Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 2. Что такое выбор и как его сделать



2019-08-14 196 Обсуждений (0)
Часть 2. Что такое выбор и как его сделать 0.00 из 5.00 0 оценок




О лекции

О лекторе

Горинов Максим Константинович, ФГБОУ ВО “Пермский национальный исследовательский политехнический университет”, ведущий специалист отдела технической поддержки.

E–mail: [email protected]

Для кого эта лекция и краткая аннотация лекции

Лекция рассчитана на широкий спектр возрастов граждан нашей страны начиная с средне школьного, примерно с 12 лет, и заканчивая пенсионным. Мне хочется, во–первых, предупредить школьников об опасности агрессивной культуры, в которой мы с вами живем, связанной с программированием на отравление алкотабачными ядами. Во–вторых, для людей более старшего, чем школьный, возраста, изложенный в лекции материал поможет осознать механизмы и цели такого программирования. Это позволит сделать действительный, а не навязанный, ответственный выбор между отравлением алкотабачными ядами, в том числе в самых, казалось бы, небольших дозах, и трезвостью, дарованной нам от рождения природой.

Общая продолжительность лекции примерно 75 минут.

План лекции

Часть 1, “О выборе: “Употреблять ли алкотабачные изделия?”” ставит ключевой вопрос лекции о том, делает ли, на самом деле, осознанный и ответственный выбор молодой человек, в вопросе: “Начинать ли употреблять алкотабачные изделия?”.  Проводится краткий анализ положения дел с употреблением алкотабачных изделий в России. Делается вывод о том, что мы живем в общественной культуре, в которой с самого раннего, практически с младенческого возраста, начинается агрессивное программирование социального поведения употребления алкотабачных изделий. В конце части ставится вопрос: “Чем нужно обладать, чтобы иметь возможность сделать ответственный выбор?”.

(10 минут)

Часть 2, “Что такое выбор и как его сделать” рассказывает о психологической природе воли. Рассматриваются типы строев психики и делается вывод о наличии у каждого носителя, определенного психотипа возможности сделать ответственный выбор. В конце части показывается, что для того, чтобы сделать действительно ответственный выбор, необходимо иметь развитую психику, в которой волевое и разумное поведение выше инстинктов, рефлексов и привычек, а для достижения максимально положительного результата этого выбора, необходима психика, обладающая совестным и нравственным контролем.

(30 минут)

Часть 3, “Ложный выбор и его результаты” проводит анализ действий, программирующих психику на интерес и первое знакомство с алкотабачными изделиями. Показывается ложность и иллюзорность выбора – “или употребляй алкотабачные изделия “культурно” (то есть в некую меру) или безмерно”. Приводятся данные о последствиях отравления алкотабачными изделиями в России из официальных источников.

(20 минут)

Часть 4, “Кто, зачем и как насаждает отравление алкотабачными ядами в обществе” рассказывает о моих взглядах на истоки и цели распространения алкотабачных изделий в России (и Мире в целом), с точки зрения глобального управления.

(10 минут)

Часть 5, “Правдивый выбор. Сделай свой выбор!” вновь ставит главный вопрос лекции – “Начинать ли употреблять алкотабачные изделия?”. Отмечается, что именно трезвость, здравая рассудительность, позволит повернуть развитие нашего общества на путь бескризисного существования в преемственности поколений. Будьте ЗДОРОВЫ! Живите ТРЕЗВО и СЧАСТЛИВО!

(5 минут)

Список литературы

1. Конт–Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 114.

2. Психика // Большой психологический словарь. — М.: Прайм–ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.

3. Рубинштейн С. Л. “Основы общей психологии”: В 2 т. – М., 1989. – Т. П., с. 187.

4. Мандель Б. Р. “Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе: учебное пособие для обучающихся в магистратуре.”, c. 104.

5. Как отрезвить Россию: Законы собриологии. / Маюров А.Н., Кривоногов В.П. – М., 2011. – 64 с.

6. В плену иллюзий. Ф. Г. Углов, Молодая гвардия, 1985 г.

7. Правда и ложь о разрешенных наркотиках. Ф. Г. Углов, Концептуал, 2014 г.

8. Трезвый образ жизни: пособие для классных руководителей и учителей предмета “Основы здоровья”, преподающих в 8–9 классах // Отв. ред. Козуля С.В. — Симферополь — 2013 — 72 с.

9. Всемирное общество здравоохранения. Russia Alcohol risk factor. http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/profiles/rus.pdf?ua=1

10. Всемирное общество здравоохранения. Russia Tobacco risk factor. http://www.who.int/tobacco/surveillance/policy/country_profile/rus.pdf?ua=1

11. Федеральная служба государственной статистики. 22.11. Продажа населению алкогольных напитков. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/22-11.htm

12. Федеральная служба государственной статистики. 13.30. Производство основных видов пищевых продуктов, включая напитки, и табака. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d3/13-30.htm

13. Д. А. Медведев, видеоблог. http://blog.da–medvedev.ru/post/258

Часть 1. О выборе: “Употреблять ли алкотабачные изделия?”

“Только бы мы поняли то, что в деле потребления вина нет теперь средины, и хотим мы или не хотим этого, мы должны выбрать одно из двух: служить богу или мамоне.” Л. Н. Толстой

Каждый из нас, на протяжении всей своей жизни, постоянно сталкивается с необходимостью делать выбор. И действительно, от того, какой выбор мы делаем, может зависеть наша личная безопасность, счастье и благополучие семьи, и даже счастье и благополучие целого государства.

Весьма актуальным в современности, для молодых людей в нашей стране, является вопрос выбора: “НАЧИНАТЬ ЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?”. Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, в начале, я проведу краткий анализ положения дел с употреблением алкотабачных изделий у нас, в России.

Поясню, что в дальнейшем, под термином “алкотабачные изделия” (АТИ) – я буду понимать следующее: любые жидкости, содержащие алкоголь (этанол) в любых концентрациях; любые табачные изделия, содержащие никотин, такие как сигареты, сигары, снюсы, кальяны и т.д.; любые электронные сигареты (вэйпы), в том числе с без никотиновыми жидкостями.

Сразу же можно заметить одну очень настораживающую странность, что с одной стороны, изделия, содержащие алкоголь и табак очень широко распространены, а с другой, почему-то запрещены для продажи молодым людям. Согласно статье №16 Федерального закона № 171-ФЗ “О государственном регулировании алкогольного рынка” и статьи №20 Федерального закона № 15-ФЗ “ Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" – розничная продажа алкоголя и табака несовершеннолетним запрещена! Интересно отметить, что в № 15-ФЗ в пункте №4 сказано следующее: “Не допускается потребление табака несовершеннолетними”. Таким образом, продажа (а в случае табака и даже просто употребление) алкоголя и табака покупателю возможна только с 18 лет. При этом, если у продавца алкогольного магазина возникает сомнение в возрасте покупателя, то он имеет право требовать у него документ, подтверждающий совершеннолетие.

Отдельная ситуация, еще более странная, с вэйпами. Согласно юридической логике, вэйпы никак не могут относиться к табачной продукции, поскольку они не содержат табака. На деле, в состав жидкости для вэйпа может входить, и чаще всего входит, никотин. Как выясняется, в России существует только лишь ограничение на распространение на те вэйпы, которые не отличаются по внешнему виду от сигарет – это, как правило, одноразовые вэйпы, имеющие белый цвет корпуса, с красно-оранжевым диодом на кончике (имитирующий тление табака). Вэйп, являющийся имитацией обычной сигареты, также нельзя использовать в рекламе и выставлять на прилавки. Получается, что продажа и использование вэйпа несовершеннолетними в России доступна в полной мере.

Также можно констатировать очевидный факт, что доступ к АТИ может получить любой школьник (а в случае вэйпа вполне легально) воспользовавшись некоторыми не очень хитрыми уловками. А доступность у АТИ, как я отмечал ранее, просто широчайшая. Сегодня в России, АТИ можно приобрести, в “шаговой” доступности, в любом супермаркете и небольшом магазинчике (за исключениями, описанными в статье №7 закона №15-ФЗ), причем продажа АТИ часто соседствует с продажей пищевых продуктов, таких как хлеб, молоко, овощи, фрукты и т.д. Более того, согласно ФСГС (Федеральная служба государственной статистики), алкогольные и табачные изделия это, не много и не мало, а пища!

Стоит отметить, что в дополнение к высокой доступности АТИ, присутствует и широчайшая демонстрация употребления АТИ в кино, театральных спектаклях, развлекательных передачах, в книгах и даже популярных компьютерных играх (например Ведьмак 3: Дикая Охота и Deus Ex: Mankind Divided) , причем употребляют АТИ как отрицательные, так и положительные герои этих фильмов, спектаклей и т.д. Особенно показателен в этом смысле главный герой книг Яна Флеминга - Джеймс Бонд, который в течении 87,5 дней, описанных в книгах про него, употребил 1150 единиц алкогольных изделий, или 92 единицы в неделю или 5 единиц ежедневно. При таком реальном количестве ежедневно выпиваемого крепкого алкоголя (смесь водки с мартини) Бонд не смог бы даже вывести свой “Aston Martin” из гаража, не говоря уже о спасении мира.

Я не утверждаю, что демонстрация АТИ, а фактически пропаганда их употребления, имеет место в абсолютно каждой книге, передаче и т.д., но я не могу вспомнить ни одного фильма, даже не современного, времен СССР, где не было ни одной сцены употребления алкоголя и табака. Апофеозом такой демонстрации можно считать фильм “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” впервые показанный в СССР 1 января 1976 года по первой программе центрального телевидения. В настоящее время фильм демонстрируется каждый год 31 декабря на Первом канале.

А что же наши родители, как они себя ведут в семье по отношению к употреблению АТИ? К сожалению, чаще всего имеет место, так называемое, “культурное” употребление алкоголя по праздникам и другим памятным случаям. Курящие табак родители чуть менее распространены чем “культурно” употребляющие алкоголь, что приводит к соответствующей статистике употребления алкотабачных изделий, в целом по стране, в сторону приоритета именно алкоголя.

В итоге, учитывая агрессивную демонстрацию употребления АТИ в общественной культуре, пример употребления родителями, на фоне широчайшего распространения и доступности АТИ, получается, что очень многие молодые люди, как минимум, уже пробовал АТИ в гораздо более раннем, чем 18 лет возрасте, а как максимум, уже имеют солидный стаж их употребления.

Более того, употребление АТИ, в подростковой среде современной молодежи, все настойчивее рассматривается как некий атрибут “крутости” и взрослости, что естественно сказывается на соответствующей статистике этого употребления (см. часть №3 лекции).

Вернусь к поставленному в начале лекции вопросу: “НАЧИНАТЬ ЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?”. Данный вопрос подразумевает выбор, которым, по моим наблюдениям, мало кто интересуется, в принципе (за очень редким исключением).

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, мы живем в общественной культуре, в которой с самого раннего, практически с младенческого возраста, начинается агрессивное программирование социального поведения употребления АТИ, что при отсутствии контрпримера (то есть трезвости) и соответствующих объяснений родителей, приводит к почти 100% результату начала употребления этих изделий молодым человеком в возрасте гораздо более раннем чем 18 лет. Я утверждаю, что никакого ответственного выбора в вопросе начала употребления АТИ, на самом деле, молодой человек, да и его взрослые родители, никогда не делали. На самом деле употребление АТИ – есть результат отработки поведенческой программы, внедренной в психику человека, в возрасте, в котором отсутствует критическое и волевое мышление, а есть только естественное, природное впитывание любой окружающей нефильтрованной информации.

Давайте разберемся, как сделать ответственный выбор на самом деле. Ответим на очень важный вопрос: “Каким главным качеством нужно обладать, чтобы иметь возможность сделать ответственный выбор?”.

Часть 2. Что такое выбор и как его сделать

“Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.” Генри Форд

 

В философском словаре Спонвиля [1] дано следующее определение: “ВЫБОР – это волевой акт, направленный на тот или иной объект в ущерб другим объектам”. То есть для того, чтобы сделать выбор, нужно обладать ВОЛЕЙ.

Но что такое воля? Воля – это одна из функций психики человека. Воля, как и психика человека, изучается наукой психологией. “Психика – этоформа активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.” [2] Под отображением следует понимать мысли, чувства, переживания, а также поведение и действия конкретного человека.

По определению советского психолога и философа С. Л. Рубинштейна: “Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом” [3].

То есть, по Рубинштейну, у человека должен быть некий замысел, цель, для достижения которой он использует волю, чтобы сознательно управлять (контролировать, направлять) достижением этой цели. В процессе управления человек делает выбор/выборы согласуя свой выбор/выборы с достижением поставленной им цели.

Имеющиеся сегодня данные психологической науки позволяют утверждать, что воля – это свойство психики человека, с которым человек не рождается. То есть, для того, чтобы эффективно достигать поставленных целей посредством воли, человеку необходимо “прокачать” (как мускулы), развить, воспитать качество (навык) волевого действия. При этом, начиная с рождения, все действия человека постепенно усложняются, развиваясь от непроизвольных (импульсивных) до собственно волевых действий.

Говоря о развитии волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентную структуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И. М. Сеченову [4], т.е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки. — формируется в процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойств нервной системы), как генетически предопределенные, не зависят от воспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются.

Учитывая высказывание Сеченова можно сделать следующий вывод: “Воля, как навык психики человека, формируется и развивается в нем от рождения, согласно развитию его интеллекта, нравственности и мировоззрения”.

Отвечая на вопрос, поставленный в конце Части 1: “Каким главным качеством нужно обладать, чтобы иметь возможность сделать выбор?” – можно однозначно утверждать, что этим качеством является ВОЛЯ.

Поскольку воля – это один из навыков психики, то необходимо подробнее разобраться с тем, как психика развивается и из каких компонентов состоит. Этот разбор, в последствии, позволит определить момент появления у человека воли и соответствующей возможности делать ответственный выбор.

На основании современных исследований, можно выделить несколько компонентов психики, которые, в свою очередь, будучи по–разному упорядочены в психике конкретного человека, формируют тот или иной тип строя психики. Причем этот, сформированный тип носит более или менее устойчивый характер в течение всей взрослой жизни человека. Компонентами психики являются: врожденные инстинкты и рефлексы, стереотипы (привычки, традиции культуры), собственное поведение, выработанное личным разумом индивида и информация, полученная человеком через интуитивные прозрения.

Все описанные типы строя психики, их можно выделить четыре типа, носят естественный, природный характер, кроме одного, не свойственного человеческой природе, появившегося в следствии отравления алкотабачными ядами (пятый тип, он будет описан в Части 3).

Первый тип строя психики характерен всем новорожденным человекам и соответствует биологическому возрасту в промежутке, по моей личной оценке, от 0 до 3 лет. В этом типе строя психики все поведение человека подчинено инстинктам и рефлексам. Естественно, что ни о каком разумном, волевом поведении и как следствии возможности делать ответственный выбор, при таком типе строя психики, речи быть не может.

Второй тип строя психики соответствует индивидам, в основе поведения которых лежат культурно обусловленные стереотипы, то есть привычки, традиции. Этот тип строя психики постепенно развивается после первого в следствии взросления и накопления информации в психике через общение человека с окружающим миром, в первую очередь через общение с родителями. В этот момент молодой человек жадно впитывает любую окружающую его информацию, даже носящую деструктивный характер, вырабатывая при этом привычки и автоматизмы поведения в обществе. Такое устойчивое поведение психики человека характерно возрасту, по моей личной оценке, от 3 до 9 лет. И опять же, при таком типе строя психики, поскольку у человека отсутствует разумное, волевое поведение, то и возможность сделать ответственный выбор также отсутствует.

Третий тип строя психики соответствует ситуации, когда его носители способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни общества. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающими — зависит от их реальной нравственности. Вот это именно тот момент, когда человек способен на разумное, волевое поведение. Начиная с третьего типа строя психики, благодаря наличию разума и воли, у человека появляется возможность сделать ответственный выбор. По моей оценке, при нормальных условиях развития психики, когда ничего не сдерживает и не тормозит это развитие, разумное, волевое поведение устойчиво начинает развиваться с возраста примерно 9 – 12 лет.

Четвертый тип строя психики я опишу чуть позже. Пока следует заметить, что к сожалению, достижение устойчивого психотипа с преобладанием разума и воли, к 9 – 12 годам, молодыми людьми, чаще всего не происходит. Это торможение в развитии психики появляется в следствии информационного воздействия порочной культуры общества. Торможение развития психики приводит к тому, что при достижении некоторым человеком биологической взрослости (18-и лет и старше) происходит устойчивое закрепление некоторого психотипа, например, второго, совершенно не свойственного данному возрасту. Рассмотрю подробнее эту ситуацию.

Начну с первого психотипа. Представим себе, что у некоторого взрослого человека, все его поведение подчинено диктату инстинктивных потребностей (спать, есть, размножаться), при этом не взирая на обстоятельства. Стоит вспомнить пословицу “волка ноги кормят” и житейское наблюдение — “а скотину хозяин кормит”. Без хозяина скотина, будучи предоставлена сама себе и обстоятельствам, большей частью погибает, меньшей частью дичает и возвращается к самостоятельной жизни после чего её тоже начинают “кормить ноги”. Поэтому, поскольку всё поведение подчинено инстинктам, то человек, во взрослом биологически теле, становится устойчиво ориентирован на получение максимума физиологических удовольствий при минимуме работы. В итоге получается весьма агрессивно–паразитический антисоциальный тип — ему все и всё должны, но он сам никому и ничем не обязан и ничего не должен. Вследствие этого за ним остаётся полоса разрухи, а одно из удовольствий для него — напакостить окружающим. Однако если его предоставить самому себе и обстоятельствам на продолжительное время, то в них он являет свою полную недееспособность и либо погибает, либо (хотя бы на некоторое время — до нового изменения обстоятельств) перестаёт быть “Животным”.

Взрослый человек с вторым психотипом, когда в основе его поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, в большинстве жизненных ситуаций, при наличии конфликта с инстинктами, делает выбор в пользу автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно–исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то такой человек отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества. По моим личным наблюдениям, к сожалению, в нашем обществе, носителей этого типа строя психики обладают численным большинством. Этот факт говорит об управляемости и бездумном следовании заложенным поведенческим программам у большинства наших сограждан.

Взрослый человек с третьим психотипом, по моим наблюдениям, встречается в нашем обществе гораздо реже чем со вторым. Это некоторые (не все) “звезды” кино, театра, эстрады, а также спортсмены, военные, специалисты некоторых областей науки и техники, а также люди, принимающие участие или близкие к управленческим структурам нашего государства. С одной стороны, это благо, поскольку только здесь есть творчество, воля и возможность сделать выбор, но с другой, когда такой человек обретает ту или иную власть в обществе, и его поведение не фильтруется нравственным контролем и совестью, возникают самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих.

Вернусь к описанию четвертого психотипа. Данный психотип самый сложный и, к сожалению, очень редко встречаемый в нашем обществе. Многим известна легенда о греческом философе Диогене (около 400 – 325 гг. до н.э.), который, как повествует легенда, жил в бочке, днём ходил по городу с фонарём, а на вопрос "зачем ему днём фонарь?" отвечал просто: "Ищу человека...".

Эта легенда веками кочует из одного учебника в другой, но и по сию пору Диогена, многие о нём наслышанные, воспринимают в качестве "городского сумасшедшего" древнего Синопа, подобно тому, как в начале этого века в качестве "городского сумасшедшего" уткнувшиеся каждый в свой огород обыватели города Калуги воспринимали К. Э. Циолковского.

Для четвертого типа строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуитивные прозрения (интуиция) предоставляют информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция всегда выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и БОГОМ. Слово БОГ следует понимать, не в плане какой–то конкретной религии, например, Христианства, а как некоторого главного управленца, который управляет всем сущим, имея при этом, некоторые цели и задачи своего управления. Вот эти божественные цели и задачи и должен воспринять, и прочувствовать Человек, что в результате, приведет к тому, что все свои жизненные цели и волевые усилия такой ЧЕЛОВЕК будет согласовывать с целями БОГА.

Четвертый тип строя психики является наиболее желанным психотипом по ряду причин. Во–первых, обладая волей, разумом и имея возможность сделать ответственный выбор, носитель такого типа строя психики всегда просеивает свой выбор через сито нравственности и совести. Это приводит к тому, что результаты такого нравственного выбора всегда благодатны как для самого человека, так и для окружающей его природы и других людей. И во–вторых, такой человек точно знает ради чего и зачем он живет, что позволяет ему избежать множества проблем так свойственным другим людям, которые отравляют себя употреблением всевозможных АТИ (подробнее о проблемах смотрите в Части 3).

В итоге, чтобы сделать действительно ответственный выбор, в вопросе употребления АТИ, необходимо иметь развитую психику по преобладающему психотипу не ниже третьего, потому, что именно на этом уровне в психике индивида присутствует ВОЛЯ. Для достижения максимально положительного результата этого выбора, в масштабе всего общества, необходима психика, стремящаяся к человечности, которая обладает совестным и нравственным контролем.

 



2019-08-14 196 Обсуждений (0)
Часть 2. Что такое выбор и как его сделать 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть 2. Что такое выбор и как его сделать

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)