Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Исторические типы философии.



2019-08-14 186 Обсуждений (0)
Лекция 2. Исторические типы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Античная философия.

2. Средневековая философия.

3. Философия начала Нового времени.

4. Немецкая классическая философия.

5. Современная западная философия.

Деление истории философии на периоды условно, как говорят
философы, конвенционально. Выявляют три основных концепции времени: «циклическая», «осевая» и «линейная». «Циклическая» теория исторического времени создана немецким философом О. Шпенглером, который разделял историю на синхронное сосуществование живых культур, существующих примерно 2200 лет, и как любое живое существо проходящих биологические ступени рождения, расцвета и смерти.  «Осевая» теория истории создана немецким философом экзистенциалистом К. Ясперсом, которые определяет в истории в VI веке до н. э. центральную или «осевую» точку возникновения основных мировых религий, течений в искусстве, направлений философии, законов этики и т. д. «Линейная» концепция времени сформировалась в эпоху господства христианства в трудах римских философов А. Августина, Дионисия и др. История в христианстве и по сей день получает начальную точку отсчета (Рождение Иисуса) и религиозную целесообразность, направленность в развитии (Апокалипсис). «Линейная» концепция времени разделяет всемирную историю философии на три периода: древняя философия, средневековая философия, новая философия. В новой философии выявляются философия Возрождения, философия начала Нового времени, философия Просвещения, немецкая классическая философия, современная западная философия.

1. Первая философская школа в Древнем мире сформировалась в Древней Греции в VI веке до н.э. и получила название Милетской (Ионической). До V в. до н. э. все философские учения античности были натурфилософскими, т.е. изучающими Природу. С V в. до н.э., начиная с Сократа, античные философы стали изучать вопросы познания человека и получили название сократических.

Философы Милетской школы - Фалес, Анаксимандр. Анаксимен - жили в VI в. до н.э. Миф повествовал о том, кто родил сущее, философы, - милетцы рассуждали, из чего оно происходит. Они искали архэ, действительно существующее первоначало. Фалес был одним из семи греческих мудрецов. Каждый из семи мудрецов прославился мудрим высказыванием. Высказывание Фалеса было: "Вода есть наилучшее". Вода - начало всего. Земля плавает по воде. Все полно Богов и поэтому одушевлено (панпсихизм). Магнит, например, имеет душу, так как движет железо.

Первоначало у Анаксимандра, согласно доксографам (доксографы - древние авторы, описывающие взгляды других философов) − апейрон. Алейрон − бесконечность, объемлющая весь космос. Из нее происходят различные элементы, вещественные субстанции, а из смеси их − вечная природа. Субстанцией не может быть элемент. Элементы находятся друг к другу в отношении противоположности и борьбы. Если бы апейроном (бесконечным) был один из элементов, то остальные должны были бы
погибнуть. Поляризация конечных элементов движет космосом. Из каких элементов возникают вещи, в те же самые элементы они уничтожаются, согласно предназначению. Каждый из конечных элементов находится в упорядоченном соотношении с другим элементом, возникает и уничтожается в установленный срок.

Анаксимен говорил, что архе является воздух. Из воздуха происходит все путем сгущения и разрежения: душа состоит из воздуха, огонь - разреженный воздух; сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей и, наконец, камнем. Воздух объединяет человека и мир. Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, удерживает нас от распада, так и весь космос объемлют воздух и дыхание.

Гераклит из Эфеса (540-480 до н.э.). Этот космос, учил Гераклит, не создал никто из известных Богов, но над известными богами стоит Бог как воплощение богов в их борьбе и одновременно гармонии. Этот космос был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающими. Огонь - первоначало, воплощение борьбы и одновременно гармонии разных стихий. Мир состоит из борющихся противоположностей (день-ночь, изобилие-голод и т.д.), которые, однако, тождественны, полностью совпадают: явленное как два по природе одно. Закон гармонии мира: враждебное ладит с собой.

Сократ (470 - 399 до н. э.). Сократ никогда ничего не писал. Он проводил время на афинских площадях, вступал в беседы-диалоги с каждым, кто хотел с ним говорить. В историю философии вошел метод сократических бесед - майевтика. Метод состоял в том, что Сократ, отказавшись от прежней формы постулирования знания, в диалоге выявлял знание, которыми уже обладал собеседник. Приобретение знания, считал Сократ, самоценно. Добродетель тождественна знанию, поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех добродетельными. Власть в государстве должна принадлежать лучшим − нравственным, справедливым, знающим устройство управления.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) Философия Платона изложена в диалогах - вымышленных беседах, главным героем которых является Сократ. Темы бесед - государство, теория идей и знания, бессмертие души, космогония (учение о рождении мира).

Утопия Платона (диалог «Государство») навеяна упорядоченным, военизированным государственным устройством Спарты, миф о котором приведен в "Жизнеописании Ликурга" Плутарха. Идеальное государство Платона разделено на три .сословия - правителей, стражей, земледельцев и ремесленников - в соответствии
с тремя частями души - разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель - справедливость, выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции. Средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь: правители-философы от природы должны быть способны
познать истину и идею блага, стражи − осуществлять намерения правителей.

Платон − автор теории идей. Слово, означающее предмет, означает некоторый идеальный предмет, созданный Богом и единственный в своем роде - идею, эйдос (бестелесное). Отдельные предметы разделяют природу эйдоса, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много предметов данного рода. Эйдос существует по истине, отдельные предметы по видимости. Знание и мнение различаются так, что знание является знанием в вечном мире идей, мнение связано с миром отдельных предметов. Философ и есть человек, любящий мудрость - стремящийся познавать идеи.

Аристотель (384 - 322 до н. э.). Аристотель первым из философов стал писать систематические трактаты с разделением рассуждений на разделы. Он - профессиональный ученый и учитель, а не философ по
образу жизни, как, например, Сократ. В корпусе трудов Аристотеля наиболее значительны из умозрительной философии (знание ради знания) - "Метафизика", из практической (знание ради деятельности) – «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика», «Физика» и др.

Метафизика Аристотеля сводится к познанию либо свойств вещей, либо причинно-следственных отношений между ними. Аристотель формулирует десять философских категорий; сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Сущности могут быть двоякими: первые сущности,  определяющие принадлежность вещи к вещам данного рода, и вторые сущности, благодаря которым вещь обретает видовой и индивидуальный признак. Существуют четыре рода причин всего: форма (идея), материя ("то, из чего"), "творящее" начало и цель ("то, ради чего"). Формальной причиной медной статуи является сущность статуи, которая должна быть произведена, материальной причиной - медь, "творящим" началом - скульптор, целевой причиной - цель, которую скульптор имеет в виду.

Согласно Аристотелю, различаются существующее актуально и существующее потенциально. Материя есть чистая потенциальность. Актуально сущее бывает либо энергией, либо энтелехией (целесообразность). Энергия (актуализация) - процесс, а энтелехия (актуальность) - осуществленность вещи. Например, процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой актуализацию и актуальность дома по отношению к его материи.

Философия эллинистического мира. Период от начала македонского господства до Римской империи (III − I вв. до н. э.) известен как эллинистический век. Это была неспокойная эпоха
завоевательных походов, дворцовых переворотов, столкновений между армиями. Люди стали поклоняться богине Фортуне, верить в астрологию. Философы перестали быть одновременно воинами, политиками и законодателями. Философия стала учить о том, как прожить в беспорядочном мире, как умом внести в него смысл. Примерно во времена Александра Македонского были основаны философские школы киников, скептиков, эпикурейцев и стоиков.

Киники. Славу на века обрел Диоген из Синопа (III в. до н.э.),
решивший жить, как собака ("киники" - от греч. "собака"). Он жил в бочке и отвергал все условности относительно религии, одежды и приличий. Диоген заявлял о своем космополитизме, братстве со всем человеческим родом, и единстве с Природой. В процессе познания полагался исключительно на свои ощущения.

Скептики. Основатель скептицизма Пиррон (IV-Ш вв. до н.э.),
увидевший мир в войске Александра, утверждал, что никогда не может
быть достаточного основания для того, чтобы предпочитать один порядок другому. Философ-скептик говорит: никто ничего не знает и никто никогда ничего не сможет знать. Найдите способ наслаждаться
настоящим, нет никакой уверенности в том, что наступит завтра. Тимон (Ш в. до н .э.) учил, что все обоснования либо содержат в себе порочный круг, либо представляют собой бесконечную цепь умозаключений без начала. Глава платоновской Академии Аркесилай (З15-240 гг. до н. э.) наставлял учеников в ловкости и безразличию к истине: он ничего не утверждал, но опровергал любой тезис, выдвинутый учеником. Преемник Аркесилая - Карнеад (214-129 до н.э.) читал философские лекции в Риме. В первой лекции он изложил взгляды Платона и Аристотеля на справедливость, а во второй занялся опровержением всего того, что говорил в первой.

Эпикурейцы. Философия Эпикура (341-270 до н.э.) – противоядие против любых житейских невзгод, практическая система для обеспечения счастья. Эпикур обучал в собственном саду. Он обладал
рвением религиозного реформатора, а в общину входили его братья, друзья, рабы и гетеры. Начало и корень всякого блага - удовольствие, но не как утоление желания, а как избегание страдания. Живите без страха смерти. Поскольку тело и душа, как все остальное, есть структура атомов, а связи атомов со смертью нарушаются. Эпикур утешает: когда есть мы, нет смерти, когда есть смерть, - нас. Кредо Эпикура - умеренность и незаметность, вместо идеальной справедливости в деятельности должны присутствовать житейские мотивы практичности и удобства.

Стоицизм. Полная история стоицизма простирается от Зенона (333-262 до н. э.) до Марка Аврелия (121-180 до н.э.). Зенон, философ из купцов, учил в Афинах, в Стое - портике, расписанном фресками. Для Зенона и последующих стоиков главным божеством был Сократ - с его хладнокровием во время суда и утверждением, что несправедливость больше вредит не жертве, а тому, кто ее совершает. Стоики отрицали всякие сословные различия: Сенека (5-65 до н. э.) был воспитателем Нерона, Эпиктет (50-140 н. э.) - рабом вольноотпущенника, Марк Аврелий - римским императором. История стоиков доказывает автономность философии от обстоятельств века. Единственным благом, учит стоицизм, является добродетель, а не счастье, здоровье, власть и тому подобное. Поскольку добродетель заключается в воле, все зависит исключительно от самого человека, и никакая внешняя сила не может лишить философа внутренних убеждений.

Средневековая философия развивалась в рамках схоластики (школьного богословия), прошедшей три этапа: ранняя схоластика, средняя схоластика, поздняя схоластика. В период средней схоластики сформировалась три основных направления средневековой религиозной философии: универсализм (universalia – идея, выражающая общие свойства вещей), концептуализм (concept – понятие, имеющее конкретное материальное выражение), номинализм (noumen – имя, выражающее индивидуальное единичное свойство вещи).   Европейская философия эпохи средних веков концентрируется вокруг двух главных познавательных вопросов о соотнесении разума и воли, а также знания и веры. Каждое из названных направлений философии дает особое толкование этим противоречиям либо в сторону традиционного идеализма и рационализма(реалисты), либо в сторону эмпиризма и изучения единичных свойств вещей(номиналисты).

ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ представляет собой противостояние двух гносеологических течений – эмпиризма и рационализма. Основателем эмпирической философии стал ФрэнсисБэкон (1561-1626 гг.). Бэкон - автор изречения: "Знание - сила". Основа его философии была практической: лейтмотив книги "О достоинстве и приращении наук" - дать возможность человеку средствами науки и изобретений овладеть силами природы. Его книга "Новая Атлантида" − проект совершенного государства с развитой наукой и техникой.

Бэкон известен концепцией "идолов" познания - привычек ума, приводящих к познавательным ошибкам. "Идолами рода" называются искажения, свойственные природе человека. Например,
ожидание всеобщего порядка, большего, чем существует в природе. К "идолам рода" принадлежит склонность сохранять веру в то, что привычно или легче для усвоения, истолкование новых идей в духе прежних, уже устаревших. "Идолы пещеры" - личные суеверия, возникающих не от природы, а от воспитания и бесед с другими. Одни обнаруживают в вещах по преимуществу общее (Платон и Аристотель),
другие обращают внимание на частное и единичное (Демокрит). "Идолы рынка" - это привычка к неточному или двусмысленному словоупотреблению. Существует ли общепризнанное значение у широко используемого слова "судьба"? "Идолы театра" связаны с влиянием общепринятых философских учений. Стоило ли так долго жить, прислушиваясь к Аристотелю или схоластам? Прежние философские системы не более чем театральные комедии о вымышленных мирах. Бэкон специально выделяет "идолы приверженности к старым школам", заключающиеся в представлении, что некоторый метод (например, силлогизм) является наиболее или единственно правильным. Бэкон создает противоположный аристотелевской дедукции индуктивный метод.

Гносеология Бэкона описывает типы опытов и типы путей познания. Существуют плодоносные и светоносные опыты: первые приводят к реальным результатам, вторые дают приращение знания. Равно ценны те и другие. Существуют, рассуждает Бэкон, три возможных пути познания - паука, муравья и пчелы, и можно и брать лишь один из них. Паук ткет паутину из себя, ученый может выводить истины, извлекая весь набор следствий из постулированных общих аксиом. Путь муравья - это эмпиризм, извлечение практики из практики и
опыта из опытов без претензии на теорию. Путь пчелы представляет собой синтез достоинств двух предыдущих путей. Это – настойчивый и неспешный подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам. Боязнь
восхождения уводит на путь муравья, поспешность при восхождении - на путь паука.

Бэкон предложил классификацию наук на основании познавательных способностей человека - памяти, рассудка и воображения. На памяти основана история (фактуальный базис всех наук), на воображении - искусство, рассудок порождает теоретические науки - первую философию, философию природы, антропологию. В свою очередь антропология включает в себя философию человека (в составе психологии, логики и этики) и гражданскую философию, или политику.

Самым известным представителем европейского рационализма был Декарт (1596-1650 гг.). Декарт вошел в историю философии двумя произведениями ("Рассуждения о методе", "Метафизические рассуждения") и  несколькими идеями - "картезианским сомнением" (Картезий - латинизированное имя Декарта) и опровержением эмпиризма, а также положением о ясности как критерии истины и обоснованием рационализма в гносеологии. Декарт начинает со скептицизма в отношении опытного познания.  Можно усомниться в реальности всех атрибутов человеческого - быта, государства, политики, истории. Но тотальность скептицизма Декарта не абсолютна: невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно - в реальности мысли или в факте вашего сомнения. Необходимо, кроме того, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь. Единственная прочная и достоверная истина гласит: я мыслю, следовательно, я существую. Картезианским сомнением впоследствии стали называть процесс восхождения к идее о том, что мысль, какой бы она ни была, самоценна.

Декарт выводит критерии истины. Почему принцип "мыслю, следовательно, существую" настолько очевиден? Исключительно потому, что он ясен и отчетлив. Общее правило имеет вид: все, что мы понимаем абсолютно ясно и отчетливо (например, в математике), - истинно. Декарт как бы философски обосновывает ценность случающихся в жизни человека мгновений озарения, которое неизъяснимо, но легко узнаваемо при встрече и именуется интеллектуальной интуицией, так как все идеи носят врожденный характер. Другой критерий – аналитическое разделение изучаемого объекта на возможно большее число частей. Третий критерий предполагает развитие мысли от суждений к умозаключениям, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Четвертый критерий – для достоверности научного умозаключения необходимо делать как можно более широкие обобщения.

Последователем Декарта стал Спиноза (1632-1677гг.). Философию Спинозы называют пантеизмом, философией, отождествляющей Природу и Бога, как выражение неизменного Разума. Постулат Спинозы гласит: существует только одна субстанция (истинно существующее, причина самой себя) – Бог (Разум) или Природа. Ничто более не является самосуществующим, никакая часть мира не способна существовать самостоятельно, без других частей, без мира в целом. Из постулата следует цепь выводов, завершающихся религиозной и этической концепцией Спинозы. Ни отдельные части материи, ни общие атрибуты (например, протяжение и мышление), ни индивидуальные души не являются самостоятельными вещами, они - аспекты Природы. Все в мире происходит согласно разумной необходимости: - нет ни случайности в физическом мире, ни свободы воли в духовном. Если нечто произошло, оно должно было произойти именно так, а не иначе, Из детерминированности мира следует, что вечный вопрос о добре и зле абсурден: какие могут быть
добро и зло, когда все одинаково есть божественное благо? Истинно существующее всегда положительно. Отрицательное же, например, зло, может привидеться только смертному ограничен-
ному существу, рассматривающему части вселенной как самостоятельно существующие.

Существует несколько критериев познания. Во-первых, знание о предмете тем полнее, чем шире та целостность, в которой он понят. Например, определение предмета как того, что он есть внутри себя, ложно. Правильное рассуждение заключается в выведении предмета рассуждений из собственных границ путем нахождения возможно больших связей с другими вещами. Во-вторых, познание тем ближе к истине, чем менее была видна положительность познаваемого предмета.   Правильное познание должно уметь взглянуть на вещи и события с точки зрения их отрицания.

Английская философия этого периода развивалась в направлении эмпиризма. Примером этого стал сенсуализм Д. Локка (1632-1704 гг.), автор "Опыта о человеческом разуме". Гносеология Локка - эмпиризм, доктрина, утверждающая, что не существует врожденных идей, что доопытное сознание - чистая доска, tabula rasa, а наше знание выводится из опыта ощущений и восприятий. Эмпиризм Локка объясняет через опыт даже самосознание - внутренний опыт, рефлексию. Понятие субстанции для всякого человека выглядит как надуманное, туманное и бесполезное. Процессе эмпирического познания Д. Локк выявляет первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества: неотделимы от тела, отличаются постоянством – плотность, число. Вторичные качества: не принадлежащие вещам, возникающие из ощущений и восприятий: цвет, звук, вкус.

Д. Локк не отрицает существование идей, но идеи приобретаются только из ощущений и рефлексии.  Они материал для знания, который обрабатывается путём сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции). Идеи бывают реальные и фантастические, адекватные и неадекватные, истинные и ложные. При этом приобретение знания может быть сензитивным (ощущения), рациональным (мышления), интуитивным (врожденные способности)

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Конец ХVIII и XIX век - время интеллектуального господства Германии. Философия приобретает исключительно академические черты университетского знания. Начало немецкой классики было положено И. Кантом.

Критическая философия Канта – альтернатива метафизики рационализма. Если метафизика формулирует истину о мире, то критическая философия только оценивает границы человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области человеческого ума сферой чистого разума и сферой практического разума. К сфере чистого разума относятся две способности человека - чувство и рассудок, к сфере практического разума - собственно разум. Кант задается вопросом об ограниченности каждой из способностей. Границы чувства и рассудка исследуются в "Критике чистого разума", границы собственного разума - в "Критике практического разума".

Кант исходит из того, что процесс познания на уровне ощущений не возможен без ряда врожденных идей, которые он называет априорными. К ним относится представление о пространстве, времени, причинности, вне которых представления о предметном мире сформироваться не сможет. В сфере рассудка и теоретического знания такими врожденными идеями являются количество, качество, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование и др. С помощью ощущений и рассудка могут формироваться только сознательные феномены или образы предметного мира. Сам предметный мир не познаваем и называется Кантом «вещью в себе». Таким образом, философия сводится не к познанию объективного мира, а к возможной постановке гносеологических задач.

В «Критике практического разума» Кант выявляет практические императивы общественного поведения, они же и разумные предписания этики. Первый императив: действуй так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом. Вторая формула гласит: никогда не относись к другому человеку как к средству, но всегда как к цели. Политический вариант категорического императива предваряется разделением на легальность и моральность. Легальность - всякое законопослушное поведение, моральность - законопослушание, основанное на личных мотивах.

Наиболее видным продолжателем субъективного идеализма Канта стал И. Г. Фихте (1762-1814 гг.). В своей главной книге «О наукоучении» представил оригинальную систему феноменального отражения мира, минующую кантовский агностицизм. В познании мира познающий субъект преодолевает четыре ступени: чувственную, интеллектуальную, практическую и абсолютную. Процесс познания для Фихте неизменно завершается классическим идеалистическим тождеством сознательных феноменов «Я» и абсолютным предметным порядком. 

Кульминацией развития немецкой классической философии стало учение Г.В.Ф. Гегеля (1770-1881 гг). Гегель назвал философию логикой, а свою главную книгу - "Наукой логики". Основные понятия логики первичны, доопытны, независимы от природы и мышления.  Основываясь на принципе тождества бытия и мышления «Все действительное разумно, все разумное действительно», Гегель создает диалектический метод саморазвития Абсолютной идеи и Природы через триадическое движение от тезиса (утверждения) к антитезису (противоречию) и синтезу. В процессе всеобщего развития природы и общества через отрицание идея или вещь на новом витке развития приобретает новое качество. В своей «Энциклопедии философских наук» Гегель представил диалектику в смене логической идеи (тезис) материальной природой (антитезис) и философией духа (синтез), когда человек в процессе познания постигает это единство идеи и вещи, постепенно совершенствуясь не только в рациональном познании, но и в вопросах морали и нравственности.

Самыми необычными представителями немецкой классической философии стали Л. А. Фейербах и К. Маркс, которые противопоставили своим предшественникам материалистические концепции. При этом Фейербах онтологизирует Природу, а К. Маркс - материю, понимаемую в качестве объективной действительности. В диалектическом материализме Маркса главным средством познания становится общественная практика, а методом – гегелевская диалектика.

Современная западная философия строится на поиске альтернатив в гносеологии (феноменология, герменевтика, прагматизм, структурализм и др.), антропологии (экзистенциализм) и науке (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Первым о необходимости поиска нового основания существования современного человека стал Ф. Ницше (1844-1900гг.). Не создавая системной философии, Ницше рисует образ человека дальнего будущего. В мире без религии должны доминировать принципы биологизма, волюнтаризма и аристократизма. Сама живая природа через инстинкт воли к власти, который сильнее разума, изменит современную культуру. В новой культуре возвышаются ценности силы духа, богатства мысли и красоты тела, которые присутствовали в истории всегда, но сейчас позабыты и ждут своего возвращения.

Другой немецкий философ Э. Гуссерль, основатель науки феноменологии, утверждал, что пределом человеческого познания выступают сознательные феномены, которые со всей вероятностью могут находиться и за границами окружающей нас предметности. Эта концепция была подхвачена представителями нового направления философии – экзистенциализма, М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартром и А. Камю. Понятие экзистенции, существования человека, конституируемое заботой о «внутримировом сущем», предпосланном бытии, свободой произвольного выбора или борьбой с абсурдом и нигилизмом, совершенно чуждо рациональной метафизике. Прерывая философскую традицию, экзистенциалисты в трагических тонах описывают современность, не обещая ей радужных перспектив.

В научной методологии в XX веке  тоже происходят заметные изменения. На смену устоявшимся дедуктивным и индуктивным методам познания приходят интуиция ученого (М. Полани),  намеренная фальсификация (К. Поппер) как возможность опровержения любой научной теории, произвольно принятая парадигма научного сообщества и конвенциональность знания (Т. Кун), пролиферация научной теории (П.Фейерабенд) не только общепринятыми рациональными методами познания, но и политической идеологией, эмпатией, религией.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите основных философов-идеалистов античности.
  2. Поясните принцип различия между направлениями философии в эпоху средневековья.
  3. В чем состоит главное обоснования эмпиризма и рационализма в Новое время?
  4. Какие концептуальные различия присутствуют в учениях мыслителей немецкой классической философии?
  5. Перечислите наиболее известные направления современной западной философии?

Планы семинарских занятий

Семинар № 1.



2019-08-14 186 Обсуждений (0)
Лекция 2. Исторические типы философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Исторические типы философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)