Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие лечебной физической культуры в России



2019-08-14 774 Обсуждений (0)
Развитие лечебной физической культуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М.Я. Мудров (1776-1831), Н.И. Пирогов (1810-1881), С.П. Боткин (1831-1889), Г.А. Захарьин (1829-1897), А.А. Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения. Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В.В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека. Открытия великих физиологов — И.М. Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова (1849-1936), Н.Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в санаториях и на курортах. В 1926 г. И.М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В.Н. Мошков, В.К. Добровольский, Д.А. Винокуров, К.Н. Прибылов и др.). Учебники по лечебной физкультуре И.М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А. Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А. Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей. В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В.В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.). В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях. В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу. В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии, в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В.Н. Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В.Н. Мошкова нашла широкое признание" в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны. В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф. Андреев, Н.М. Бадридзе, И.Б. Героева, Н.А. Гукасова, С.А. Гусарова, В.А. Епифанов, О.Ф. Кузнецов, Б.А. Поляев, С.Д. Поляков, Н.Н. Прокопьев, В.А. Силуянова, Э.В. Сокова, О.В. Токарева, Н.В. Фокеева, С.В. Хрущев, А.В. Чоговадзе и многие другие). В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б.А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А. Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П. Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент, С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

В настоящее время можно выделить современный этап развития ЛФК. Отчасти это негативный процесс — копирование западных систем реабилитации, отчасти — это естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической культуры и с достижениями современной медицины.

 


Часть 2. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Основные понятия

 

По данным современных литературных источников в настоящее время лечебная физическая культура (ЛФК) используется как: 1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение ЛФК воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, предусматривает регулирование двигательного режима, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественным факторами природы [В.А. Епифанов, 1999]. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, курортологии, и педагогики. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений;

3) раздел физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

В месте с тем лечебная физкультура — это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии». Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях. Интеграция социальных, биологических, физиологических гигиенических и педагогических знаний с современными достижения клинической медицины, физиологии, биомеханики, курортологии легли в основу теоретических позиций ЛФК.

Биологической основой ЛФК является движение – важнейший естественно-биологический стимул организма.

Физиологическая основа ЛФК.В последнее время медиками и специалистами в области физической культуры переосмысливаются некоторые из тех понятий, которые ранее считались чисто теоретическими. Одно из них - основополагающая концепция лечебно-профилактического действия физических упражнений, в основе которой общепринятое положение нейрофизиологии о нервно рефлекторном механизме действия физических упражнений, она отвечает современным представлениям о системном уровне функционирования и реагирования организма больного на физические тренировки.

Сегодня в качестве базисных основ представлены положения М.Р. Могендовича [М.Р. Могендович, И.Б. Темкин, 1975] о висцеро-моторных рефлексах как основе лечебных эффектов при ЛФК. Данные представления сводятся к тому, что проприоцептивная импульсация, возникающая при выполнении физических упражнений, вызывает висцеро-моторные рефлексы различной сложности, следствием чего является улучшение трофики внутренних органов и систем, способствующее функциональной нормализации. При этом ведущим элементом рефлекторной регуляции является нейрогуморальный аппарат, реализующий рефлекторные воздействия на вегетативную сферу организма. Это, конечно, крайне важная сторона влияния аппарата движений, мало, однако, раскрывающая другую, и, надо считать, ведущую сторону проприоцептивного воздействия при выполнении двигательных актов, заключающуюся в обеспечении текущего функционального состояния мозга, его тонической активности и соответственно состояния его регуляторных механизмов.

И.М. Сеченов (1952), по-видимому, впервые высказал мысль о том, что для осуществления мозговой деятельности необходим определенный минимум раздражений внешней среды, подчеркнув, с одной стороны, роль мышечного действия как средства взаимоотношения организма с внешним миром, с другой - указав на регулирующее значение мышечного чувства: «...походка человека расстраивается несравненно больше от потери мышечного чувства, более темного, едва доходящего до сознания, чем от паралича осязаемых ощущений».

Этот аспект исследований быстро развивался, и уже к 1906 г. была сформулирована классическая концепция Ч. Шеррингтона [Ч.С. Шеррингтон, 1969] о ведущей роли мышечной рецепции в системе моторного регулирования. В этом же плане ряд важнейших данных был получен в научной школе И.П. Павлова. В 1911г. Н.И. Красногорский [Н.И. Красногорский, 1982] установил афферентный состав моторной зоны коры, которая является областью поступления всех проприоцептивных сигналов, пути проведения которых в центральную нервную систему определены морфологическими исследованиями В.М. Бехтерева [В.М. Бехтерев, 1980]. Сотрудниками И.П. Павлова были проведены специальные исследования с разрушением различных анализаторных систем, показавшие, что приток афферентных импульсов в мозг определяет уровень его бодрствования; полученные данные были обобщены В.С. Галкиным (1933). В дальнейшем Р. Гранит [Р. Гранит, 1973] назовет активность афферентных систем одним из важнейших энергизаторов, или активизаторов мозга.

На современном этапе эти представления свелись к положению, что афферентная конструкция мозга во многом определяется мультифункциональной ролью двигательного анализатора как непременного компонента межанализаторной интеграции и аппарата конвергенции от многих анализаторных систем организма [Ю.Е. Микусев, 1996].

Социальный фактор в ЛФК. Роль данного фактора обусловлена влиянием на здоровье человека. Учитывается влияние научно-технического прогресса и урбанизации, роль болезней цивилизации, неправильное и нерациональное питание. ЛФК способствует созданию оптимального экологического окружения, находящегося в соответствии с биологическими, психическими и эстетическими потребностями людей. При применении ЛФК расширяется непосредственная связь человека с природой.

Гигиенические основы ЛФК определяются ее оздоровительными воздействиями на больных. При этом учитывают достижения гигиены физических упражнений и спорта, а также гигиенических основ тренировки. Гигиенические аспекты ЛФК усиливают связь ее с формированием здорового образа жизни.

Педагогические и методические принципы обучения в ЛФК применят с учетом состояния организма. Используют основы обучения физическим упражнениям, развитие двигательных навыков и воспитание физических качеств.

ЛФК с позиции общей физической культуры. Физические упражнения являются осмысленным актом поведения человека с одновременным участием физических и психических категорий личности. Ведущей позицией в методе ЛФК, как было сказано выше, является процесс дозированной тренировки. С общебиологических позиций тренировка организма средствами ЛФК приводит к развитию адаптационных процессов организма. Воздействие факторов внешней среды, вызывая различные ответные реакции организма, способствует развитию приспособительных процессов, поэтому взаимоотношения организма и среды, особенно в плане сохранения и укрепления здоровья, следует рассматривать с точки зрения развития приспособительных процессов как у здорового так и больного человека. Физическая тренировка оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ. Эти воздействия, осуществляемые через нервную систему, улучшают гуморальную регуляцию функционирующих систем и тканевый обмен. Регулярные физические упражнения повышают иммунобиологические свойства организма, общую резистентность организма, а значит и устойчивость его к заболеваниям различного генеза.

Объектом воздействия ЛФК является человек с нарушениями функционирования тех или иных органов или систем органов.

 



2019-08-14 774 Обсуждений (0)
Развитие лечебной физической культуры в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие лечебной физической культуры в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)