Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 1. Теоретические основы философии.



2019-08-14 343 Обсуждений (0)
Лекция 1. Теоретические основы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




В. И. Щеров

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Методические указания к

семинарским занятиям по курсу «Философия»

для студентов заочного отделения

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Введение                                                                       

2.  Методические материалы лекций.

3. Планы семинарских занятий.                                              

4. Приложение 1. Методические рекомендации по оформлению контрольной

работы.

Приложение 2. Темы и планы контрольных работ.

Приложение 3. Темы рефератов. Методические рекомендации по оформлению рефератов

Приложение 4. Словарь философских терминов.

  Приложение 5. Вопросы для повторения.   

 

 

Введение

Учебный курс «Философия» должен сформировать у студентов стройного представление о целях и задачах философии. Кроме того, в ходе лекционных и практических занятий студенты должны приобрести умения и навыки по использованию главных методов философского мышления (анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.)

    Цель изучаемой дисциплины: сформировать у студентов мировоззренческое представление о предмете изучения философии, её месте и роли в культуре, а также привить умения и навыки осознанного использования главных методов философского мышления.

Задачи дисциплины:

1) познакомить студента с предметом и структурой философского знания;

2) изучить основные направления, школы философии и этапы её исторического развития;

3) рассмотреть важнейшие категории философии (бытие, истина, пространство, время, причинность, качество, мера и т. д.);

4) объяснить мировоззренческую функцию философии и её роль в формировании научной, философской и религиозной картины мира;

5) пояснить аксиологическую значимость философии, особенно, при изучении моральных, эстетических, правовых и религиозных ценностей. 

    Данные методические указания для подготовки к практическим занятиям содержат перечень требований для самостоятельного ознакомления с ключевыми философскими проблемами и освещающей их литературой. Историко-философский уклон курса создаёт для студентов заочного обучения возможность самостоятельно проанализировать исторические типы мировоззрения, критерии истины, представления о ценностях, методы познания и т. д.  

        

 

 

Методические материалы лекций для установочной сессии.

Введение в философию.

Лекция 1. Теоретические основы философии.

1. Предмет изучения философии

2. Отрасли философского знания.

3. Особенности философского метода.

           1. ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo люблю, sophia - мудрость) – мировоззренческая наука о неизменных свойствах действительности и социальных явлений, а также о способах их познания. Слово «философ» впервые встречается у Пифагора, обозначая исследователя изначальной природы вещей. Философия была древнейшей из всех наук, в пределах которой до XIX века формировались математические, естественнонаучные и социальные знания. Впоследствии с формированием современной системы научных дисциплин философия продолжает составлять их общенаучную методологическую основу. Философские знания обусловлены историческими условиями своего возникновения, культурно-национальными традициями и личным опытом самого философа.  Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т. е. одинаковой для всякого человека, это – индивидуальное убеждения каждого мыслящего о мире как о целом и своем месте в нем. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, в философии речь идет о соединении этих знаний в завершенную картину миру, придающую целостность и осмысленность существования как отдельному человеку, так и всему историческому сообществу. Для философских вопросов характерна мировоззренческая направленность: для Платона она заключается в познании неизменного мира идей; для Аристотеля философия необходима для нахождения первопричин вещей; для стоиков она выражена в стремлении к нравственному идеалу и обретению внутренней свободы; для Эпикура  она состоит в разъяснении того, как стать счастливым посредством разума; для Канта философия выявляет возможности и пределы человеческого познания; для Гегеля она состоит в поиске логического метода для объяснения законов всеобщего развития; для Шопенгауэра философия выражает предметный  мир в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме понятий. Философия как система знаний обычно делится на онтологию, теорию познания, аксиологию, философскую антропологию, философию истории и культуры, логику, этику, эстетику, методологию и т.д. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает общие философские вопросы и стремится к их самостоятельному разрешению, что придает своеобразие  китайской, индийской и европейской философии.

           2. Одним из первых и древнейших подразделений философского знания является онтология (наука о сущем) или теория бытия, которая занимается изучением неизменного источника, общих характеристик объективной действительности. Важнейшие направления всей мировой философии - идеализм и материализм - делали предметом онтологии соответственно либо абсолютные идеи, с которых копировались реальные вещи, либо материю, определяющую мир и сознание. В современной философии центральной темой является бытие человека, через которое только и можно понять смысл истины или существования мира.

           Другой философской дисциплиной является гносеология или теория познания, изучающая процесс познания как единое целое, его границы, предпосылки, условия и всеобщие основания. Гносеология находится вне частнонаучных интересов, т.е. занимается выстраиванием и изучением общих конструкций отражения реальности в ощущениях, восприятии и. К важнейшим вопросам этой дисциплины можно отнести соотнесение знания и реальности, сущности и явления, знания и веры, познания и понимания и т.д.

           Третья ключевая отрасль философской мысли - аксиология - теория ценностей. Проблема ценностей - это проблема соотнесения мировых явлений и субъективных воззрений. Ценность - устоявшаяся отрицательная или положительная оценка, которая соотносима с какой-либо потребностью человека. Ценности могут быть вечными и временными, индивидуальными и общечеловеческими, материальными и духовными, но в каждом из этих случаев они представляют собой специфические социальные или культурные явления, отделенные от природы.

           Другой важнейшей отраслью философии можно назвать философскую антропологию, которая изучает родовую сущность человека, его отличия от животных (сознание, язык, труд и т.д.) Главная оппозиция антропологии - это «природа/культура» и задача специалиста выявить меру причастности отдельного человека или общности к каждой из её сторон.

           Более детально проблемы цивилизации и культуры разрабатываются философией истории. В истории философ изучает не отдельные факты, а общие вопросы, связанные с толкованием цели и законосообразности исторического процесса, его субъективных и объективных факторов.

           Большое место в системе философских знаний занимает социальная философия, которая изучает внутреннюю организацию общества, отношения между социальными группами, классами, стратами, государствами. В отличие от социологии, эта дисциплина занимается выявлением общих законов развития представлений о человеке как существе одновременно индивидуальном и социальном.

           Необходимой частью философских знаний является методология и философия науки. Методология - это теория общих способов, приёмов и средств организации познания частных и общих наук. Кроме вопросов теории знаний методология решает проблемы её экспериментального применения. Философия науки исследует общие характеристики научного познания, а также структуру и принципы его доказательности и обоснованности.

           Наиболее интересными философскими дисциплинами является эстетика и этика.. Эстетика (от греч. Aisthetikos - чувственный) - учение о прекрасном, которое выступает как философская категория, независимая от теоретических и эмпирических, субъективных и объективных различий. Эстетика изучает закономерности художественного творчества и искусства. Этика (от греч. Ethos - нравственный обычай) - учение о морали и нравственности как иерархии социальных норм поведения. Основные вопросы: происхождение добра и зла, свобода выбора, сущность долга и т.д.

           3. Общенаучная методология философии разделяет все возможные виды знания на эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое. Эмпирическое знание – результат экспериментального изучения, проверки и подтверждения свойств и отношений реальных фактов. Теоретическое знание – это обобщенная система понятий и законов, которая носит абстрактный характер. Методологически теоретическое мышление строится на основе дедукции, идеализации и концептуализации (в противоположность эмпирическому мышлению, исследующего свойства и отношения вещей с помощью методов индукции, анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д. Метатеоретическое знание - представляет собой непротиворечивое единство фундаментальных концепций, определяющих особые правила построения теоретических суждений и умозаключений (законы логики, теория научного языка Витгенштейна, математический язык Тарского, языки программирования на основе единого информационного кода и т.д.)

           Особенности философских (обобщающих) способов, приёмов и средств познания можно охарактеризовать с помощью понятийной логики – формальной и диалектической. Формальная логика, созданная Аристотелем, стала основой метафизики, изучающей неизменные свойства вещей. К XVII оформились четыре основных закона формальной логики: 1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественная сама себе, т. е. необходимо мыслить определённый предмет и его существенные признаки. 2. Закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. 3. Закон исключённого третьего: два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными; одно из них необходимо истинно, другое необходимо ложно. 4. Закон достаточного основания: всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание (причину) в виде проверенной другой истинной мысли.

           Противоположностью формальной логики является диалектическая логика, созданная в XIX веке, Г.В.Ф. Гегелем. Диалектическая логика изучает закономерности развития идеального и материального мира от возникновения до разрушения через стремление всякой идеи в виде понятия или вещи к своей противоположности. Гегель называет три закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания, выражаемый в логической формуле умозаключения: тезис – антитезис – синтез.

Вопросы для самоконтроля.

1. Можно ли назвать философию научным знанием и почему?

2. Назовите предмет изучения основных отраслей философского знания?

3. Назовите и охарактеризуйте не меньше пяти общенаучных методов познания?

4. В чем состоит принципиальное различие между формальной и диалектической логикой?



2019-08-14 343 Обсуждений (0)
Лекция 1. Теоретические основы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 1. Теоретические основы философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)