Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ



2019-08-14 408 Обсуждений (0)
РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рязанский заочный институт (филиал)

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

ОСНОВЫ РИТОРИКИ

 

Учебно-методическое пособие для студентов I-II курсов

 специализаций: «Любительский театр» и «Режиссура театрализованных

представлений и праздников»

 

Рязань 2009

 

 

Рязанский заочный институт (филиал)

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Сысоева Г.Н.

ОСНОВЫ РИТОРИКИ

 

 

Рязань 2008

 

 

Утверждено в качестве методической разработки кафедрой режиссуры Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств

                                                    

24 декабря 2008г., протокол № 5

 

 

Рекомендовано к печати решением Ученого Совета РЗИ(ф)МГУКИ

30 декабря 2008г., протокол № 4

         

Рецензент:

- кандидат искусствоведения, доцент, Маркин Р.Е.

 

 

Сысоева Г.Н.            

« Основы риторики» : учебно-методическое пособие.

Сысоевой Галины Николаевны. – Рязань: РЗИ (ф) МГУКИ, 2008. – 66с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I-II кусов специализаций «Любительский театр», «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Предназначено для студентов факультета Искусств РЗИ (ф) МГУКИ.

 

                                                                          © Г.Н.Сысоева, 2008-12.30

                                                                       © РЗИ (ф) МГУКИ, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 4

Раздел I. Риторика как наука и учебный предмет....................................... 6

Раздел II. Из истории риторики........................................................................................................... 17

       1. Античные риторики........................................................................ 18

       2. Развитие теории красноречия в средние века

           и в новое время................................................................................ 23

       3. Ораторское искусство России........................................................ 27

Раздел III. Логика в ораторской речи........................................................... 32

Раздел IV. Культура речи оратора................................................................ 42

Раздел V. Оратор и аудитория....................................................................... 57

Раздел VI. Техника речи................................................................................ 74

Заключение..................................................................................................... 78

Упражнения................................................................................................... 80  

Работа над исполнительским материалом................................................... 90

Рекомендуемая литература по проблемам риторики.................................. 97

Словари........................................................................................................... 99

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дар слова – одна из важнейших способностей человека, которая возвышает его над миром всего живого и делает собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека: «Дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать» А.П. Чехов1.

Слово фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным его дальнейший прогресс. Слово является мощным орудием, которое позволяет влиять на разум и волю людей, просвещает их, формирует убеждения, мобилизует на конкретные действия.

С давних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на эти вопросы дает риторика – наука о законах «изобретения расположения и выражения мыслей в речи»2. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были настолько велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой.

Величайший мыслитель древности Аристотель, автор первой научной разработки ораторского искусства, определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительного каждого данного предмета»3.

 Именно эта проблема волновала и волнует ученых и ораторов всех времен, включая и наши дни. Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?

Найти ответы на эти вопросы не просто. Начинающему оратору не обойтись без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров слова, без серьезной практической работы над собой.

Вы хотите правильно и красиво говорить? Выходить побеждать в деловых переговорах? Вы хотите убедительно действовать словом на сцене и во время репетиций? Тогда это пособие для вас.

 

Раздел I

РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.

Если справедлива пословица «по одежке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова - «одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы не верно судить о человеке только по его словам, но в то же время невозможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древнейших времен: «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ).

Аристотель в своей «Риторике» писал, что все люди некоторым образом причастны риторике, «так на всем в известной мере приходится, как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять»1. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, актер, режиссер, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми: беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

Перед всяким человеком, которые готовятся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с речью: Для кого говорю? Что хочу им сказать? Зачем хочу им это сказать?

А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи: Как сказать правильно? Как сказать понятно? Как сказать интересно? Как сказать убедительно?

Помочь ему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.

В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).

У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но нам удобнее сейчас рассматривать их как синонимы.

Главным, центральным понятием риторики является оратор (от лат. orare – говорить) – человек, произносящий публичную речь. (Греческий синоним rhetor – ритор). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. audire – слышать).

Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, в котором ораторская речь возможна только при наличие обоих элементов: говорящего и слушающих. При этом следует подчеркнуть также, что термин «публичная речь» предполагает общественно значимое, социально обусловленное содержание выступления.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства. На схеме 1 приведена одна из классификаций красноречия, так называемая жанрово-тематическая. Это самая распространенная и традиционная классификация. У каждого жанра своя специфика, он ориентирован на определенную ситуацию общения, и существуют довольно четкие каноны построения речей и произнесения в конкретных жанрах. Внутри жанров можно выделить виды речей. Например, в социально-политическом красноречии – политическая речь, политический доклад, агитационная речь, политический обзор, митинговая речь; в академическом – лекция (эпизодическая и цикловая), доклад на научной конференции, симпозиуме, научное сообщение; в социально-бытовом – юбилейная, поздравительная речь, застольная речь (тост), надгробное слово.

Классифицировать ораторские выступления можно и по другим критериям: намерения оратора, цели речи, стили красноречия и др. Например, с точки зрения намерений оратора можно выделить такие виды речей: информационные, декларативные, аргументированные, императивные; с точки зрения конкретной цели – разъясняющие, убеждающие, развлекающие, побуждающие и т. д. При этом, конечно, следует иметь в виду, что любое подобное разделение весьма условно и «чистых» видов и жанров практически не существует.

Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом - «ораторское искусство». Что же все-таки это такое – наука или искусство? В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством. В наши дни она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова1: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Особенно близки ораторское искусство и литература, ораторское искусство и театр. Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А.Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь риторики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве.

«Красноречие – дитя знаний», - говорили древние. Цицерон полагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом (ingenium), навыком (usus) и знаниями (doktrina), причем важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

Развитие этой мысли мы находим в работах М.В. Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»; тут же он указывает: «К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук». При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственно риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо выделяет историю и этику1.

Эти требования и сегодня не утратили актуальности; мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из современных представлений о месте риторики в системе духовных ценностей.

Чтобы нагляднее представить, какие же «другие науки» нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной работы оратора над речью.

В классических риториках обязанностью оратора было: 1. найти, что сказать; 2. найденное расположить по порядку; 3. придать ему подходящую словесную форму; 4. утвердить все это в памяти; 5. произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики. (см. схему 2).

Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит: расположить к себе слушателей, изложить сущность дела, установить спорный вопрос, опровергнуть мнение противника, в заключительной части беседы закрепить свою победу.

В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления выглядят следующим образом (схема 3)2. В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной посткоммуникативной фазы.

У начинающих ораторов, а также у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проведенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков.

На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения доказательности и аргументированности речи. Логический аспект речи этим не исчерпывается; категории и правила этой науки понадобятся и во время выступления, особенно если в ходе его завяжется спор, и на этапе подведения итого выступления, анализа ошибок и промахов, допущенных во время речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства.

Другой существенный аспект – языковая культура оратора, умение из всех богатств родного языка выбрать именно те средства речевого воздействия, которые обеспечат эффективность и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Чем глубже и обширнее знания оратора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи.

 

 

 

 

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Весьма существенный элемент ораторского мастерства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечивающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления.

В момент выступления, когда только формируется замысел речи и на других этапах подготовки выступления, и особенно в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, создает ее мысленный образ. В первую же минуту выступления этот образ «оживает», наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт, начинается поединок мотивов, установок, ценностей, волевых качеств и намерений, эмоций. Чтобы победить в этом состязании и достичь всех трех целей, которые ставили перед оратором еще в древности («убедить, усладить, увлечь аудиторию»), оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть методикой публичного выступления. Иными словами, оратор должен обладать высокой психолого-педагогической культурой.

Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушателями, методы управления их вниманием, а также пути выхода из непредвиденных ситуаций, которые возникают в ходе общения с аудиторией, определяются не только знанием психологии, но и владением этикой ораторского труда, коммуникативной культурой.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего философские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство и др. Изучение и применение этих наук, их законов в публичной речи являются важной задачей оратора, обеспечивающей необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются: 1. логическая культура,

2. языковая культура,

3. психолого-педагогическая культура,

4. культура общения,

5. техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». 

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего фи­лософские науки (логика, этика, эстетика), а также языкознание, психология, педагогика, физиология, актерское мастерство (перечень этот далеко не полон). Изучение этих наук, применение их законов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспечивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются:

логическая культура,

языковая культура,

психолого-педагогическая культура,

культура общения,

техника речи.

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, «ни искус­ство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Называя риторику по-иному, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь той определяющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, по­стоянные упражнения и реальная ораторская практика.

Один из теоретиков красноречия русский государственный дея­тель и ученый XVII в. М. М. Сперанский так определял задачу ри­торики: «...обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, ...каким образом сии драгоценные камни... очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой»[1].

 

 

Вопросы и задания

1. Что такое риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена?

2. Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Искусство ре­чи — как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии»? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Данные каких наук использует риторика?

4. Назовите основные жанры ораторского искусства и попытайтесь определить, в чем их отличие друг от друга.

5. Каковы основные этапы работы оратора над речью?

6. Из чего слагается мастерство оратора?

7. Подготовьте трехминутную речь на тему: «Зачем нужна риторика?»

 

 

Раздел II

ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ

Риторика, ораторское искусство, — одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, как, пожалуй, ни в какой другой науке, явственно видны преемст­венность традиций, взаимовлияние культур, историчность, учет на­циональных особенностей и одновременно — общегуманистический характер, ориентация на общечеловеческие ценности. В этом смысле термин «искусство» применительно к ораторству как нельзя более уместен.

В наши дни интерес к риторике резко возрастает: и в России, и за рубежом. Это вполне закономерно, поскольку любая либера­лизация общественной системы сопровождается усилением внимания к правам и свободам человека, среди которых свобода слова занимает далеко не последнее место. Потребность в искусном владении словом есть всегда, но насущной необходимостью оно становится именно в переломные, революционные моменты истории, в эпоху сознательно развиваемой демократии. Видимо, не случайно расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республик, с эпохой Ренессанса, с великими революциями во Фран­ции в XVIII в. и России в XX в. Проследить, как развивалась теория публичной речи в разные исторические эпохи, и интересно, и поу­чительно. Практическая значимость изучения истории риторики осо­бенно велика для нас, поскольку в отечественной гуманитарной науке теория публичной речи после М. В. Ломоносова развивалась слабо из-за сложных политических условий, в которых укреплялась российская цивилизация в новое время.

Само слово «риторика» и сейчас для многих ничего не значит или же обозначает напыщенную, внешне красивую, но бессодержа­тельную речь, ему нередко сопутствуют эпитеты «манипулирующая» или «пустая». В работах же современных зарубежных исследовате­лей, напротив, отмечается позитивное социально-культурное значе­ние риторики, сыгравшей важную роль в судьбе европейской духов­ной культуры.

Для обучения оратора наибольшее значение имеет античная риторика, поскольку именно в ней были сформулированы все ос­новные законы и правила красноречия, а все последующие теоре­тические работы развивали и конкретизировали идеи древних греков и римлян.

 

АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ

 

Как уже указывалось выше, ораторское искусство в элементар­ных формах появляется с возникновением человеческого общества. Дар слова, как лучший способ выражения разнообразных процессов внутренней жизни человека, как мощное орудие подчинения своей воле других, как способ живого общения, стал, по сути, краеуголь­ным камнем в утверждении могущества человека.

По мере развития общества появилась настоятельная потребность в убеждающем слове, возникло само понятие «ораторства» — для обозначения убеждающего действия слова.

Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредст­венного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской ра­бовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению, а в суде красноречие стало важнейшим усло­вием успешного завершения судебного разбирательства.

Первое целостное представление об античном красноречии дают нам источники эпохи Перикла (V в. до н.э.). Сам этот государст­венный и политический деятель прославился как выдающийся ора­тор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей (например, знаменитое «Надгробное слово», произнесенное им во время похорон афинян, павших в первый год Пелопонесской войны).

В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Ее основы заложили Коракс, Лисий и Горгий.

Коракс дает такое определение риторики: «Красноречие — это служанка убеждения»[2]. Он первый делает попытку разделить ора­торскую речь на части: вступление, предложение, изложение, до­казательство и завершение.

Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты (V в. до н. э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии и виртуозности опе­рирования живым словом. Софисты считали целью своих теорети­ческих и практических занятий с молодежью подготовку ее к об­щественной жизни, готовили также риторов (профессиональных ора­торов). Развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Один из первых учебников красноречия был написан софистом Горгием.

Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие фи­лософы Платон (427—347 гт. до н. э.) и Аристотель (384—322 гт. до н. э.).

Платон так определяет предмет и сущность риторики: «Красно­речие — мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота»[3].

Целую эпоху в развитии теории ораторского искусства составляет творчество Аристотеля — «универсальнейшей головы среди древне­греческих философов»[4].

Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно рас­ширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-ни­будь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук — врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика — искусство, соответствующее диалектике. Она носит ха­рактер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся обыденных потреб­ностей жизни отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий характер, Аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для дости­жения своей цели. Рассматривая способы убеждения, используемые оратором, Аристотель делит свою «Риторику» на три части.

В первой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Вторая часть характеризует личные качества и особенности ора­тора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны риторики: способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет четыре части речи — пре­дисловие, рассказ, доказательство, заключение — и подробно обос­новывает важность каждой части для достижения убедительности речи[5].

Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен (384—322 гт. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Маке­донии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нари­цательными («филиппиками» мы называем сейчас гневные обли­чительные речи). Риторика была призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам «сделал себя», преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Де­мосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда[6].

Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. В III в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской культуры — заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в том числе и риторику.

Ораторское искусство в Древнем Риме обладало огромной дви­жущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора»[7]. Республиканский Рим решал свои государст­венные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского граж­данина, желавшего участвовать в управлении государством.

Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова — его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона — одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) — видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах — «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В первой книге он раз­вивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, которому стремился Цицерон; в третьей показано истори­ческое развитие ораторского искусства.

Вся сила оратора, считает Цицерон, — в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей[8].

Истинный оратор, полагает Цицерон, «должен обладать остро­умием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев.[9]

В «Ораторе» формулируются требования, которые следует со­блюдать для того, чтобы быть совершенным оратором. Первое среди них — широкое образование, эрудиция, знание различных философ­ских систем, права, теории ораторского искусства. Широкое фило­софское образование — важнейшее необходимое условие ораторского искусства. При этом наиболее полезными для оратора являются две философские науки — этика и логика.

Еще один любопытный практический вывод делает Цицерон в трактате «Брут»: «...оратор должен владеть двумя основными досто­инствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью; и гораздо важнее бывает воодушевить судью, чем убедить его»[10].

К сочетанию рационального и эмоционального как необходимому условию действенности речи Цицерон возвращается не раз, в раз­личных своих произведениях. Так, в книге «Об ораторе» он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Суще­ственное условие успеха оратора, считал Цицерон, — учитывать интересы, особенности аудитории. Критерием эффективности речи и целью красноречия служит одобрение римского народа: «Только тот оратор велик, который кажется великим народу»[11].

В риторических сочинениях Цицерона содержится много полез­ных наставлений для оратора в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и юмора, фонетического оформления речи, артистизма и др.

Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фабия Квинтилиана (36—96 гг. н. э.). Его главное сочинение «Образование оратора» представляет собой свод выводов предшест­вующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомен­дации начинать и кончать речь более сильными аргументами, под­креплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием, а также требование «го­ворить только о тех вещах, которые знаешь» и др.[12]

Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабаты­вает вопрос о логических основах речи и ее украшениях, а также технику красноречия. Трактат « Об образовании оратора» содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушате­лями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Все эти частные вопросы, полагает Квинтилиан, существенны для обеспечения успеха оратора.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одно­временно и его конечным пределом. Римское классическое красно­речие умерло с ги



2019-08-14 408 Обсуждений (0)
РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)