Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ



2019-08-14 3373 Обсуждений (0)
ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Мы уже говорили, что ораторское искусство — это комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового об­щения. Попытаемся рассмотреть первый из упомянутых аспектов — логический. При этом будем иметь в виду, что такое вычленение довольно условно: в живой речи все элементы очень тесно связаны, и отделить логический аспект от, скажем, психологического так же трудно, как разделить рациональную и эмоциональную сферы че­ловеческой психики. Собственно говоря, устное публичное выступ­ление всегда привлекает именно ярко выраженной эмоционально­стью, художественностью, но они сами по себе немногого стоят, если не опираются на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими при­емами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Поскольку формальная логика является обязательным предметом в учебных программах гимназий, колледжей, гуманитарных вузов, нам нет необходимости подробно раскрывать содержание логических законов и операций, рассмотрим лишь их применение в деятельности оратора.

Разумеется, эффективность, действенность любой речи достига­ется прежде всего ее содержательностью. Как писал Цицерон, «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то ее словесное выражение представляется пустой болтовней»[23].

Однако одной содержательности еще недостаточно. Суть выступ­ления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов.

И приступая к подготовке своего будущего выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемами: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать ее более ясной, каким образом распо­ложить материал речи, как использовать имеющиеся факты и ар­гументы. В классических риториках это соответствует этапам «изо­бретения» и «расположения», в наше время чаще употребляется термин «логическая организация речи». Именно здесь закладывается во многом успех речи, и поэтому такую важную роль играет логи­ческая культура оратора.

Под этим понятием подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как: способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; не­противоречивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.[24]

На схеме 4 показано, использование каких законов логики обес­печивает нам эти качества.

Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные тре­бования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, вырази­тельность, лаконичность.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости вы­ступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью пла­нов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия.

Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: со­держание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы. Деление необходимо произво­дить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно оп­ределенными целями. Деление также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конк­ретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публич­ное выступление.

Интересный и важный вопрос — соотношение плана и импрови­зации. Устное публичное выступление — это живое общение оратора с аудиторией, и оно немыслимо без незапланированных, неожи­данных, импровизационных моментов. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике

Вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода придает речи динамизм, жи­вость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт оратора с аудиторией, сильнее воздействовать на ее чувства. Но если оратор чрезмерно увлекся интуитивными, неожиданными на­ходками, если уходит от темы слишком далеко, если импровизация заслоняет рациональную, логическую, содержательную сторону ре­чи — такое выступление нельзя считать удачным. В хорошей пуб­личной речи импровизация лишь оттеняет тщательность и глубину подготовки, соразмерность и продуманность плана.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В от­личие от плана — внутренней структуры речи (что из чего выте­кает), композиция выступления — это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соот­ношение частей выступления по их цели, стилистическим особен­ностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных  моментов.

В классической модели элементы композиции — это:

вступление,

определение предмета,

изложение,

подтверждение,

опровержение,

                                                    заключение.

 

И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологии • восприятия очень важными являются первый и последний элементы; т. е. начало и конец речи. Для того, чтобы главная мысль была \ воспринята правильно и точно, необходима своеобразная «подготов­ка», вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение же должно закрепить мысль, свя­зать начало и конец речи, подытожить сказанное. Речь должна быть стройной и пропорциональной, и по правилу, предложенному еще И Леонардо да Винчи, по объему начало и конец речи не должны ; i превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения раз­личных композиционных частей публичной речи в образной афо­ристичной форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и

 

 

соответствовать целому»[25].

Рассмотрим последовательно целевые установки каждой части и основные приемы, которые использует оратор для достижения по­ставленных целей (см. схему 5).

Главная задача вступления — расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М. В. Ломоносов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали.[26]

Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Главные требования к вступлению:

1) оно должно быть предметом особого внимания оратора, посколь­ку, как писал известный теоретик красноречия П. Сопер, «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение»[27];

2) следует избегать как банального, так и излишне экстраваган­тного вступления;

3) стиль изложения должен быть доступным;

4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи;

5) опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригиналь­ный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать; внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном на­чале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Катилины).

Главная часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация, опроверже­ние. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сооб­щить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убе­дить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для дости­жения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.

 

Основные требования риторики здесь таковы:

1) как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступле­ние. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оста­ваться неизменным в процессе всего доказательства;

2) приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

3) при выборе аргументов заботиться не столько об их количе­стве, сколько о качестве;

       4) аргументы должны быть истинными и достаточными для до­казательства тезиса;

 

5) не подменять аргументы своим мнением;

 


 

6) избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «гомерова порядка»[28], обеспечивающего наибольшую убедительность речи;

7) при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь;

8) помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, со­бытия, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Аргументация может быть односторонней и двусторонней, и чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованней и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться

односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, пред­почтительней становится двусторонняя аргументация.

Заключение речи, как уже говорилось, предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать луч­шему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргу­ментацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д.;

4) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

5) концовка выступления должна создать соответствующее на­строение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональ­ный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи ее цели и потребностям

аудитории хорошо видны на схеме б[29]. Как видим, в центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы.

Тезис, по выражению М. М. Сперанского, — это «царствующая мысль», к которой «должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно»[30]. Схема отражает главное правило композици­онно-логического строения речи, сформулированное тоже Сперан­ским: «обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой вы­годнее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить все сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сем расстоянии».

 

Вопросы и задания

 

1. Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

2. В чем отличие плана от композиции речи?

3. Каковы основные требования к началу и заключению речи?

4. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании ос­новной части выступления?

5. Прокомментируйте схему 6 с позиций единства содержания, цели и композиции речи.

6. Сделайте композиционный анализ одной из речей в хресто­матии «Ораторское искусство лектора».

7. Приведите 1—2 примера на каждую из типичных логических ошибок.

8. Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в пуб­личных речах.


 

Раздел IV

КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА

 

Замысел, чувства и мысли оратора, логика и фактология его выступления материализуются для аудитории в звучащем слове. Главное качество оратора — умение публично мыслить — неотдели­мо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие макси­мально точно выразить его мысль. Значение этого умения столь велико, что мы нередко сводим все мастерство оратора к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставим правиль­ность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правиль­ной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более — чтобы убедить ее. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» — вещи вза­имосвязанные, но не совпадающие по значению и объему. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использо­вание особых средств речевой выразительности.

Будучи живым организмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. На схеме 7 приведены основные функциональные стили современного русского языка. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Изучением стилей занимается стили­стика — наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стили­стические. Каковы эти особенности? В чем преимущества устной речи перед речью письменной?

Прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученых-психоло­гов, большинство людей предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание — самая естественная форма существо­вания языка.

Устная речь — это живое общение без пространственных и вре­менных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него.

В отличие от письменной речи устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы.

В устной речи допустимо отступление от строгих норм речи пись­менной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит — более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то ус­тное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений.

Для устной речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу публичной речи состав­ляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (по­литическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и офици­ально-деловому стилям. Но в любом жанре красноречия хорошей можно считать лишь такую речь, которая активно использует эле­менты публицистического, художественного и даже разговорного стилей. Без этого оратору не достичь эмоциональности и убедитель­ности речи. Эту особенность ораторского искусства отмечал академик В. Виноградов: «такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консульта­ция, пресс-конференция, доклад, беседа... обычно строятся на мно­гообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении эле­ментов разговорного и книжного языка»[31].

 

                                                                                                      

 

 

 

Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возмож­ности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руковод­ствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую раз­говорную речь от малограмотной и вульгарной.

Некоторые ученые выделяют специфические стилистические осо­бенности ораторской речи, такие, как разговорность, широкое ис­пользование речевых периодов, относительная свобода строя пред­ложений, обилие сегментированных и присоединительных синтак­сических конструкций, связочных предложений и обращений, замена деепричастных и причастных оборотов придаточными предложени­ями и др.[32].

Проблема стиля в красноречии имеет и другую сторону. Кроме объективно существующих стилей языка, есть еще индивидуальный стиль оратора, т. е. совокупность признаков, характеризующих его манеру говорить. Он создается в результате тщательной, кропотли­вой, осмысленной работы над словом, изучения лучших образцов ораторской речи («подражание авторов» по М. В. Ломоносову). Толь­ко плохие ораторы похожи друг на друга. Хороших ораторов отличает неповторимая, только им присущая манера строить выступление, отбирать языковые средства, влиять на аудиторию в процессе речи. Выработка индивидуального стиля — важная задача оратора.

Следующий аспект речевой культуры — выполнение определен­ных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отноше­ний между речью и языком, речью и действительностью, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения.[33]

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и ос­мыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость, точность, логичность,

богатство, эмоциональ­ность (выразительность) речи (см. схему 8). Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Правильность речи — первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильно­сти языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н. М. Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим»[34].

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9). Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.). Значение грамматической пра­вильности речи подчеркивал М. В. Ломоносов: «Тупа оратория, кос­ноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенно­сти речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последова­тельности мысли («Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму»).

 

 

 

 

Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диа­лектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний и др.) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием вы­ступления («На наших плечах возлежит история, мы должны пе­редать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать раз­руху»). Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также от­влекают аудиторию от существа речи, создают негативный психо­логический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершен­ствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Важное качество хорошего выступления — его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегрече­ский писатель и ученый Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) — когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей», «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обес­печения продовольствием».

Другая разновидность многословия — тавтология, т. е. повто­рение того же самого другими словами, нередко однокоренными: «равноправные права», «я, собственно, скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка — тав­тологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный сувенир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов — вид многословия. Вот один из примеров: «Я смотрю на вопрос так: затраты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, — а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомне­ваюсь, — то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат»[35].

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти ска­занного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убежден», а затем просто соединить в короткое предложение все выделенные слова.

Ошибкой является также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и неоспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» — вместо «все жители»).

Еще один недостаток — обилие слов-паразитов. Здесь одновре­менно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. «Вот», «так», «так сказать», «это самое», «значит», «понимаете» делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность, вызывают смех аудитории («Хочу, так сказать, что ли призвать вас», «в сущности, на данный момент это, так сказать, наша реальность»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели»[36].

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, сознанием предмета выступления, а также со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разу­меющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказы­вания («просить» — нейтральное, «клянчить» — ироническое, «хо­датайствовать» — официальное, «молить» — возвышенное, «умо­лять» — разговорное; «спать» — нейтральное, «почивать» —

торже­ственное, «дрыхнуть» — просторечное). Ему придется также четко разграничить паронимы (»дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимый» и «нестер­пимый») . Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает ее недоступ­ной пониманию.

Злоупотребление архаизмами также может суще­ственно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоп­равданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому вы­ражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижающий национальное достоинство «американско-ростовский сленг». Очень часто злоупотреблению ино­странными словами сопутствует элементарное незнание смысла сло­ва, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий...», «Я гипотетически придумал такой план», «Это не входит в сферу моей компетенции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, воп­реки их значению: «Большая половина выступления посвящалась критике», «Следует придерживаться осторожности во время спу­ска», «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная лите­ратура по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Много общего с точностью имеет логичность речи — соответст­вие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка — «углубляется вширь»); кроме того, условием логичности является правильный порядок слов («напоминаю роди­телям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»). Логичность речи зависит также от того, насколько правильно вы­ражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня»).

Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или раз­нообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный — те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный — все знако­мые и понятные нам слова, которые мы тем не менее в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного куль­турного человека колеблется в пределах 4—5 тысяч слов и фразе­ологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц.

В чем проявляется богатство речи? Прежде всего в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яр­кую эмоциональную окраску. Затем — в использовании фразеоло­гических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность (сравните, на­сколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»).

К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи — это разнообразие ин­тонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит сло­весный штамп — механическое повторение стертых, шаблонных сло­восочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивиду­альности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой инфор­мации, а тем более не задевают его чувств. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволновать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «в свете се­годняшних требований», «надо определиться по этому вопросу», «проводить в жизнь»? Еще более опасная разновидность штампов — это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образ­ные выражения: «белое золото» (черное, голубое, мягкое и т.д.), «корабли полей», «этажи новостроек», «труженики моря», «держать руку на пульсе времени», «часовые порядка» и др.

Разновидность штампа, все чаще проникающего в живую раз­говорную речь, — так называемый «канцелярит» (по меткому опре­делению К. И. Чуковского), использование не по назначению тра­фаретных выражений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита: вытеснение живого глагола отглаголь­ными существительными, нагромождение существительных в роди­тельном падеже, обилие слов-паразитов («в деле», «по линии», «в части», «в целях»), злоупотребление иностранными словами. Ли­шая ораторскую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцелярит одновременно мешает слушателям ду­мать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода по­могают придать «солидность» пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

 

Подготовка кадров будет                           Подготовка кадров сегодня очень важна.                                                             

иметь особое значение в свете

решений сегодняшнего дня.

Отряд добровольцев проделал               Отряд добровольцев помог

определенную работу по                           пострадавшим от наводнения.

оказанию помощи пострадавшим

от наводнения.

Я не в курсе дел по данному                      Я не знаю.

вопросу.

Сложилось совершенно недостаточное    Трудовая дисциплина очень слаба (низка).

Положение с трудовой дисциплиной.

 

И еще один «перл канцелярита» — из речи на областном сове­щании животноводов: «Решать надо свинину, товарищи, решать! Пора в каждом хозяйстве разобраться в перспективах с точки зрения свинопоголовья и построить по этому вопросу необходимые свино-помещения»[37].

Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональ­ность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое ка­чество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рационального содержания. Учеными установлено, что эмоциональ­ность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще «выразительностью» или «образностью речи».

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории. Эту закономерность сформулировал М. М. Спе­ранский в «Правилах высшего красноречия»: «Основание красноре­чия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. ...Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе»[38].

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слуша­телей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация, применение, специфические функции хорошо и под­робно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы,[39] это:

ЭПИТЕТ — образное определение («слепая любовь», «дремучее невежество», «лютая смерть», «леденящая вежливость»).

СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойст­ва другого («злые языки страшнее пистолета», «покраснел, как рак»).

МЕТАФОРА — перенос на один предмет свойств другого пред­мета, сближение двух явлений по сходству или контрасту («искра таланта», «золотые руки», «тишину рассекает хриплый рев гудка»).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова другим на основании бли­зости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т. е. любить стихи Пушкина).

СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) — употребление на­звания большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот ("все флаги в гости будут к нам», «в наших лесах водится белка»).

ГИПЕРБОЛА — образное преувеличение («вино лилось рекой», «ждать целую вечность»).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — одушевление неодушевленного («ветер стучит в окно», «старость стоит у порога»).

К лексическим средствам выразительности примыкают ФРАЗЕ­ОЛОГИЗМЫ — устойчивые сочетания слов с полностью или час­тично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они по­могают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в

передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, — фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса[40].

ПОВТОР — многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор начальных слов) и эпи­фора (повтор заключительных слов).

АНТИТЕЗА — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

ИНВЕРСИЯ — намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении.

ГРАДАЦИЯ — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — утверждение или отрицание, об­леченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — особо эмоциональное ут­верждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, ши­роко использует все выразительные средства языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и



2019-08-14 3373 Обсуждений (0)
ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)