Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфантильное состояние субъекта.



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Инфантильное состояние субъекта. 0.00 из 5.00 0 оценок




В момент начала лени актуализируется внутренний ребенок, с несформированной волевой сферой, детскими особенностями видения мира и т.д., поэтому начав лениться очень трудно собственными силами выйти из этого состояния. Выход из лени, как правило, соответствует актуализации состояния родителя.

Заразность.

Состояние лени, вероятно, передается по принципу психического заражения. Мы уже отмечали, что возникновение и продолжительность лени зависит от внешней ситуации. Если вокруг не принято лениться и никто не ленится, а наоборот, преобладают увлеченность и энтузиазм, то не найдется человека, которого потянуло бы отделиться от такого коллектива. Кроме того этим свойством можно объяснить передачу особенностей процесса ленения по принципу социального наследования.

Компенсирующий и уравновешивающий механизм - чувство вины.

Когда субъект чувствует, что его поведение не соответствует социальным нормам или требованиям ситуации, то у него начинается борьба между «хочу» и «надо» ( эго и супер-эго). Если некоторое время побеждает «хочу», то начинает формироваться чувство вины [10, с.546-558].

Динамика лени как процесса.

Для лени не характерно статическое состояние, она достаточно чутко своими проявлениями отражает любое малейшее изменение ситуации (как внешней, так и внутренней). На этом вопросе мы остановимся далее более подробно.

Состояние психической напряженности.

Это одна из наиболее важных и весомых характеристик. Поскольку лень почти всегда сопровождается борьбой мотивов, несущей за собой определенный уровень напряжения. Отмечается, что чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из психотравмирующих переживаний [13, с.39]. Это, в свою очередь, обычно только ухудшает ситуацию. «При рассмотрении структурно-функциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психического напряжения обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. Это сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации » [15].

Гендерные различия.

В нашем исследовании мы получили результаты, указывающие на то, что существуют различия между ленью мужчин и женщин. Они касаются в основном сфер, где проявляется лень, особенностей восприятия собственной лени и отношения к ней.

1.3. Динамика лени.

Для нас динамика лени связана с динамикой волевого процесса. Если рассматривать лень как деятельность, то для ее начала и завершения нужны определенные ситуации (сочетание внешних условий и внутренней активности). И здесь ведущую роль играет волевое действие. Рубинштейн выделяет следующие стадии (фазы) волевого действия: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьбы мотивов, решение, исполнение [6, с.594].

Когда возникает побуждение к какой-либо деятельности или действию и осознается цель, то сразу же она реализуется не всегда. Может появиться «сомнение или в данной цели или в средствах, которые ведут к ее достижению, иногда мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желаемой цели, и в результате образуется задержка» [6, с.594]. Когда исполнение действия откладывается, происходит осознание своей пассивности по отношению к невыполнению действия. Положение осложняется. Между поведением и действием вклинивается размышление и борьба мотивов. Они сопровождаются противоречиями, раздвоениями или растроениями, внутренними конфликтами. Нужное действие всё ещё не осуществляется, поэтому добавляется чувство вины, неудовлетворенность, уровень нервно-психического напряжения неуклонно возрастает. И ключевым моментом становится стадия принятия решения. Оно сопровождается ярко выраженным чувством усилия, связанным с внутренней борьбой. Именно на этом этапе необходима сила воли, которая проявляется «не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, этом случае возможны 2 варианта: выполнять действие или не выполнять его (лениться). В первом случае, когда начинается исполнение намеченного действия, заканчивается деятельность - лень. Во втором - процесс вновь переходит на стадию борьбы мотивов и вся внутренняя борьба происходит на более высоком уровне.

Мы попытались представить эту модель в нашей рабочей схеме:

1 деятельность.

2 конкретное действие.

3 состояние «здесь и теперь»

4 борьба мотивов

5 принятие решения

Комментарии следующие: на определенном этапе деятельности при определенных условиях субъект отходит от плана выполнения деятельности и начинает заниматься чем-то другим - лениться. Но в первые моменты (от секунд до часов) он находится в контексте «здесь и теперь» и полностью поглощен новой деятельностью. Субъект некоторое время следует внутренним тенденциям и стремлениям и воспринимает этот процесс как актуальный и нужный ему. Однако в какой-то момент вмешивается ситуация, которая вносит контекст долженствования («надо»). Именно в этот момент осознается, что текущая деятельность уже не является приоритетной, а является ленью, т.к. не выполняется деятельность, которая вновь стала актуальной. Начинается борьба мотивов, взвешивание всех «за» и «против». Но инфантильное состояние, которое сопровождает лень, не дает быстро от нее отойти. Нарастает психическое напряжение и т.д.

Отметим и такой момент: в каждом конкретном случае субъективно продолжительность лени как процесса может восприниматься по-разному: с момента осознания своей лени (4,5) или с момента ухода от выполнения намеченной деятельности(3,4,5).

Таким образом, мы описали с разных сторон феномен лени и показали, что его просто необходимо рассматривать значительно шире, чем это принято в нашем обществе. Кроме традиционно негативного отношения к ней и различных неприятных моментов, которые она привносит в нашу жизнь, мы отметили и немалые ее позитивные стороны. Не признавая их значимость для каждого конкретного индивида (какие девиденты он получает от нее), мы не сможем понять причины его лени, а, следовательно, и разобраться что нужно делать для того, чтобы успешно преодолеть все ее неблагожелательные последствия. Разработка этого направления дальше очень важна, т.к. особенности лени конкретного человека являются определенным показателем его жизненных проблем и трудностей. Ведь ленью называют очень многое, что имеет негативную окраску, и человеку очень трудно признать это в себе. Можно сказать, что лень имеет «теневую» основу. Учитывая этот аспект на наш взгляд будет очень продуктивным и полезным использовать психологический анализ лени в психотерапевтических и психокоррекционных целях. Этому вопросу мы планируем уделить внимание в наших последующих работах.

 



2019-08-13 215 Обсуждений (0)
Инфантильное состояние субъекта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфантильное состояние субъекта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)