Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, задачи и факторы развития возвратной логистики



2019-08-13 1068 Обсуждений (0)
Понятие, задачи и факторы развития возвратной логистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Современное производство связано с огромным количеством логистических потоков прямого и обратного направления. Материальные, информационные, финансовые потоки как правило изменяют свое направление на обратное по инициативе потребителя. Но существуют ситуации, когда возвратные потоки инициируются не потребителем: производителем могут быть отозваны товары, которые способны оказать негативное влияние на жизнь и здоровье потребителя; продавец может обязать покупателя возвращать многоразовую тару; продавцом могут быть изъяты товары, которые потребитель не оплатил в установленный срок. Указанные ситуации часто упускаются из внимания при проектировании цепочки поставок. В результате при возникновении необходимости возврата продукции от потребителя продавцу или производителю могут возникнуть сложности в организации процесса, а также непредвиденные расходы.

Учитывая развитие современной торговли, а также макроэкономическую ситуацию, можно выделить три наиболее актуальные современные причины возникновения возвратного потока:

- первая характерна для сферы Интернет-торговли - возврат продукции, приобретенной через Интернет в следствии ее несоответствия ожиданиям потребителя;

- вторая характерна для производства - утилизация отходов и повторное использование материалов в производстве;

- третья - для банковской сферы - изъятие объекта залога банковского кредита и лизинговой сделки из-за снижения платежеспособности заемщика

Внедрение логистики возвратных потоков, обосновано появлением недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю. При организации обратного движения материального потока, участники логистической цепи должны решать массу проблем,таких, например, как: расчет финансов,транспортировка,утилизация некачественной продукции.Таким образом, возвратная логистика – это процесс перемещения товаров из точки их конечного потребления в точку происхождения с целью уценки или правильной утилизации. Процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации для восстановления их ценности или правильной утилизации

Цель данной работы – изучить управление возвратными потоками в логистике. Для этого поставлены следующие задачи:

-изучение понятия, сущности возвратных потоков в логистике;

-рассмотрение различных классификаций возвратных потоков;

-определение затрат и выгод возвратной логистики;

-изучение организации управления возвратными потоками (на примере ООО «АВТОВЕК».

Объект исследования: возвратная логистика ООО «АВТОВЕК»

Предмет исследования: возвратные потоки логистики возвратных потоков ООО «АВТОВЕК».

Гипотеза исследования: возвратная логистика приносит дополнительную прибыль и может создать предприятию конкурентное преимущество.

 

Понятие, задачи и факторы развития возвратной логистики

       1.1Сущность возвратной логистики и понятие возвратных потоков

 

В логистике выделяют следующие потоки, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности:

- материальный поток - движение материальных ресурсов;

- информационный поток - движение информации;

- финансовый поток - движение денежных средств;

- сервисный поток - поток услуг, направленных на удовлетворение потребностей покупателей.

     Логистическими операциями с потоком, направленным противоположно прямому, занимается реверсивная логистика (обратная логистика; возвратная логистика). Единого понятия «реверсивная логистика» не существует.

Возвратная логистика - это все действия, связанные с товаром и его обслуживанием после реализации в точке продажи, конечной целью которых является оптимизация или повышение эффективности послепродажной деятельности организации таким образом, чтобы сэкономить деньги и природные ресурсы. К видам деятельности, которые включает в себя возвратная логистика, относятся: логистика, складирование, ремонт, монтаж, строительный ремонт, переработка, утилизация, а также послепродажное обслуживание, функционирование колл-центра.

В процессе исследования трудов различных отечественных авторов было обнаружено терминологическое несоответствие: некоторые авторы в своих работах используют понятие «возвратных потоков», другие же предпочитают использовать термин «обратные потоки». Часто в оба этих термина вкладывается один и тот же смысл, авторы используют их как синонимы.

Возвратный поток – это поток материальных ценностей, инициированный возвратами продукции. Возврат чего-либо означает, что одна сторона произведенной сделки по каким-то оговоренной этой сделкой причинам (брак, дефекты, истечение срока годности) или условиям сделки (возврат тары, подвижного состава и др.) возвращает второй стороне предмет сделки, товар, то есть  адресат априори известен – поставщик, продавец. (6)

Обратный материальный поток – это совокупность сырья, готовой продукции, товаров, средств упаковки многоразового пользования или отходов, отнесенная к определенному временному интервалу и направленная от конечного потребителя (источника выявления, обнаружения) к источнику потенциального образования (его представителю, посреднику) или местам обращения с отходами. (8).

Грань между возвратными и обратными потоками достаточно тонка, и зачастую поток одних и тех же товаров можно отнести и к одной, и к другой группе, если не уточнить, куда именно движется данный товар. Например, тара и упаковка: если она не годится для повторного использования, направлена на утилизацию или переработку - относится к категории обратных потоков. Если же тара и упаковка может быть использована повторно – это возвратный поток. В. А. Лазарев разграничивает в своей статье9 понятия обратных и возвратных потоков по содержанию данных потоков. Так, в возвратный поток входят товары, которые могут быть использованы в новом цикле сбыта и реализации, а в обратный поток входят так называемые «вторичные ресурсы», потерявшие свою товарную ценность - сырье для перерабатывающих предприятия (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация обратных и возвратных товарно-материальных потоков

Вид потока

Место образования

Видовая структура
Обратные потоки

Предприятия оптовой

и розничной торговли

 

Списанное оборудование и другие материальные ценности, реализуемые самостоятельно или через посредников. То же и тара, упаковка, не подлежащие возврату, направляемые на пере­работку или утилизацию.

 

 

Продолжение таблицы 1

 

Предприятия по производству товаров и услуг  

Отходы собственного производства, используемые этими предприятиями.

Списанное оборудование и другие материальные ценности, реализуемые самостоятельно или через посредников.

То же и неиспользуемые отходы производства, направляемые на переработку или утилизацию.

Возвратные потоки

 

Предприятия оптовой и розничной торговли по цепочке поставки  

Товары, принятые на реализацию и не реализованные в срок.

Товары, вышедшие из моды, устаревших конструкций, если это определено договором. Продукты питания с просроченным сроком годности и дефектами.

Товары, поставленные с нарушением условий договора и не прошедшие входной контроль по количеству, качеству, сортности, комплектности. Тара, подлежащая возврату

Предприятия по производству товаров и услуг  

Закупаемые материальные ресурсы, не прошедшие предусмотренные виды контроля. Материальные ресурсы, полученные на правах лизинга, аренды

         

 

Итак, рассмотрим факторы возникновения и развития возвратной логистики.Как ни странно, но истоками возникновения возвратной логистики, как и многих других концепций в экономике считают войну. В частности, во время Второй Мировой Войны родилась идея повторного использования ресурсов. Причиной этому явился недостаток материалов для создания новых машин или их компонентов. Американские производители вышли из этого положения путем извлечения компонентов, деталей из старых машин для сборки новых, таким образом, дав начало такому перспективному и ныне популярному направлению, как вторичное использование ресурсов в автомобильной отрасли.

Следующим ключевым фактором, послужившим распространению применения методов возвратной логистики, явилось проявление элементов социальной ответственности компаний-производителей. А именно – организация отзывов выпущенных в обращение некачественных товаров. Одним из первых крупнейших отзывов продукции явился отзыв некачественной партии препарата «Тайленол» в 1984 году, который организовала компания Johnson&Johnson. Реакция фирмы на обнаружение некачественных препаратов была настолько быстрой, что имидж компании в глазах потребителей сильно укрепился, а также была установлена новая планка в уровне организации возвратной логистики для других компаний.

Еще одним очень большим рынком, на котором применяется возвратная логистика, является рынок послепродажного обслуживания автомобилей. Данный рынок, можно сказать, построен на возвратной логистике, так как в основном починка автомобилей требует замены деталей и компонентов, старые детали и компоненты в дальнейшем попадают на рынок вторичного использования.

Помимо факторов, так или иначе затрагивающих интересы предприятий - это экономическая выгода вследствие сокращения затрат, улучшение отношений с потребителями, создание имиджа компании как социально ответственной. 

Еще один, по мнению многих, важнейший фактор стал драйвером развития и применения методов возвратной логистики. Это вопросы экологии, охраны окружающей среды, а именно обращение с отходами или отслужившими свой срок товарами. Вообще, ситуация в мире в последние десятилетия такова, что все задумываются о вопросах экологии, особенно в экономическом сообществе, так как с ростом индустриализации стран, глобализации, человечество производит все больше отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, воду. Поэтому очень актуальной темой для исследований сейчас являются не только «зеленые» инновации в естественных и прикладных науках, технологии безотходного производства и утилизации отходов, но и различные «зеленые» концепции в экономике, такие как «экологически чистые» цепи поставок в логистике, целью которых является минимизация вредных выбросов в атмосферу при транспортировке товаров.

Таким образом, если говорить об отраслевом разрезе сфер применения инструментария возвратной логистики, то основными отраслями, где применяется возвратная логистика (в мире) являются ритейл, а также отрасли промышленности, где продукция и ее компоненты являются ресурсоемкими и операции по их вторичному использованию являются экономически эффективными для предприятий. Сюда относятся такие отрасли, как автомобильная промышленность, производство компьютеров, бытовой техники и электроники. Также особое значение возвратная логистика имеет в операциях по вторичному использованию тары и упаковочных материалов. Меньшую популярность, как области применения возвратной логистики, имеют отрасли пищевой промышленности, фармацевтических препаратов, бытовой химии и косметики.[14]



2019-08-13 1068 Обсуждений (0)
Понятие, задачи и факторы развития возвратной логистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, задачи и факторы развития возвратной логистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1068)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)