Тема № 7. Приметы погоды
Изучаемые вопросы: Приметы хорошей, устойчивой погоды. Приметы некоторого ухудшения погоды. Приметы дальнейшего ухудшения погоды. Приметы наступления ненастной, дождливой погоды Приметы улучшения погоды и прекращения дождей. Безопасность полетов в метеорологическом отношении.
Пилотам-парапланеристам приходится наблюдать за погодой с особой пристальностью и интересом. В этом отношении очень полезно знать многовековой опыт народной метеорологии - всевозможные приметы погоды, выработанные практикой. Приметы предстоящих изменений погоды или, наоборот, ее устойчивости можно найти среди различных явлений на земле и в воздухе. Для этого надо знать их, и постоянно, внимательно наблюдать за ветром, облаками, росой, туманами, цветом зари, неба, видом луны, звезд, солнца, характером дождя, поведением птиц, животных, насекомых, состоянием растений. У парапланеристов частенько бывает под рукой барометр - барометрическая шкала на высотомере. Этот прибор тоже может о многом рассказать в отношении предстоящего дня. 1. Приметы хорошей, устойчивой погоды
- Барометрическое давление медленно поднимается в течение нескольких дней или остается без изменения при южном ветре. - Барометрическое давление повышается при сильном ветре. - Ночью ветра совсем нет, часа через два после восхода солнца он появляется, усиливается к полудню и к вечеру снова стихает. - Поднявшийся днем ветер все время меняет свое направление, поворачиваясь за солнцем. - С утра небо совершенно ясно; в 8—9 часов утра появляются первые кучевые облака с плоскими основаниями и куполообразными вершинами. К полудню кучевые облака разрастаются, но не расплываются, и при этом, ни одно облако не вырастает значительно выше другого. К вечеру облака распадаются и к заходу солнца исчезают совсем. - Кучевые облака не образуются совсем, а день еще более жаркий, чем вчера. Это признаки антициклона и гарантии такой же устойчивой жаркой погоды, которая обычно устанавливается при юго-восточном ветре. Возможны полеты с использованием термиков. - Небо темно-синее, кажется высоким, а горизонт близким, или затянут жаркой дымкой. Заря желтая, золотисто-желтая или розовая. После заката долго держится серебристое сияние, а сумерки короткие. - Звезды ночью мерцают слабо, а при мерцании их заметен зеленоватый цвет. - При полете самолетов на высотах 5 - 8 км инверсионный след исчезает. - Солнце садится в безоблачном небе или среди легких тающих облачков. Солнечный диск при закате сплющивается, искривляется, иногда даже как бы разрывается на части. - Вскоре после заката солнца на земле и траве образуется роса, которая исчезает лишь только к 8 часам утра. - После заката солнца по ложбинам и низменным местам (или сплошь по всей местности) образуется легкий туман, рассеивающийся к утру. - Дым от костров и из труб поднимается прямо вверх, а в утренние и вечерние часы медленно растекается на небольшой высоте (по слою инверсии выхолаживания). - Ласточки, стрижи летают высоко. - Днем на солнце жарко, но не слишком, ночью становится прохладно. Поднимаясь от реки или из ложбины на возвышенности, чувствуешь, что попадаешь в более теплый воздух. Разница температур днем и ночью достигает 10 - 15°С. - Кучевые облака образуются только над сушей и не переходят береговую линию больших водоемов. Над морем безоблачно. Все перечисленные приметы - признак хорошей устойчивой погоды без осадков. Однако просто хорошую погоду не следует смешивать с парящей погодой. К сожалению, признаков прогнозирования парящей погоды никто не собирал. Тем не менее, обильная роса, ночной туман, резкий перепад дневных и ночных температур издавна считаются парителями верными признаками не только просто хорошей погоды, но и хорошей погоды для парящих полетов, свидетельствующими о том, что днем можно будет рассчитывать на хорошие кучевые облака или термики.
2. Приметы некоторого ухудшения погоды Приметы, приводимые ниже, указывают на то, что погода будет становиться малоустойчивой, переменной, с кратковременными дождями: - Днем ветер неустойчивый, меняет направление то в одну, то в другую сторону, то ослабевает, то усиливается, иногда даже переходит в короткие шквалы, но к ночи ослабевает или стихает совсем. - Днем кучевые облака появляются рано, быстро разрастаются вверх и вширь, сильно клубятся. Некоторые большие облака сверху постоянно переходят в «наковальню», выбрасывают в сторону «опахала» перисто-слоистых облаков. Под такими облаками почти всегда выпадают ливневые дожди, нередко бывает гроза. - Кучевые облака не исчезают к вечеру, остаются на небе и ночью. - Днем небо белесоватое, мутное, вечерняя заря не золотистая, а красноватая и само солнце тоже имеет красный цвет. - После захода солнца росы нет или бывает очень слабая. Ночные туманы тоже не возникают. - Ночью не наблюдается большого охлаждения воздуха. После дождя также не бывает заметного похолодания. - Разница между дневной и ночной температурой сравнительно небольшая, меньше 10°С, а влажность воздуха остается высокой и днем, порядка 70 – 80 %. - Атмосферное давление держится не очень высоко - 750 - 740мм, наблюдается его неравномерное понижение: то быстрее, то медленнее; иногда может быть даже незначительное кратковременное повышение с последующим падением.
3. Приметы дальнейшего ухудшения погоды - Ветер не стихает и ночью. - Большие клубящиеся облака и ливневые дожди, иногда с грозой, а также временами с радугой, наблюдаются уже в первой половине дня. - Росы невидно совсем. Вечерний туман, если и образуется, то быстро рассеивается. - Дым от костров и из труб не поднимается кверху, а стелется по земле. - Инверсионный след за самолетом на высоте не рассеивается, а долго держится, расплываясь по небу.
4. Приметы наступления ненастной, дождливой погоды
- Давление падает до 740 или даже 730мм. Если барометр падает очень быстро, это обещает короткое, но бурное ненастье, которое будет продолжаться некоторое время и при повышении давления. - Наблюдается постепенное понижение кромки облаков, надвигающихся большей частью с северо-запада, запада, юго-западе и юге. - Вытянутые перистые облака с «крючочками» и «коготками» свидетельствуют о приближении теплого фронта и наступлении обложных дождей. - Появление множества облаков с северо-запада и запада на всех ярусах говорит о приближении ненастья, менее длительного, чем при теплом фронте, но более бурного, которое связано с прохождением холодного фронта. - Ветер к вечеру не ослабевает, но даже усиливается, особенно, если его направление меняется. После дождя ветер так же не ослабевает. - Звезды сильно мерцают красноватым и синеватым светом. - Небо кажется низким, даль хорошо просматривается, на горизонте четко вырисовываются предметы, которые обычно в хорошую погоду не видны. - В воздухе хорошо слышен каждый звук, и даже отдельные звуки доносятся четко. - Утренние и вечерние зори становятся ярко-красными, темно-красными или багрового цвета. Солнце тоже багрового цвета. - Вокруг солнца или вокруг луны виден большой белый круг, слегка окрашенный по краям (гало). - Вечером и ночью воздух заметно теплеет (теплые ночи). - Если на западной части неба появляются перистые облака, которые надвигаются и уплотняются, но не закрывают всего неба, значит, теплый фронт проходит стороной и задевает данную местность только своей периферийной частью, и ухудшение погоды будет менее продолжительным, чем обычно при теплом фронте. - С запада надвигаются и уплотняются слоисто-дождевые облака, на нижней поверхности которых, однако, виднеются обращенные вниз многочисленные темные выпуклости (так называемые, вымеобразные облака). Если эти облака находятся довольно высоко (2 - 3 км) и не снижаются, значит, дождя может и не быть, а ухудшение погоды кратковременно.
5. Приметы улучшения погоды и прекращения дождей Для пилотов очень важно знать, когда же, наконец, погода пойдет на улучшение и можно будет рассчитывать на парящую погоду. Парители с нетерпением ждут прохождения фронтов и окончания периода затянувшихся дождей. Первые признаки улучшения погоды при затянувшемся ненастье следующие: - во время дождя ветер довольно резко ослабевает и меняет направление; - сплошной покров темных дождевых облаков начинает, светлеть либо распадаться на отдельные облачные слои, либо переходит в сплошной темно-серый покров в виде облачных валов. Просветы между валами постепенно светлеют, валы разрываются, междунимипоявляется синее небо; - после дождя наступает резкое и устойчивое похолодание, и новое повышение температуры наступает не сразу, а через много часов. Это свидетельствует о том, что холодный фронт с сопровождающими его ливнями уже прошел, и над данной местностью распространяется холодная воздушная масса. Через сутки можно ожидать хорошие условия для полетов. В каждой местности есть свои специфические приметы погоды, и пилотам их не мешает знать. Это может помочь ориентироваться в ходе погоды и ее ближайших переменах. Естественно, хорошую метеоконсультацию специалистов-синоптиков не заменят никакие народные приметы. Но когда вы ночуете в палатке вдали от цивилизации, приметы могут пригодиться. Иногда и одна какая-нибудь из примет (например, солнце за тучу садится - к дождю) оказывается довольно точной, но для верности следует всегда пользоваться не одной, а комплексом примет. Это позволит более точно составлять прогноз погоды и принимать решение, к какому виду полетов на завтра следует готовиться. В полете же, когда земные приметы становятся непригодными, лучшим средством для прогнозирования развития погоды на ближайшие часы являются облака. Понижение нижней кромки облачности по маршруту - верный признак начавшегося ухудшения погоды. Появление перистой облачности с «крючками» и «коготками» - также безошибочная примета скорого ослабления потоков вследствие приближения теплого фронта. Растекание кучевой облачности по слою инверсии тоже приводит к ослаблению термической деятельности из-за плохого прогрева затененной облаками земли. Перемена направления ветра и его силы - сигнал о том, что близится смена погоды. Знакомство с народными приметами погоды и постоянное внимание к ней на земле и в воздухе поможет принимать своевременные и правильные решения и летать красиво, а главное, безопасно.
6. Безопасность полетов в метеорологическом отношении.
Метеорологическая ситуация, как и время года, а также время полета имеют непосредственное отношение к факторам риска. Так, плохое изучение метеообстановки может иметь экстремально-тяжелые последствия даже с опытными пилотами. В Швейцарии отмечено, что около 100 дней в году благоприятны для полетов, 100 дней откровенно неблагоприятных, остальная часть года сомнительна для выполнения полетов. Во время этого последнего периода растет число тяжелых аварий. Зима – сезон очень благоприятный для парапланеризма своей высокой безопасностью: воздух холодный, очень тяжелый, наименее турбулентный, кроме того, сам снег очень хорошо смягчает падения и предлагает площадки простые и ровные. Распределение аварийности в зависимости от месяца года. На графике видно, что аварии парапланеристов имеют пик в летние месяцы, в то время как сезон, имеющий наибольшую опасность – это весна. В этот же период увеличивается серьезность травм и аварий.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |