Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании



2019-08-15 1883 Обсуждений (0)
Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из главных особенностей психологической поддержки в личностно-центрированном подходе К. Роджерса [7] является концентрация на эмоциональной, а не интеллектуальной стороне отношений. Чистое знание не может помочь клиенту; действие знаний может быть блокировано эмоциями, которые сопутствуют поведенческим актам. Клиент может обладать интеллектуальным знанием ситуации, но, поскольку реагирует он на нее эмоционально, это знание не способно изменить его поведение. Хотя обычно клиент говорит о конкретных ситуациях и том содержании, которое в них присутствует, личностно-центрированный консультант пытается помочь клиенту сосредоточиться на тех чувствах, которые клиент испытывает по отношению к себе, другим людям и событиям, присутствующим в его мире. В это время очень уместно использовать еще и эмоциональную поддержку.

D. Blocher [10] считает, что психологическая эмоциональная поддержка оказывает существенное влияние на:

· Облегчение изменения поведения;

· Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения;

· Увеличение продуктивности клиента и его способности
к преодолению трудностей;

· Помощь в процессе принятия решений.

Р. Кочюнас [5] отмечает, что нужно обязательно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

Важно помочь клиенту выразить отрицательные чувства еще и потому, что самому клиенту легче контролировать открыто выраженные чувства. В этом случае полезно оказать клиенту эмоциональную поддержку. Например, если клиент, которому трудно уйти с работы раньше времени, приходит на консультативную встречу вовремя, следует это отметить: «Как хорошо, что Вы смогли прийти вовремя!». Или когда клиентка с затянувшейся депрессией говорит, что смогла подняться с кровати, убрать в комнате и приготовить себе обед, мы, понимая значимость события, должны порадоваться вместе с ней удачному «продвижению» в преодолении депрессии.

К. Юнг [8] отмечает: «Контакт двух личностей похож на соединение двух химических веществ; оба изменяются, если происходит реакция. Если психотерапия идет эффективно, предполагается, что терапевт оказал влияние на пациента; но возникновение такого влияния возможно только в том случае, когда врач тоже испытывает его на себе». Необходимо личное участие человека, чтобы понять смысл красоты, любви или других понятий, известных как ценности жизни. Несерьезно считать, что можно познать человека с помощью научного анализа и формул. Понимание как участие - вот истинный путь познания.

Таким образом, главная задача консультанта состоит не только в том, чтобы показать клиенту, где, когда и что клиент неправильно сделал, чтобы реализовать свой потенциал, но также и пытаться оказывать клиенту психологическую поддержку, чтобы он смог проживать существование настолько полно, насколько это возможно. Через отношения клиенты учатся познавать свои мысли, чувства, установки, ценности и поведение, и в результате этого процесса они становятся способными расти и изменяться. Такой процесс самоисследования становится возможным благодаря особому терапевтическому климату, сложившемуся в процессе консультирования с использованием психологической и эмоциональной поддержки.

 

 

17. Какие особенности психологического консультирования в сфере образования?

 

Психологическое консультирование – чаще всего та деятельность, ради которой абитуриенты выбирают психологические факультеты. Эта практика воспринимается в общественном сознании как истинно психологическая – то, чем должен психолог заниматься в первую очередь. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Тем не менее попробуем дать определение этому направлению деятельности психолога образования.

Психологическое консультирование – это диалог психолога с клиентом (индивидуальным или групповым), направленный на определение возможных причин возникших трудностей, определение психологической проблемы и целей желаемого состояния и совместной деятельности.

Если сравнить консультирование юридическое и психологическое – юрист в консультации не идет сразу в суд, он рассказывает, какие возможны варианты действий и их последствия; психолог-консультант – не решает психологические проблемы, это задача психотерапевта или психолога образования, занимающегося коррекционно-развивающей деятельностью.

За консультированием обращаются очень часто: по поводу личных проблем в отношениях, собственного профессионального будущего или жизненных перспектив и смыслов, проблем с неконтролируемыми неадаптивными реакциями, невозможностью пережить какие-то тяжелые жизненные события.

Цель психологического консультирования – помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Традиционно в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности).

· 1. Индивидуальное психологическое консультирование.

· 2. Семейное психологическое консультирование.

· 3. Групповое психологическое консультирование.

· 4. Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование.

· 5. Мультикультурное психологическое консультирование.

Важным измерением процесса психологического консультирования является психотерапевтическая ситуация, которая описывается (I). Е. Василюком[1] с опорой на "интегральную психологическую единицу анализа жизненного мира", полученную в результате синтеза основных общепсихологических категорий, развитых в отечественной традиции. В графическом виде структура психотерапевтической ситуации может быть представлена соответствующей схемой (рис. 2.1). Структурная схема фиксирует не натуральное положение, а систему психотехнических отношений в психотерапевтической ситуации.

Рис. 2.1. Структура психотерапевтической ситуации (психотерапевтический треугольник):

К – клиент; Т – психотерапевт; Пр – проблема; Д1 – деятельность клиента по отношению к проблеме; Д2 – деятельность психотерапевта по отношению к проблеме; У1 – установка и отношение клиента к проблеме; У2 – установка и отношение терапевта к проблеме; Об – общение; От – система отношений между клиентом и психотерапевтом

Например, "проблема" должна рассматриваться не как преданная опыту психотерапии "вещь", "принадлежащая" клиенту независимо от психотерапии, а как выстраиваемый в самом психотерапевтическом процессе "символический объект", который определяется и как диалогически согласовываемая тема общения клиента и психотерапевта, и как согласовываемый предмет их совместной деятельности, и как согласовываемая модель объяснения жалоб клиента и т.д.

Рассмотрим некоторые составляющие этой системы.

Клиент – это человек, взятый в определенной ролевой позиции обратившегося за психологической помощью в решении своей проблемы, готового брать на себя ответственность за свою жизнь, находящегося в субъектной позиции по отношению к собственной жизни как целому. В психотерапии и психологическом консультировании могут оказаться существенными любые психологические, биологические и социальные характеристики клиента, в той мере, в которой они влияют на терапевтический процесс. Например, для прогноза успешности психотерапии важны такие характеристики, как возраст, социальная ситуация, семейное положение, уровень интеллекта и т.д.

Ф. Е. Василюк[2], проводя анализ понятия "клиент", говорит о том, что психотерапевту важно удерживать в мысли то очевидное обстоятельство, что у человека, ставшего пациентом психотерапии, есть независимая от психотерапии жизнь, в контексте которой вся психотерапия – только маленькая и необязательная часть. Человек совершает некие внутренние акты для того, чтобы встать в позицию клиента (например, акт смирения, признания своей несостоятельности, акт риска и доверия другому, готовность к открытости и т.д.). В этом смысле "клиент" – нс первичная онтологическая реальность, а всегда уже некое "произведение", состояние, в которое человек вошел и которое он готов в себе культивировать для участия в терапевтический работе. Поэтому понятие "клиент" логико-генетически связано с понятием процессов переходов между "жизнью" и "миром терапии".

Отношение к проблеме клиента может быть предметом терапевтической проработки. Кроме оценки важна волевая установка клиента, его решимость, готовность преодолеть проблему, справиться с нею или, напротив, переживание своей беспомощности и капитуляции перед лицом проблемы.

Важнейший аспект анализа категории "психотерапевт" в контексте структуры психотерапевтической ситуации – проблема "рабочих состояний" психотерапевта, которые он должен в себе культивировать в ходе психотерапевтического сеанса. З. Фрейд писал о "равнораспределенном внимании", которое является особым (по мнению многих аналитиков – "регрессивным") состоянием, дающим возможность аналитику своим бессознательным воспринимать бессознательное пациента.

Задачей первой встречи психолога-консультанта (психотерапевта) с клиентом должно быть заключение психотерапевтического контракта.Этот контракт представляет из себя определение запроса, жалобы, цели, договоренности о правилах и продолжительности совместной деятельности психолога и клиента.

Жалоба – это те неприятные болезненные чувства, которые переживает клиент и которые в результате привели его к психологу. Жаловаться клиент может на нехороших других людей, родных, обстоятельства, но во всех этих случаях важнее, не кто и почему, а что именно чувствует клиент по этому поводу. В ходе первичной проработки проблемы клиента терапевт может предлагать разные категоризации жалоб клиента. Всякая жалоба – головная боль, заикание и пр. – может быть истолкована по-разному, и от этого зависит многое в психотехническом формировании ситуации.

Жалоба может рассматриваться как симптом, который может быть осмыслен как страдание. Для этого терапевт должен отразить те ценности и мотивы, которые терпят ущерб от сложившейся ситуации ("особенно Вы страдаете от того, что это не дает Вам возможности реализовать себя"). Симптом может быть осмыслен как некая способность, умение, например, в технике парадоксальной интенции (В. Франкл). Симптом может быть истолкован также как средство, помеха, сообщение, послание и т.д.

Проблема – это сформулированная на языке клиента гипотеза о причинах и следствиях его личных особенностей, неосмысленного жизненного опыта и пр. Проблема чаще всего формулируется психотерапевтом на языке той методологии, в которой работает психолог. Но психолог должен ее переформулировать на языке клиента, в таком виде, чтобы клиенту было понятно, о чем идет речь. Клиент должен согласиться с тем, что они будут считать проблемой и с той формулировкой проблемы, которую предлагает психолог- консультант.

Запрос – это то, чего хочет клиент от психолога-консультанта. Запрос может быть сформулирован, начиная со слов: ...хочу разобраться, почему у меня...; скажите мне, как...; научите, как заставить его...; что я должна сделать, чтобы она...; хочу сделать что-то с собой, чтобы... и пр. Деятельность терапевта представлена в психотерапии не только его фактическими действиями, но и соответствующими ожиданиями со стороны клиента. Эти ожидания являются психотехнически значимыми независимо от того, собирается ли терапевт их осуществлять или нет. Если пациентка на первом сеансе просит провести с ней сеанс гипноза, чтобы она забыла все, что связывает ее с мужем, с которым они недавно развелись, то сам такой запрос рисует представление не столько о желанном для клиентки методе психотерапии, сколько о желанных терапевтических отношениях, о ее собственной установке по отношению к проблеме (беспомощность, бегство, желание отменить и устранить, а не преодолеть проблему и т.д.), и, отвечая на такого рода запрос, терапевт должен иметь в виду всю эту целостную ситуацию, а не только лежащий на поверхности "заказ" на определенный метод.

Отсюда, запросы бывают нормальными (в которых клиент берет на себя ответственность и планирует работать с собой) и смещенными – на изменение близких людей, отношения с психотерапевтом, "хирургическое" психотерапевтическое вмешательство в свой субъективный жизненный мир.

В результате первой встречи психолог-консультант совместно с клиентом должен "выслушать" жалобу, сформулировать нормальный запрос на совместную работу, договориться о цели и продолжительности совместной консультативной и психотерапевтической работы.

Виды психологического консультирования могут быть классифицированы по разным основаниям.

· 1. По психотерапевтическому направлению (психоаналитическое, юнгианское, гуманистическое, когнитивно-бихевиоральное и т.д.).

· 2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и пожилых людей).

· 3. По пространственной организации (контактное, или очное, и дистантное – по телефону, посредством писем, сообщений на интернет-форумах, с помощью скайпа).

· 4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое, консультирование пар).

· 5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, проблемам в эмоциональной сфере, личностным проблемам и др.).

· 6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, коучинг и т.д.).

· 7. По продолжительности: краткосрочное, длительное.

· 8. По степени управления процессом взаимодействия психологом-консультантом в ходе сессии: директивное, недирективное.

Г. А. Абрамова[3] в качестве основного метода консультирования называет интервью. Ею выделяются следующие методы воздействия в процессе интервью.

· 1. Интерпретация.

· 2. Директива.

· 3. Информация.

· 4. Самораскрытие.

· 5. Обратная связь.

· 6. Логическая последовательность.

· 7. Резюме.

· 8. Открытые вопросы.

· 9. Закрытые вопросы.

· 10. Поощрение.

· 11. Пересказ.

· 12. Отражение чувств.

Ф. Е. Василюк[4] все методы психологического консультирования классифицирует в соотношении со структурой уровней переживания.

Эмпатия (уровень непосредственного переживания). Структура эмпатической реплики включает в себя два основных элемента – оператор понимания и эмпатический знак. Оператор понимания ("правильно ли я Вас понимаю", "так ли я понял" и т.п.) выполняет ряд важных функций, в частности, осуществляет такое ролевое структурирование терапевтических отношений, при котором терапевт занимает позицию "второго лица", сопереживающего слушателя, диалогического Ты, а клиент обретает достоинство диалогиче

ского Я и статус автора повествования (а не одного из прототипов или персонажей своего рассказа).

Кларификация (прояснение – уровень осознавания в структуре переживания). Общая задача проясняющих реплик в отличие от эмпатических – отображать не то, что клиент чувствует по поводу ситуации, а образ самой этой ситуации, включая действия клиента. Использование кларификации способствует привлечению когнитивных и отчасти волевых ресурсов для решения проблемы.

Майевтика (уровень рефлексии в структуре переживания). Майевтические реплики фокусируют внимание клиента не на его переживании, действиях или предметах, которые он описывает, а на внутренних аксиомах (убеждениях, предпосылках), которые субъективно предопределяют именно эти переживания, намерения или образы. Субъективные аксиомы, выявляемые майевтикой, не осознаются клиентом, но не потому, что являются бессознательными, а потому, что они слишком самоочевидны, чтобы быть замеченными.

Интерпретация (уровень бессознательного в структуре переживания). Она используется, когда в ходе психотерапевтического процесса работа переживания подходит к внутренней необходимости объяснения значимых элементов опыта, которые самому клиенту представляются иррациональными и непреднамеренными, но в то же время неслучайными и причастными его воле.

Отношения в процессе консультирования и психотерапии, деятельность психолога и клиента по отношению к проблеме. Отношения являются той основой процесса психологического консультирования, без которой невозможна совместная деятельность в принципе. Не случайно в модели терапевтической ситуации отношения терапевта и клиента являются основанием треугольника.

Самое большое внимание уделяется отношениям во всех психотерапевтических школах. Этические основы отношений прописаны в кодексе и отслеживаются этическими комиссиями в профессиональных психотерапевтических сообществах. Приведем наиболее важные из этих правил, или принципов психотерапевтических отношений[5].

1. Безоцепонное отношение к клиенту и эмпатическое участие (К. Рождерс).

Этот принцип проявляется в способности отнестись к клиенту – его чувствам, мыслям, убеждениям – как составляющим его индивидуальность, жизненный мир вне контекста собственных убеждений. Без безоценочного отношения невозможно принятие себя и принятие клиента – вытекающего из предыдущего важного качества отношений. К. Роджерс[6] писал: "Чем более я принимаю другого человека, чем более он мне нравится, тем более я способен создать тс отношения, которые ему помогут измениться. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность, проистекающая от любви и уважения, мне кажется, является очень важной частью помогающих отношений".

· 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип является продолжением принимающего отношения психолога и подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, нс сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.

· 3. Запрет давать советы. Вопрос о том, почему психолог не дает советы, уже обсуждался выше. Советуя что-то клиенту, психолог делает сразу две ошибки, изменяющие 1

отношения: берет на себя несоразмерную ответственность за жизнь клиента и становится в неравную, экспертную, позицию (т.е. из партнера превращается в начальника). Все это приводит к тому, что терапевтически отношения теряют продуктивность.

· 4. Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

· 5. Запрет на двойные отношения или разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей, и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам (обсуждение которых требует отдельного разговора).

· 6. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Без решения этой задачи достижение каких-либо реальных результатов невозможно. Только в том случае, если человек ощущает свою вину и ответственность за происходящее, он будет действительно стараться измениться и изменить свою ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих.

· 7. Конгруэнтность психолога – согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле – целостность, самосогласованность личности вообще. Осознавание собственных переживаний в процессе психологического консультирования психологом и адекватное процессу их включение во взаимодействие является важным условием продуктивных терапевтических отношений. Если какие-то действия вызывают у психотерапевта злость или раздражение, которые он продолжает скрывать за маской принятия и сочувствия, то клиент обязательно это почувствует как неискренность или двуличие психолога. Как следствие, отношения станут менее доверительными.

Особенности консультирования немотивированных клиентов. При описании особенностей коррекционно-развивающей деятельности уже говорилось о том, что достаточно часто детей и подростков приводят к психологу учителя и родители, т.е. запрос, собственно, возникает у взрослого, а не у ребенка. И клиент здесь – взрослый. В этом случае необходимо работать с парой родитель – ребенок, или создавать условия для появления собственного запроса у самого ребенка. Но, вполне вероятно, что запрос ребенка и запрос взрослого окажутся совершенно разными. Это еще одна особенность, отражающая специфику деятельности психолога в образовании.

Психологическое просвещение, создание доверительных отношений, совместные психологические эксперименты, цель которых – повысить уровень личностной рефлексии и сформировать интерес к самому себе, своим переживаниям, – все это те пути, по которым может идти психолог для "создания" клиента из немотивированного на работу с ним ребенка или подростка.

Родители и учителя, как сложные клиенты психолога образования.Родители и учителя оказываются сложными клиентами по нескольким причинам: во-первых, у них существует необходимость сохранения некоторого образа себя у психолога как представителя образовательного учреждения; и, во-вторых, их запрос оказывается смещенным почти всегда. Намерение психолога убедить этих клиентов в конфиденциальности и анонимности доверия не вызывает. Попытки психолога подвести родителей и учителей к мысли о том, что решение проблем в их самоизменении, часто встречаются с негодованием и воспринимаются как непрофессионализм психолога. Такое восприятие – чаще всего следствие недостаточного уровня психологической грамотности.

К тому же родители и учителя обычно не готовы к продолжительным занятиям и настроены на одно-два посещения, чтобы получить ряд советов.

Данная проблема решается только организацией психологического просвещения в образовательном учреждении: в виде стендов, выступлений на собраниях, педагогических советах и т.п.

Отличие психотерапии от психологического консультирования. Как вы уже поняли, психологическое консультирование использовалось наряду с психотерапией. Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные личностные, о которых упоминалось выше[7]?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога- консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя, – шаг, требующий определенного мужества, – гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

(См. задание 20 к ?л. 2.)

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная черта психотерапии – особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются.

"Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать, – это объяснять клиенту, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью – это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

H. Д. Линде[8] предлагает следующие критерии отличия психотерапии от психологического консультирования.

I. Психотерапия ориентирована на работу с людьми, находящимися в пограничных состояниях психологического здоровья; в то время как консультирование – на работу с условно здоровыми людьми.

· 2. Консультирование обращено к осознаваемому клиентом, психотерапия – к бессознательному.

· 3. Консультирование в большей степени дозволяет включение психологического просвещения: рекомендации, сообщение обобщенных знаний, информирование и разъяснение. Клиент проводит с психологом профессиональный психологический анализ проблемы. Психотерапия больше ориентирована на задачи коррекции.

· 4. Психотерапия более долгосрочна: консультирование продолжается в течение от 1 до 5 встреч; психотерапия – от 10 до 400 сеансов.

· 5. Психотерапия более специализирована. Она работает в рамках той или иной психотерапевтической школы. Техники консультирования примерно одинаковы.

На самом деле, сходств психологического консультирования и психотерапии больше, чем различий. Специалисты для себя достаточно редко разделяют эти две области профессиональной деятельности.

Психологическое консультирование в школе имеет свою специфику. С рефлексивным опытом психолога, входящего в новое для себя образовательное учреждение и определившего одним из центральных направлений своей работы консультирование вы можете ознакомиться в материале М. Пискуновой "Психологическое консультирование в школе"),

 

18. Назовите и обоснуйте различия между консультированием взрослых и детей.

 

 19. Перечислите требования к психологическому кабинету.

 

Кабинет психолога

Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

Специализация кабинета состоит в то, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

· помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;

· помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;

· помощь детям с отклонениями в развитии.

Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.



2019-08-15 1883 Обсуждений (0)
Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эмоциональная поддержка в психологическом консультировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)