Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Плюсы и минусы группового консультирования



2019-08-15 785 Обсуждений (0)
Плюсы и минусы группового консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок




В такой группе анализируются личностные особенности участников, их жизненные ситуации, решаются различные психологические проблемы.

В группе обсуждаются личные, социально - психологические и профессиональные трудности, то, что мешает человеку полноценно жить.

Такие группы обычно организуются в определенных учреждениях, например в школах, центрах консультирования, психологических центрах... Группы решения проблем не стремятся к глубоким структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами и трудностями, решение которых не требует продолжительного времени (Например, год и более.). В таких группах ставятся больше профилактические и восстановительные, нежели лечебные цели. Проблемы "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе фактически воссоздается жизнь участников аналогичная жизни вне группы, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни.

Участники группы, реагируя друг на друга, помогают в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группе возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее ведущего искать новые способы сосуществования с другими людьми.

Многие люди приходят в группу с убежденностью, что их проблемы, страхи, трудности уникальны и неповторимы. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающее их чувство изоляции, одиночества и в результате недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других. Люди, как и их проблемы, поистине уникальны, тем не менее, не следует понимать это слишком прямолинейно, поскольку нас многое и связывает - в противном случае любое общение и взаимопонимание людей было бы невозможным. Источники глубочайших человеческих страхов, тревог схожи, можно сказать, даже универсальны. В числе таких универсальных проблем, "приносимых" в группу, можно упомянуть следующие:

1. Страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным.

2. Глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из за боязни других людей и т.д.

3. Неуверенность в себе и отсутствие самоуважения.

4. Переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни.

5. Проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемое ими переживание вины.

Многие поднимаемые в группе личные проблемы участников имеют большее или меньшее соприкосновение с этими универсальными трудностями в жизни людей.

Групповое консультирование - это такой вид помощи людям, когда жизненными трудностями и проблемами нужно делиться не только с психологом, но и с другими людьми в группе, когда открыто обсуждается все, что происходит в группе между участниками.

В группе часто обсуждаются такие темы, как отчужденность, одиночество, трудности в отношениях с другими людьми, проблемы в выражении чувств, страхи и конкретные жизненные ситуации, вызывающие боль, тревогу, отчаяние...

Группа является одновременно маленькой моделью реального общества, помощником и тем зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми в реальной жизни. Когда на ваши слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, это оказывает намного более сильное воздействие, чем реакция одного человека. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми, реальнее увидеть последствия общения с ними.

В группе поощряется личностный рост, реалистичное понимание себя и других. Участники группы учатся искренним отношениям с другими людьми, решают личностные и межличностные проблемы.

Прежде всего, группа представляется как некая социальная лаборатория в которой моделируются и складываются естественным порядком различные жизненные ситуации. В группе постоянно происходит искреннее и открытое обсуждение отношений с другими участниками группы. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с людьми. Бывает, что говорить об отношениях с другими участниками не легко, это вызывает тревогу и напряжение. Но избежать этого невозможно, если пытаешься наладить искренний контакт с незнакомыми людьми. С другой стороны, опыт, приобретенный в группе, можно перенести в повседневные жизненные ситуации.

Особенно в начале группы все испытывают напряжение, тревогу, неудовлетворенность. Большинству людей в начале трудно говорить о себе, проявлять как негативные, так и позитивные чувства по отношению к другим, поскольку это противоречит нашим обычным стереотипам общения. Они формируются с детства, поэтому необходимо время для их изменения.

Кроме того, группы, построенные в ключе экзистенциального анализа, дают возможность побывать в "шкуре" другого человека, пожить его судьбой, что дает колоссальный опыт для изменения своей жизни.

Важно отметить тот факт, что успех отдельного участника группы зависит, прежде всего, от него самого. Этот успех зависит от того, на сколько сам человек готов меняться, раскрываться перед собой и другими, насколько он знает, что он хочет от себя и от других. Очень распространено одно заблуждение: пока на группе очередь не дойдет до меня, пока не заговорят о моих проблемах, во мне ничего не меняется и в моей жизни ничего не происходит. Это в подавляющем большинстве случаев не так.

Если участник группы о чем - то не хочет или не может говорить, то он может это открыто заявить, либо просто промолчать, но не солгать. В группе важно открыто говорить о себе, однако человек сам решает, насколько ему быть откровенным и о чем говорить. Самораскрытие открывает двери для самопознания, самоизменения, и помогает открыться другим. Но самораскрытие не означает психологическое самообнажение - каждый участник ответственен за то, что, насколько и когда открывать другим. Ведь полная открытость это вариант эмоциональной тирании.

Говоря об эффективности участия, стоит отметить еще одно распространенное заблуждение, оно касается советов. С психологической точки зрения совет - это самый неэффективный способ помощи другому человеку. Советы в группе способствуют подавлению чувств и мыслей и приводят к усилению зависимости. Советы обесценивают другого человека лишая его возможности самому найти решение в удобное для него время.

Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.

 

10. Перечислите и обоснуйте наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью.

22. Виды психологического консультирования. Ситуации обращения клиентов за психологической помощью.

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования: индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода); семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми); профконсулътирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности); оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).Выделение видов консультирования возможно также на основе количества присутствующих клиентов: индивидуальное; групповое виды консультирования. В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования: консультирование по телефону; переписка. Любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета.На основе видов проблем возможно выделить ситуации, в которых люди обращаются за помощью к психологу-консультанту. Наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологическое помощью:1) Кризисная ситуация-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации,знают, как решить проблему, но ищут поддержки;2) Хронический» тяжелый период-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации,знают, как решить проблему, но ищут поддержки,исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы;3) Состояние эмоционального срыва («последняя капля»)-клиенты не знают, как поступить в данной ситуации;4) Психологическое одиночество -у клиентов- стремление к общению, любопытство, желание «бросить вызов» Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет, исходя из профессиональной этики консультант обязан оказывать помощь всем нуждающимся.

 

 

11. Назовите и обоснуйте позиции психолога по отношению к клиенту.

Выделяют три позиции психолога по отношению к клиенту.

I. Позиция «сверху» («свысока») по сути, заключается в том, что психолог как спасатель «протягивает руку помощи» тем, кто в ней нуждается. Эта позиция подразумевает авторитарное отношение к клиенту как к объекту профессиональной манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего мудрого «гуру». Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента жёсткими этическими или социальными средствами.

 

II. Позиция «на равных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптимальным вариантом в индивидуальной психокоррекции. В таких случаях психолог выступает как равноправный партнёр, 50/50 разделяющий с клиентом итоговые результаты психокоррекции, помогающий личности расширить её альтернативы, создающий на материале предмета взаимодействия (т.е. того, с чем происходит психологическая работа) условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д.

 

Партнёрский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном расположении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партнёром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку психолог открыт, не оценивает и не судит собеседника.

 

III. Позиция «снизу» позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к его значимости. Плюсом позиции «снизу» является так называемое «следование за клиентом», что наибольшим образом соотвестсвует экзистенциально-гуманистической психотерапии (следование за клиентом, абсолютное принятие клиента). Однако взаимодействие с позиции «снизу» может дать клиенту возможность манипулировать психологом.

 

Наряду с описанным выше, отметим, что нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодинамическим подходам.

 

Подчеркнём, что осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексировать над содержанием позиций во взаимодействии даёт ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия с клиентом. Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

 

Поиск способов решения проблем клиента.На данном этапе со стороны клиента нужна экзистенциальная активность и принятие на себя ответственности за выбираемые решения. Психолог же старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, выделяя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока клиент и психолог не достигнут одинакового понимания.

 

Генеральную задачу уточнения проблемы можно считать реализованной только в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента выявлены: 1) переживания клиента, длительно существующие и/или периодически возникающие в связи с логикой развития его социальных отношений, «толкающие» его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей; 2) неадекватные средства, избираемые клиентом для реализации этих целей, приводящие к сложностям во взаимоотношениях; 3) негативные реакции других людей, часто усугубляющие проблему клиента.

 

Точное определение и осознание проблем позволяет понять их причины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Психолог побуждает клиента называть и рассматривать возможные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навязывая собственных решений. Необходимо искать такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

 

Формирование психологом коррекционной программы в контакте с клиентом.Цель психолога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь клиенту сформулировать как можно большее число вариантов поведения, затем внимательно проанализировать их вместе с клиентом, выбрать наиболее подходящие для данного человека в его ситуации и помочь в овладении этими поведенческими навыками.

 

Психолог использует полученную ранее психодиагностическую информацию для сопоставления её с общими теоретическими данными о закономерностях возрастного и индивидуального развития клиента и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком.

 

Кроме общепсихологических оснований, психолог, занимающийся коррекцией, должен решить для себя вопрос о мере психологического воздействия на другого человека. Нередко психолог имеет дело с совершенно нормальным здоровым человеком, который просто ставит перед собой цели развития собственной личности. В связи с этим возникает вопрос: кто отвечает за результаты коррекции? Ответ таков: психолог отвечает за обоснованность программы коррекции, а за её осуществление на равных отвечают психолог и клиент как пользователь программы.

 

В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый рефлексивный позитивный опыт. Чем глубже клиент осознаёт свои самоизменения, тем благоприятнее для него окажется впоследствии коррекционное воздействие и, следовательно, тем выше будет его эффективность.

 

Реализация намеченной программы психологической коррекции в соответствии с заключённым контрактом.Здесь важно то, что психологическая коррекция, в подавляющем большинстве случаев, осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные психологические резервы клиента.

 

На этой стадии уточняется план реализации психокоррекционного решения и осуществляется последовательное его выполнение. Психолог помогает клиенту организовывать его деятельность с учётом социальных обстоятельств, затрат времени, эмоциональных затрат, а также с учётом возможных неудач в достижении цели. Необходимо постараться внушить клиенту, что частичные неудачи – это возможный промежуточный результат и ему следует продолжать реализовывать намеченную коррекционную программу, связывая все действия с конечной целью.[3]

 

Оценка эффективности проведённой работы.В процессе коррекционной работы у клиента происходят личностные изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнедеятельность в целом. На этой стадии клиент вместе с психологом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты.

 

 

12. Расскажите о подготовке и проведении психологической консультации.

 

Как готовиться к психологическому консультированию. Общие вопросы, связанные с подготовкой к психологическому консультированию. Выбор и оборудование помещения для проведения психологического консультирования. Минимум мебели, необходимой для психологической консультации. Техническое оборудование психологической консультации. Обеспечение психологической консультации документацией и расходными материалами. Регистрационный журнал психологической консультации. Картотека клиентов психологической консультации. Хранение в консультации конфиденциальной информации о клиентах. Минимум специальной литературы, которая должна находиться в психологической консультации. Оформление помещения консультации, подготовка помещения консультации к проведению психологического консультирования.

Как проводится психологическое консультирование. Встреча клиента в помещении психологической консультации. Предоставление клиенту возможности устроиться на месте, успокоиться и настроиться на разговор с психологом-консультантом. Начало беседы психолога-консультанта с клиентом. Исповедь клиента, поведение психолога-консультанта во время исповеди. Практические пути решения психологом-консультантом запоминания информации, которую сообщает ему клиент во время исповеди. Действия психолога-консультанта по окончании исповеди клиента. Типичное поведение клиента по окончании исповеди. Необходимость проведения тестового психологического обследования клиента, действия психолога-консультанта в случае такой необходимости.

Основные этапы психологического консультирования. Первый, подготовительный, этап психологического консультирования, его особенности. Специфика второго, настроечного, этапа психологического консультирования. Третий, диагностический, этап психологического консультирования. Четвертый, заключительный, этап психологического консультирования. Пятый, контрольный, этап психологического консультирования. Время, необходимое для проведения каждого из этапов консультирования.

Процедуры психологического консультирования. Понятие о процедуре психологического консультирования. Основные процедуры психологического консультирования. Связь процедур психологического консультирования с его этапами.

Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования. Понятие о технике и технических приемах психологического консультирования. Связь техники психологического консультирования с его этапами и процедурами. Универсальная и специальная техника психологического консультирования.

Встреча клиента в психологической консультации. Место и приемы встречи клиента в психологической консультации. Препровождение клиента к месту проведения консультации. Действия лиц, которые во время встречи клиента находятся в психологической консультации. Внешний вид (одежда) психолога-консультанта.

Начало беседы с клиентом. Первые слова психолога-консультанта, адресованные клиенту. Личное знакомство психолога-консультанта с клиентом. Вопросы, с которыми психолог-консультант обращается к клиенту в начале беседы с ним. Приемы, помогающие психологу-консультанту снять излишнюю напряженность у клиента в начале разговора с ним. Общая подготовка психолога-консультанта к началу разговора с клиентом. Формы речевого этикета, которые полезно знать и уметь применять психологу-консультанту в начале беседы с клиентом (приветствие, приглашение, обращение с вопросами, знакомство, выражение радости от встречи, удовольствия от беседы). Приемы, с помощью которых можно успокоить клиента с начале разговора с ним.

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди. Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Действия психолога-консультанта в том случае, если он не вполне согласен с тем, что говорит и делает клиент. Поведение психолога-консультанта, когда сам клиент выражает недовольство тем, как организована и проводится консультация, и он настаивает на обсуждении этих вопросов с психологом-консультантом. Действия психолога-консультанта в том случае, если ему есть что возразить клиенту на стадии исповеди. Прием «зеркализация», его суть и условия правильного применения. Прием «перифраза»: где, как и когда его целесообразно использовать. Прием «обобщение»: в каких случаях психологического консультирования к нему разумно обращаться. Прием «эмоциональная поддержка клиента»: в чем он выражается и когда применяется. Что означает прием «использование консультантом языка клиента». Когда и как этот прием применяется во время консультации.

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента.Обдумывание психологом-консультантом своих выводов о проблеме клиента и о путях ее решения по окончании исповеди клиента. Необходимость перерыва между исповедью клиента и ее интерпретацией. Недопустимость противоречий в тех фактах, из которых могут следовать определенные выводы психолога-консультанта о проблеме клиента. Понятие односторонней интерпретации исповеди клиента, ошибки, к которым приводит односторонняя интерпретация исповеди. Необходимость комплексного теоретического подхода психолога-консультанта к психологической интерпретации фактов, сообщенных ему клиентом на стадии исповеди.

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций. Правила, которых психологу-консультанту следует придерживаться, предлагая клиенту свои выводы и практические рекомендации. Необходимость выработки нескольких различных рекомендаций клиенту по решению его проблемы. Индивидуальные особенности клиента, важность их учета при формулировании практических советов и рекомендаций. Проведение психодиагностики личности клиента через наблюдение за ним в ходе консультирования. Оценка личности клиента по выражениям его лица. Возможные внешние признаки невротической личности. Роль забывчивости, оговорок, описок и других непроизвольных речевых ошибок в психодиагностике личности клиента. Речь клиента как прямое отражение его психического состояния и отношения к людям. Предварительная оценка психологом-консультантом всех достоинств и недостатков предлагаемых клиенту практических рекомендаций. Сообщение об этом клиенту в тот момент, когда он принимает самостоятельное решение. Окончательный выбор клиентом из предложенных консультантом советов и рекомендаций наиболее приемлемых для него. Необходимость обеспечения клиента средствами эффективного самоконтроля действий, направленных на выполнение полученных рекомендаций. Представление психологом-консультантом клиенту дополнительных, корректировочных советов и рекомендаций после того, как клиент приступил к практическому решению своей проблемы. Способы определения психологом-консультантом того, что клиент все верно понял и собирается правильно действовать, выполняя полученные рекомендации.

Техника завершающего этапа консультирования и практика общения психолога-консультанта с клиентом после окончания консультации. Выработка психологом-консультантом совместно с клиентом плана и программы выполнения полученных рекомендаций. Обеспечение обратной связи психолога-консультанта с клиентом при реализации клиентом полученных рекомендаций. Поведение психолога-консультанта на завершающем этапе психологического консультирования. Формы речевого этикета при расставании психолога-консультанта с клиентом. Необходимость продолжения общения консультанта с клиентом после завершения консультации. Организация, выработка и реализация плана такого общения.

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения. Понятие о технических ошибках в психологическом консультировании. Основные виды технических ошибок, допускаемых в процессе консультирования. Ошибки, связанные с неверным умозаключением психолога-консультанта о проблеме клиента. Ошибки, касающиеся неточных рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту по решению его проблемы. Ошибки, обусловленные неправильными действиями самого клиента при выполнении им рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Правила проведения психологического консультирования, предупреждающие и устраняющие технические ошибки.

 

13. Раскройте и обоснуйте условия и критерии оценки консультативного процесса.

 

Несмотря на очевидную важность проблемы эффективности психотерапии и консультирования, анализ зарубежных источников свидетельствует о снижении к ней интереса. Среди исследований, выполненных в последние десять лет, преобладают методические работы, посвященные оценке эффективности психотерапии в целом, и очень мало эмпирических работ.

 

Обзоры психологической литературы последних лет свидетельствуют, что "нулевая гипотеза" Г.Айзенка была опровергнута, а психотерапия и консультирование имеют в целом позитивный результат. Однако критики метаанализа утверждают, что даже сложная комбинация результатов, представляющая "смесь" хороших и посредственных исследований эффективности психотерапии, может вводить в заблуждение. По их мнению, эти исследования не отвечают на более важный вопрос: какие методы являются наиболее эффективными для достижения задач, поставленных в терапии? Это поднимает проблему о сравнительной эффективности основных психотерапевтических подходов.

 

Несмотря на эту сложность, представители различных психотерапевтических школ отмечают те "основные" факторы, которые, как они полагают, наиболее эффективны в практикуемом ими определенном типе психотерапии. Например, психоаналитики подчеркивают важное значение реконструирующего самопонимания, или инсайта, для появления долгосрочных изменений личности. Согласно точке зрения представителей теории социального научения, изменения происходят посредством действия когнитивных процессов или схем. Личностно-ориентированные психологи считают, что первостепенное значение имеют качества терапевта, особенно позитивное отношение, точно рассчитанная эмпатия и конгруэнтность. Бихевиористы полагают, что терапевтические изменения могут быть поняты только в концептуальных рамках обучения путем поощрения и наказания. Наконец, многие авторы отмечают влияние "неспецифических", или "экстратерапевтических" факторов, которые действуют не только в психотерапии, но и в непрофессиональных отношениях, "сами по себе", таких, например, как эффект плацебо.

 

 

 

Несмотря на такие различия в понимании наиболее важных терапевтических факторов, большинство аналитиков не находят существенных различий в общей эффективности трех главных направлений психотерапии: психодинамическом, феноменологическом и бихевиоральном. Хотя названные психотерапевтические школы подчеркивают один специфический терапевтический аспект, некоторые психологи попытались выявить ряд важных для психотерапевтических изменений факторов, которые можно концептуализировать как "общие знаменатели" различных психотерапевтических подходов. Например, Дж.Франк предположил, что психотерапия предоставляет новые возможности для переживания и когнитивного научения, вселяет надежду на облегчение, позволяет почувствовать успех, помогает преодолеть отчуждение других людей, возбуждает эмоции и предоставляет новую информацию об источнике проблемы и дает свежие решения. По мнению А.Бандуры, все эффективные психологические воздействия изменяют определенный компонент "я - концепции", а именно – субъективную личностную эффективность. Бандура выделил четыре источника информации, несущие возможность изменений: словесное убеждение, возбуждение эмоций, замещающие переживания, успешное выполнение задач. Дж.Мармор подчеркивал, что психотерапия уменьшает напряжение посредством катарсиса, дает когнитивное научение, оперантное обусловливание и возможности идентификации с психологом. Н.Сандберг и Л.Тайлер предположили, что психотерапия укрепляет мотивацию клиента совершать то, что правильно, ослабляет эмоциональное давление путем облегчения катарсиса, высвобождает потенциал для роста, изменяет привычки, модифицирует когнитивную структуру, углубляет самопознание и облегчает межличностные отношения. А.Лазарус в своей мультимодальной системе "базового Id" предложил семь интерактивных модальностей, влияющих на изменения: поведение, аффект, ощущение, воображение, познание, межличностные отношения и медикаменты.

 

Таким образом, из-за множества различных "голосов" существуют достаточно серьезные проблемы измерения эффективности консультирования и психотерапии. Преодолеть методические трудности позволяет применение выдвинутого Страппом и его сотрудниками принципа конгруэнтности проблемы (П) — терапии (Т) —результата (Р) научному исследованию. Согласно этому принципу П-Т-Р-конгруэнтности, исследования эффективности психотерапии возможно лишь в случае сходства, изоморфизма или конгруэнтности между концептуализацией (теоретическим подходом к терапии) и 1) измерением клинической проблемы, 2) процессом терапевтических изменений и 3) клиническим результатом (по Е.С.Калмыковой).

 

Данный принцип постулирует необходимость использования единой концептуальной системы для интерпретации описания проблемы, процесса и результата психотерапии. Иными словами, чтобы результаты исследования были достоверными, исследование должно осуществляться в терминах той психотерапевтической практики, которая составляет его объект.

 

Помимо ответа на вопрос: "Что именно измерять?" нужно ответить на два не менее важных вопроса: "У кого измерять?" и "Кто должен измерять?". Существуют объективные и субъективные показатели эффективности психологического консультирования и психотерапии. Объективные показатели – это реальные изменения в той области жизни клиента, которая номинировалась как проблемная. В качестве объективных показателей, помимо непосредственного наблюдения, информирования клиентом (или его родственниками, коллегами, друзьями и др.) об изменениях в поведении может использоваться комплекс методик, позволяющих зафиксировать изменения в тех или иных представлениях человека о себе, о качестве своей жизни. Под субъективными показателями понимается степень удовлетворенности процессом и результатами консультирования его участниками – психологом и клиентом. Таким образом, при оценке эффективности консультирования актуализируется проблема критериев этой оценки.

 

Критерием эффективности работы психолога с клиентом может быть информация коллег психолога - независимых экспертов, специалистов в области практической психологии, которые могут ориентироваться на выбранную ими шкалу (например, на следующие основные критерии, предлагаемые Д.Блочер: социальная приспособленность, личностные особенности, профессиональная приспособленность, успешность учебы и т.п.). Возражения против этого подхода могут быть связаны с возможным разным восприятием ситуации с позиции внешних наблюдателей или экспериментаторов и самих ее участников, а также так называемой ошибкой экспериментатора, которая определяется невозможностью отделить наблюдателя от изучаемой им системы. Кроме того, очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство психологов рассматривают оценку результатов эффективности как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству.

 

Другая возможность - описание ситуации взаимодействия и характеристика возникающих изменений самим клиентом или психологом - хотя и наталкивается на возражения с точки зрения полноты и надежности получаемой информации - видится более адекватной при изучении психологической реальности клиента, которая является внутренними процессами, состояниями и свойствами, недоступным внешнему наблюдению. Эта традиция принятия ситуации в интерпретации самого индивида восходит к К.Левину. Его принципиальная точка зрения выражена в следующем положении: "Описание ситуации должно быть скорее субъективным, чем объективным, то есть ситуация должна описываться скорее с позиции индивида нежели с позиции наблюдателя". Другими словами, если, суть психологического консультирования - создание психологом, владеющим специальными профессиональными научными знаниями, таких условий для другого человека, в которых он приобретает новые возможности в решении своей психологической задачи (проблемы) - то критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний, новых решений своей задачи (Г.С.Абрамова). С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задаче другого человека. Р.Кочунас отмечает, что обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния.

 

Определяя критерии эффективности взаимоотношений между практическим психологом и клиентом, мы опирались на феноменологическое направление, подчеркивающее идею о том, что поведение человека можно воспринимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Вслед за Дж.Бьюдженталем, А.Маслоу, Р.Мэем, К.Роджерсом мы полагаем, что субъективный опыт человека дает основные факты для психологической науки и что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Основой для изучения эффективности консультативного процесса могут выступать следующие тезисы экзистенциально-феноменологического направления:

 

· материальная или объективная действительность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени, есть его субъективная, психологическая реальность;

 

· люди способны сами принимать жизненно важные решения;

 

· вся совокупность жизненного опыта человека, субъективная значимость и осмысленность его решений, переживаний и поступков – основа для профессионального взаимодействия с ним психолога;

 

· средства такого взаимодействия состоят не в аналитическом изучении человека, а в безоценочном понимании и безусловном принятии его уникального внутреннего мира во всей полноте и напряженности его жизненных проблем;

 

· обеспечить такое взаимодействие может только его диалогическая направленность, предполагающая искреннее и открытое присутствие самого психолога;

 

· главная задача практического психолога – раскрыть творческий и духовный потенциал человека, способствовать его самопознанию, саморазвитию, реализации его потребностей, пониманию им своей уникальности, свободы и ответственности, собственного предназначения.

 

14. Назовите основные правила ведения консультативного процесса.

 

Консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулиро<



2019-08-15 785 Обсуждений (0)
Плюсы и минусы группового консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Плюсы и минусы группового консультирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)