Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира как педагогическая проблема



2019-08-13 2039 Обсуждений (0)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира как педагогическая проблема 4.83 из 5.00 6 оценок




 

Для организации работы по ознакомлению детей старшего возраста с многообразием стран и народов мира необходимо опираться на нормативные документы, такие как Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО).

В ФГОС ДО в области «Познавательное развитие» работа ДОО должна быть направлена на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Планетарное сознание – совокупность знаний и ценностных установок личности, определяющая характер ее деятельности и отношения к людям с иной культурой, национальной, религиозной, и социальной средой [9]. Прежде всего оно включает в себя:

- самокатегоризацию человека, как члена определенной группы;

- чувство принадлежности к определенной группе и тесной связи с ей;

- отношение (позитивное или негативное) к данной группе;

- чувство разделения аттитюдов, ценностей, стандартов поведения.     Планетарное сознание является одним из направлений нравственного развития ребенка – у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия, живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.

Изучением проблемы формирования планетарного сознания занимались многие ученые (М.И. Богомолова, С.А. Козлова, Н.К. Крупская, Э.К. Суслова, К.Д. Ушинский и др.).

Но, несмотря на то, что эта проблема изучается, она остается актуальной и сегодня.

Мы считаем, что в педагогике недостаточно разработано иапрбированно методического материала по формированию планетарного сознания.

Если мы хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами овладели этими качествами, то необходимо создавать условия, которые этому способствуют и помогут ребёнку познать себя, окружающих его людей, свою страну, свою планету.

В настоящее время планетарное образование занимает важное место в образовательной практике многих стран. Возникла необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формированию навыков межкультурного диалога [6].

Работу по ознакомлению детей старшей группы о многообразии стран и народов мира мы считаем целесообразно начать со знакомством тех национальностей, представители детей которые есть в данной группе.            В познавательных беседах следует уделить особое внимание на уникальность и своеобразие каждой страны: валюта, язык, традиции, искусство, национальная кухня.                                                            В разных странах люди разговаривают на разных языках. Чтобы общаться с людьми из других стран, нужно знать их язык. Правда, есть такая важная профессия — переводчик. Люди этой профессии помогают тем, кто не знает языка другой страны. Но лучше самому выучить хотя бы какой-то иностранный язык, например английский, французский или испанский. Эти языки знают многие люди на Земле. [Козлова]                                          В России, кроме русских, живет еще много людей разных национальностей. Это наша общая страна. Важно, чтобы все люди в нашей стране жили дружно. Никогда нельзя забывать свою Родину. И даже когда человек уезжает в другую страну, он помнит о своей России.                В каждой стране есть свой главный город и много других городов и сел. Например, главный город России — Москва, главный город Франции — Париж, в Китае- Пекин, в Италии- Рим, в Греции- Афины…                     В каждой стране есть свой флаг, гимн, герб. Страна, город, село, где родился человек, называется его родиной. Каждый человек любит свою родину, свой народ, старается больше узнать о них. Флаги каких стран вам известны?                                                                                              В каждой стране есть свои достопримечательности: в Москве - Кремль, в Париже - Эйфелева башня, в Нью-Йорке - статуя Свободы, в Киеве - Киево-Печерская Лавра, в Китае – Великая китайская стена.         У каждого народа есть свои песни, танцы, поэтому необходимо уделить внимание и данному аспекту. [Вострухина, Кондрыкинская 2011, стр 158] В каждой стране есть свои деньги. У нас — рубли, у амери­канцев — доллары, а в странах Европы теперь одни и те же деньги — евро. Знаете ли вы название денег других стран?                                                                Таким образом, мы пришли к выводу о том, что приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них терпимых, уважительных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.   Для получения информации об особенностях формирования у детей планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста, нами были проанализированны программы, рекомендованные дошкольным учреждениям.                                                                                Содержание программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой) включает: воспитание у ребенка уважения к другим народам, населяющим Россию; развитие представлений о людях разных национальностей и рас, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления.
     Программа «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.) предполагает, что со среднего возраста детей знакомят с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.
    Широко представлены задачи в программе «Истоки» (авторский коллектив под руководством Л. А. Парамоновой). В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется приобщать их к прошлому и настоящему своей культуры, а так же к явлениям других культур; воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, содействовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений; формировать представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.                                           Парциальная программа «Я – человек» (Автор С.А.Козлова)       Цель программы – помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле. Программа включает в себя четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Разделы программы: «что я знаю о себе», «кто такие взрослые», «человек-творец», «Земля – наш общий дом». [15].                                                                          Кроме комплексных программ данное направление работы представлено и в парциальных программах.                                  Парциальная программа «Паутинка» (Автор Ж. Л. Васякиной-Новиковой ) С помощью данной программы автор предлагает развить в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). [14]

Для нас представляет интерес работы педагога детского сада №426 комбинированного вида города Новосибирска Красновой И.Н, которая разработала проект “Народы мира- хоровод дружбы”.

Цель проекта: Знакомство детей с народами мира, народными традициями [22].                                                                                                   Задачи проекта:

• дать детям представление о том, что такое “традиции”, знакомить с традициями разных народов;

 • развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

• познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;

• познакомить детей с разнообразными природно- климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.

Ирина Николаевна организовала на территории детского сада тематические уголки «Народы севера», «Африка», «Народная культура», «Сказки вокруг нас», «Аист на крыше», «Пасека». Создала в своей группе мини-музей «Куклы народов мира» На занятиях с детьми проводила познавательные беседы о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне.

Также, коллектив детского сада № 1837 города разработали проект 

«Знакомство со странами мира. Волшебная Индия»[23].

Цель проекта: Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа.

 

Задачи:

1. Расширить представление дошкольников о жизни людей в других странах

2. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей к их традициям, и культуре

 3. Использовать познавательные беседы в воспитании толерантности у детей.

Из опыта работы педагога Мишиной Д. А.ДОУ № 14 г. Иркутска, которая разработала проект «Ознакомление с культурными и традициями других народов»

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

Задачи проекта для детей:

• Формирование у детей дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.

• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

На занятиях педагог проводила познавательные беседы о традициях и обычаях других народов, с использованием наглядных пособий, знакомила с декоративно-прикладным искусством различных народов.

Таким образом, анализ программ и работ “Народы мира- хоровод дружбы”, “Знакомство со странами мира. Волшебная Индия”, “Ознакомление с культурными и традициями других народов” по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира показывает, что данная проблема актуальна, и заявлена в ФГОС ДО.

 

 

1.2. Тематика, и содержание бесед для детей старшего дошкольного возраста

Организуя беседу с ребенком, педагог решает задачи трёх образовательных областей [п. 2.6. ФГОС ДО]:

«Социально-коммуникативное развитие» - Развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие» - Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.

«Познавательное развитие» - Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений об окружающем мире, себе, других людях.

В условиях дошкольной организации познавательная беседа используется как вид деятельности детей, как метод обучения как важное средство общения и взаимодействия детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт и знания каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.                                                                                                     Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос - выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни[21].

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов[2].        Беседа – это метод общения, разговор междy собеседниками, при помощи которого можно получить информацию путем задавания вопросов, их обсуждение на определенную тему.

Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы), при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

Беседа в первую очередь является методом обогащения, уточнения и систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива[21].

Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева – российский педагог, один из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи детей, подразумевая под беседами организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего возраста, а познавательные – начиная со средней группы (как правило со второй половины года).                                                                                   

Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).

Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее внимание и оставила глубокий след в его сознании.

Познавательная беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности[18].

Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.                                                                                             Современные методисты предлагают разнообразную тематику для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с многообразием стран и народов мира: «Наши соседи» -путешествие по странам ближнего зарубежья, «Проездом через Украину»; «Здравствуй, Белоруссия»; «Какие народы мира мы знаем»; «Путешествие по миру: «Великобритания»; «Как встречают новый год в Англии?»; «Чиполлино приглашает в гости в его родную страну Италию»; « Жилища народов мира»; «Что мы знаем об Италии?»; «Животные и растения степей и пустынь»; «Животные Африки и Америки»;  «Путешествие по миру: «Мы отправляемся во Францию»; «На чем отправимся в путешествие» и т.п.

Беседа должна начинаться с мотивации детей по конкретной теме. Необходимо, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с рассказа, рассмотрения картинки, глобуса, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

В основной части беседы по ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике [2].         Таким образом, цикл бесед по данной тематике обогащает детей знаниями о культуре традициях и жизни различных народов мира. Воспитывает у них толерантность и обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Все это приводит к осознанному планетарному сознанию ребенка и осознанием себя частичкой этого большого, разностороннего мира.

 

1.3. Организация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с планетой Земля, с многообразием стран и народов мира в ходе познавательных бесед

Для организации работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира через познавательные беседы необходимо продумать, как начать беседу, чтобы собрать внимание детей и вызвать у них интерес к предстоящей деятельности, активизировать мышление, воздействовать на их чувства. В качестве эмоционального средства можно использовать глобус, картину, фотографии, новую для детей загадку, стихотворение о планете Земля. Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении познавательной беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.

Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных вопросов.

Для уточнения представлений детей старшего возраста о многообразии стран и народов мира в беседе используется наглядный материал: глобус, географическая карта мира, картина, народная кукла, фотоальбомы и т.п. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность, его воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Материал не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Материалы должны полностью соответствовать содержанию беседы.

Успех беседы о планете Земля зависит от правильного подбора материала о планете Земля, и от правильно поставленных перед детьми вопросов. Вопросы ставятся, чтобы ребенок восстановил в памяти услышанный материал. Вопросы также развивают долговременную память, активизируют мыслительную деятельность ребенка, устанавливают причинные связи между полученными знаниями. Вопросы поискового проблемного характера играют ведущую роль беседы. Например, какие континенты вы знаете? Какие люди живут на них? Чем отличаются люди на разных континентах? Также нужно использовать наводящие вопросы и формировать вопросы соответственно с индивидуальными особенностями детей. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие национальности ты знаешь?, Где живут французы?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Белоруссии?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль[11].

Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «Какие страны мы с вами изучили? Какие народы населяют эти страны?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ[2].

Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе.

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, прежде чем ответить») [21].

Таким образом, участвуя в познавательной беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.

                            

 

 

 ГЛАВА II Организация опытно - практической работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира

Опытно-практическая работа по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира проводилась с 01.09.2018 по 30.03.2019 года на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) № 30 города Рыбинска. Выбор базы практики обусловлен тем, что автор методической разработки является помощником воспитателя данной группы этого дошкольного учреждения. Стаж работы 6 лет. В исследовании принимала участие старшая группа в составе 24 человек – это дети седьмого года жизни. Детский сад ведет работу по программе «Детство». В программе специально не выделяются задачи формирования представлений о многообразии стран и народов мира у детей в процессе познавательных бесед.                                                             В программе специально не выделяются задачи развития познавательных эмоций детей в процессе предметной деятельности и конструирования.             Линейный педагогический эксперимент был организован поэтапно:                                                                                    1. Диагностический этап. Цель: определение уровней сформированности планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста. (сентябрь 2018 г.).                                                                             2. Формирующий этап. Цель: проверка на практике педагогических условий формирования планетарного сознания у старших дошкольников посредством познавательных бесед (октябрь 2018 г. – март 2019 г.).                3. Итоговая диагностика. Цель: контрольного эксперимента заключалась в выявлении динамики уровня сформированности представлений о многообразии стран и народов мира у детей старшего дошкольного возраста посредством познавательных бесед.   (март 2019 г.).    

 



2019-08-13 2039 Обсуждений (0)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира как педагогическая проблема 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста о многообразии стран и народов мира как педагогическая проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)