Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативных умений у старших дошкольников средствами поликультурного образования



2019-08-13 912 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативных умений у старших дошкольников средствами поликультурного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




На диагностическом этапе опытно - экспериментальной работы мы использовали такие методы исследования, как:                                                     - наблюдение;                                                                                              - беседа;                                                                                                          - анкетирование родителей.                                                                 С помощью наблюдения и анкетирования был проведен анализ предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. В детском саду «Теремок» были выявлены такие виды предметно-развивающей среды как: куклы в национальных костюмах, настольный театр для разыгрывания народных сказок и спектаклей, фонотека с записями русской музыки. Мы считаем, что этого недостаточно для решения задач планетарного образования. Предметно-развивающая среда ДОУ должна быть более разнообразной и отражать различные аспекты культур, наций и народностей, представителями которых являются дети, посещающие детский сад. Кроме того в содержание образовательной деятельности дошкольников важно включать идеи об общенациональной (российской) культуре, которая представляет собой совокупность материальных и духовных достижений Российской Федерации, а также знакомить детей с зарубежными культурами и их представителями, раскрывающими результаты материального, научного и художественного творчества разных стран и народов (Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск, 2003. С. 5).                                                  Для успешного решения задач социально-коммуникативного развития старших дошкольников необходимо также использовать разнообразные формы и методы поликультурного образования, которые позволяют детям, в соответствии с ФГОС ДО, усваивать нормы и ценности, принятые в российском полиэтническом и многоязычном обществе, развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности и общению со сверстниками, представителями различных этнических групп. В рамках поликультурного образования эти задачи целесообразно решать на основе принципов «диалог культур» и «единство в многообразии».                                                                                           В ходе знакомства с работой детского сада нами установлено, что предметно-развивающая среда в данном учреждении направлена на развитие знаний детей о культуре и быте русских, а культурные традиции других национальностей, представленных в группе, учитывается недостаточно. Мы также пришли к выводу, что педагоги проводят праздники, утренники, занятия, беседы, так же ориентированные на русскую культуру. Вместе с тем, мы считаем, что воспитатель ДОУ должен учитывать и знакомить детей с культурным многообразием не только детского сада, но и России и мира в целом, для того чтобы ребенок в будущем мог правильно строить свои взаимоотношения с людьми, представляющими другие культуры, и уважать культурное многообразие российского государства и мира.                  С целью определения уровней сформированности представлений о многообразии стран планеты и их особенностях у детей старшего дошкольного возраста нами была составлена и проведена диагностика планетарного сознания у детей старшего дошкольного возраста.                      Для определения уровней сформированности социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в контексте поликультурного образования нами использовались диагностические задания из пособия «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет», которое мы адаптировали в соответствии с проблемой нашего исследования (Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-синтез. 2010. 64 с.). Также были определены показатели развития сформированности планетарного сознания у старших дошкольников в поликультурной образовательной среде (Приложение 1). Цель диагностики: изучить особенности представлений детей о национальных и культурных и расовых особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.
    Диагностика проводилась в форме индивидуальной беседы с ребенком.
    В ходе диагностики педагог предлагает ребенку рассмотреть карту мира. Затем в ходе беседы педагог задает ребенку вопросы и фиксирует ответы. Для наибольшей эффективности педагог использует необходимый иллюстративный материал.                                                            Диагностика осуществлялась по следующим параметрам:                               - Страны мира.                                                                                       - Столицы стран мира.                                                                                    - Достопримечательности стран мира.                                                 - Валюта стран мира.                                                                                  - Традиционные праздники.                                                                         - Рассовая принадлежность.                                                                      Полученные данные о сформированности у детей представлений о многообразии стран мира в ходе индивидуальной беседы анализируются и фиксируются в таблице. Представления детей разделены на три уровня: низкий, средний и высокий.                                                            Низкий уровень – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению. Ребенок не дает ни одного правильного ответа при ответе на вопрос педагога.                                                                             Средний уровень – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору. Ребенок дает 1-2 правильных ответа на вопросы педагога. В своих ответах не справляется без помощи взрослого. Высокий уровень – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения. Ребенок дает 3 и более правильных ответов на вопросы педагога. В своих ответах он опирается на свой личный опыт.                                                                     По окончании проведения диагностики мы провели анализ полученных результатов. В ходе анализа было выявлено, что высокий уровень имеет 1 ребенок (4%), средний 8 детей (32%), низкий 15 детей (64%).                          Большинство детей имеет низкий уровень сформированности планетарного сознания. Для них характерно - отсутствие представлений, либо они иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению; ребенок не дает ни одного правильного ответа при ответе на вопрос педагога.                                             Также мы провели анализ результатов по показателям диагностики. В ходе данного анализа было установлено, что наибольшее количество детей с низким уровнем развития представлений наблюдается при ответе на вопрос о валюте, достопримечательностях и традиционных праздниках.                         Таким образом следует проводить систематическую работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста планетарного сознания в форме познавательных бесед.                                                     



2019-08-13 912 Обсуждений (0)
Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативных умений у старших дошкольников средствами поликультурного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня сформированности социально-коммуникативных умений у старших дошкольников средствами поликультурного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (912)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)