 5,44 | 7,60 | -5,06*** |
Признаки понятия «дерево» | 2,84 | 2,36 | 1,42 | 2,36 | 2,96 | -2,52* |
Признаки понятия «зима» | 4,08 | 3,64 | 0,87 | 3,64 | 3,00 | 2,37* |
Примечание. *—р<0,05; **—< 0,01 ;***—< 0,001.
Таблица 6.
2019-08-13 | 872 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Оформление таблиц и рисунков |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы