Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конъюнктура рынка хлеба, хлебобулочных изделий РФ



2019-08-13 719 Обсуждений (0)
Конъюнктура рынка хлеба, хлебобулочных изделий РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России за 2016 год оценивается в 7 702 тыс. тонн или 4,5 млрд. долл. в стоимостном выражении. В последние 5 лет в России наблюдается тенденция к снижению объемов производства хлеба. По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%, по данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 2006 по 2015 г. по России снизилось на 18%, в Московском регионе - на 15%. За период январь–май 2016 года тенденция постепенного сокращения объемов производства хлеба сохранилась, и было освоено лишь 98,27% от уровня соответствующего периода прошлого года, а выпуск за указанный период составил 3 367 264 тонн. Только двум федеральным округам страны (Южному и Сибирскому) за период январь–май 2016 года удалось превзойти собственные показатели предыдущего года. Среди основных причин сокращения рынка следует отметить снижение численности населения, а также изменение в структуре потребления: сейчас происходит уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов. По официальным данным, реальные денежные доходы россиян в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились на 10,2%, поэтому все больший процент населения имеет возможность существенно разнообразить продуктовый ряд. Основное развитие рынка сухих хлебобулочных изделий, как прогнозируют аналитики, будет происходить за счет увеличения потребления инновационных продуктов – хлебцев и крекеров с натуральными добавками, многозлаковых, био. Рост популярности хлебцев объясняется формированием нового типа потребления, нацеленного на здоровое питание и профилактику заболеваний. Традиционные сухари и сушки давно не показывают активного роста, но остаются по-прежнему популярным лакомством россиян.

Специалисты выделяют два основных сегмента рынка сухих хлебобулочных изделий – традиционный, более емкий, к которому относят сушки, баранки, сухари, соломку, и инновационный – хлебцы, тонкие сухарики, криспы с различными добавками. Развитие рынка происходит неравномерно – традиционный сегмент стагнирует, инновационный – динамично растет.

Сухари, сушки, баранки – традиционное российское лакомство. Именно эти продукты занимают основную долю в ассортименте производителей и в предпочтениях потребителей. Но если в 20012-20013 годах традиционный сегмент продемонстрировал неожиданно быстрый рост, то сегодня рынок таких простых хлебобулочных изделий, как сухари и сушки, стагнирует. Это, конечно, не означает, что через несколько лет сушки-баранки исчезнут с полок магазинов. Рынок стагнирует постепенно, но это неизбежный процесс. Растет потребление новых продуктов. Причины этого – рост благосостояния потребителей, изменение их вкусов и предпочтений, появление на рынке новых полезных продуктов с различными добавками. Если 15-20 лет назад сухари, сушки и баранки были самыми распространенными лакомствами, которые употребляли все слои населения, то теперь потребители со средним и высоким доходом отказываются от простых продуктов в пользу инновационных, полезных для здоровья.

По прогнозам аналитиков, рост рынка сухих хлебобулочных изделий в ближайшие годы будет составлять 10-15% в год. Основное развитие будет происходить за счет увеличения потребления инновационных продуктов. Рынок тонких сухариков и хлебцев в России относительно небольшой, но быстрорастущий, с динамикой 10-15% в год. По оценкам специалистов, объем этого рынка – 20 тыс. т. В первую очередь рынок растет за счет тонких сухариков и экструдерных хлебцев.

По данным «Nielsen Россия», рост розничных продаж сухих хлебцев и криспов в Москве и Санкт-Петербурге за период с февраля 2016 по январь 2019 года составил порядка 18% в стоимостном выражении.

Хлебцы и криспы — отдельная категория рынка мучных изделий, которая также демонстрирует устойчивый рост. По данным исследований розничной торговли в Москве и Санкт-Петербурге за период февраль 2017 – январь 2019 года, рост по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составил 17% в денежном выражении и 8% – в натуральном. Растущее потребление хлебцев объяснятся тем, что качество и польза становятся основополагающими критериями при выборе продукта покупателем. Потребитель все чаще задумывается о пользе продуктов для здоровья, чаще читает этикетки, смотрит на информацию о составе продукта и производителе.

Одна из заметных тенденций рынка сухих хлебобулочных изделий – увеличение упакованной продукции. Если в период с февраля 2016 по январь 2017 года доля развесной продукции составляла 55% в натуральном выражении, то в аналогичный период годом позже она сократилась до 44%. В стоимостном выражении эти соотношения выглядели так: 42% – в период февраль 2016 – январь 2017 года, и 34% – февраль 2017 – январь 2018 года.

Например, сушки до недавних пор были очень слабо представлены в сетевых магазинах, например в Москве, и именно из-за того, что доля упакованного товара была невелика. Упаковка в любом сегменте рынка играет очень большую роль. Особенно если производитель хочет, чтобы его продукция была представлена на полках супермаркетов. Здесь на первое место выходит фактор удобства и практичности. Прежде чем покупатель полюбит сам товар за его качество и вкус, основная работа ложится на упаковку.

Производство хлеба и хлебобулочных изделий в России в первом полугодии 2018 года снизилось на 4,4% по сравнению с прошлогодними показателями, но эксперты утверждают, что это связано не только с ростом цен на зерно. По мере того, как увеличиваются доходы россиян, хлеба они едят все меньше.

Опыт других стран показывает, что по мере общего роста доходов населения в ежедневном рационе среднестатистической семьи прежняя доля хлебобулочных изделий сокращается - их замещают другие продукты, в частности, молоко и мясо, овощи и фрукты. Сильное сокращение потребления хлеба началось примерно с 2011 года, когда страна оправилась от финансового кризиса, начался рост доходов. Что касается последних лет, то это снижение потребления замедлилось за счет того, что в России проживает много мигрантов. Они составляют социальную группу с высоким потреблением хлебобулочных изделий, так как общий уровень доходов у них низкий.

Объем импорта хлеба и хлебобулочных изделий в 2016 году составил $20,1 млн в денежном выражении. Наибольшая доля ввезенного в нашу страну хлеба в денежном выражении принадлежит Финляндии, которая в 2016 году ввезла хлеба на сумму $6,9 млн., что составило 34,5% от общего объема импорта, на втором месте находится Литва – $3,3 млн. или 16,3%. Доли Германии, Франции и Украины в 2006 году составили 9,6%, 9,4% и 9,3% соответственно.

По оценкам экспертов, производством хлебобулочных изделий в России занимаются 16-20 тысяч предприятий. Хлебная отрасль в России представлена, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса. С точки зрения характеристики хлебобулочной отрасли наиболее показательны рынки Москвы и Санкт-Петербурга.

Из новейших тенденций развития хлебного рынка эксперты называют рост интереса к производству обогащенных и лечебно-профилактических продуктов, интерес к которым возрастает с каждым годом. Несмотря на это, сейчас производство хлеба и хлебобулочных изделий с полезными добавками, в том числе и «премиум» сортов, в нашей стране развито недостаточно. Однако потенциал элитного сегмента подтверждается, как результатами дегустации потребителей, так и удачным опытом на других продуктовых рынках, таких как молочная продукция, продукты быстрого приготовления, соки, полуфабрикаты. Эксперты считают, что в течение пяти лет произойдет более четкая сегментация рынка, в результате которой в нижнем ценовом сегменте останутся так называемые традиционные виды хлеба с одновременным ростом премиального сегмента - брендированного хлеба и хлеба только из натуральных ингредиентов. При этом ожидается, что доля нижнего сегмента продолжит сокращаться, а премиальный будет активно формироваться. Что касается нашего региона, то можно сказать следующее. По данным Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (Ростов-на-Дону) хлеб и булочные изделия из муки ржаной высшего сорта цены изменяются следующим образом (см. рис.1).

Из приведенного рисунка мы видим, что цены на перечисленные товары изменялись незначительно, не считая данных за 2018 год. Это связано прежде всего с государственным регулированием цен на хлеб и хлебобулочные изделия, так как это является товарами первой необходимости и выполняется посредством распоряжения Правительства РФ.

Рис. 1. Индексы потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия (декабрь 2018 к декабрю предыдущего года, в %).

Что же касается 2018 года, то это влияние финансового кризиса, хотя повышение произошло всего на 6,8%, по отношению к прошлому году. Для потребительской цены на хлеб и хлебобулочные изделия это достаточно весомый процент.

Мы можем сделать вывод, что общероссийским и региональным направлением в производстве хлеба, хлебобулочных, сухарных и бараночных изделий становится выпуск и реализация изделий пониженной калорийности, уделяется большое внимание «полезности» продукции.

Ценовая политика на хлеб, хлебобулочные, сухарные и бараночные изделия активно регулируется государством, не позволяя повышаться ценам на эти товары первой необходимости. По оценкам экспертов, производством хлебобулочных изделий в России занимаются 16-20 тысяч предприятий. Хлебная отрасль в России представлена, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса.



2019-08-13 719 Обсуждений (0)
Конъюнктура рынка хлеба, хлебобулочных изделий РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конъюнктура рынка хлеба, хлебобулочных изделий РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)