Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ



2019-08-14 397 Обсуждений (0)
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли рус­ские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по оратор­скому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в за­падноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершен­ствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711—1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, за­ложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносо­вым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия (мы уже приводили его выше), перечисляет условия успеха публичного выступления.

Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка) . Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Од­ним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, ут­верждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.[18]

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «воз­буждению страстей» образность речи, выразительность стиля, убеж­денность оратора.

В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славян­ских странах, — это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772—1839). В этой работе детально рассмот­рены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено спо­собам воздействия на слушателей, достижения поставленной ора­тором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти»[19], т. е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, —это «склонить ум, тронуть сердце»[20].

М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобре­тение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей[21].

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А. Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н. Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве

 М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского.

Как уже говорилось, университетское (академическое) красно­речие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необхо­димо отметить и значение другого жанра — русского судебного крас­норечия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства.

Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися орато­рами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых — П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.

Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П. С. Пороховщиковым (псев­доним — П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается.

Из всех задач, стоящих перед оратором, П. С. Пороховщиков особо выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содер­жание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи («Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья»)[22]; 2) подчинить себе слу­шателей, заставить их

принять предлагаемую позицию: «пленить, доказать и убедить», создать определенную эмоциональную атмос­феру, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи.

К работам П. С. Пороховщикова близки также труды по оратор­скому искусству известного русского юриста, литератора и обще­ственного деятеля А. Ф. Кони («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.).

Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX — нач. XX в. Правомерно говорить, напри­мер, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожа­лению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813—1855), наиболее яркими предста­вителями — В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Отдельное направление истории русской риторики — развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилю В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова, А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня акту­ально и полезно для образования оратора. Новым явлением в раз­витии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Инс­титута живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Лу­начарский, Л. В. Щерба,

 Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организо­вано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на не­сколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект — культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е — 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сспер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

 

Вопросы и задания

 

1. Когда зародилось искусство красноречия?

2. Кого вы знаете из ораторов Древней Греции? Чем они про­славились?

3. Почему имя Цицерона стало нарицательным? Какой вклад он внес в развитие теории красноречия?

4. Расскажите о развитии теории ораторского искусства в России (составьте небольшое выступление).

5. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Есть два искус­ства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора»? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Составьте небольшое выступление на тему: «Великие ораторы прошлого».

 


Раздел III



2019-08-14 397 Обсуждений (0)
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)