Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учетная политика для целей бухгалтерского учета



2019-10-11 349 Обсуждений (0)
Учетная политика для целей бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Методы оценки и списания материально-производственных запасов и финансовых вложений

Требования к отражению в приказе по учетной политике порядка учета материально-производственных запасов.

1) порядок учета поступления материально-производственных запасов:

а) по фактической стоимости;

б) по учетной цене.

2) метод оценки списания материально-производственных запасов:

а) ЛИФО;

б) ФИФО;

в) средней цены;

г) цены единицы.

3) порядок учета полученных товаров:

а) по фактической покупной себестоимости;

б) по продажной стоимости (только для розничной торговли);

в) по учетной цене.

4) порядок учета транспортно-заготовительных расходов, связанных с доставкой товаров:

а) в составе издержек обращения;

б) в составе себестоимости купленных товаров.

Порядок оценки стоимости проданных товаров:

а) ЛИФО;

б) ФИФО;

в) средней цены;

г) цены единицы.

Кроме того, в приказе по учетной политике необходимо отразить технические вопросы, связанные с учетом материально-производственных запасов.

а) выбранный порядок их складского учета;

б) сроки и порядок предоставления отчетов материально ответственными лицами;

в) внутренние первичные документы по учету материально-производственных запасов;

г) внутрифирменную управленческую отчетность по движению материально-производственных запасов.

2. Способы амортизации основных средств и нематериальных активов (НМА)

По основным средствам в учетной политике необходимо отразить способ начисления амортизации. В пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» сказано, что амортизацию можно начислять одним из четырех способов:

- линейным;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Один из перечисленных вариантов выбирается для группы однородных объектов основных средств. В дальнейшем этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Еще один выбор организация должна сделать в отношении основных средств, стоимость которых не превышает 10 000 руб. за единицу, а также для приобретенных книг, брошюр и других изданий. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 такие активы разрешено списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Организация в учетной политике должна уточнить, будет ли она пользоваться этим правом или же будет начислять по ним амортизацию в общем порядке.

Если организация примет решение единовременно списывать недорогие объекты основных средств, то в учетной политике нужно установить конкретный стоимостный лимит, согласно которому будет производиться списание. Он определяется исходя из технологических особенностей производства.

Обычно недвижимость, которая введена в эксплуатацию, но на которую не зарегистрировано право собственности, учитывается на счете капитальных вложений. Однако в пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, говорится, что такую недвижимость можно учитывать на счете основных средств. Поэтому в учетной политике следует отразить способ учета объектов недвижимости, документы по которым находятся на государственной регистрации.

Коммерческие организации вправе переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Это установлено пунктом 15 ПБУ 6/01. Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем переоценка должна проводиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухучете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Решение о переоценке основных средств закрепляется в учетной политике.

Этим же пунктом указанного ПБУ организациям предоставлено право выбора метода переоценки - либо путем индексации, либо способом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Однако сейчас такого выбора у организаций нет. Дело в том, что индексы для переоценки основных фондов на государственном уровне в настоящее время не устанавливаются. Поэтому на практике для коммерческих организаций единственно возможным способом переоценки является метод прямого пересчета. Бюджетные организации производят переоценку основных средств на основании соответствующих приказов федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, в учетной политике предусматривать способ переоценки основных средств не надо.

В приказе по учетной политике необходимо отразить следующие вопросы, связанные с организацией учета и оценки нематериальных активов:

1) порядок признания активов в качестве нематериальных;

2) порядок определения срока их полезного использования;

3) порядок начисления амортизации;

4) метод начисления амортизации;

5) организация контроля за их рациональным использованием.

Нематериальные активы принимаются к учету в соответствии с требованиями, изложенными в ПБУ14/2000, утвержденного приказом Минфина РФ № 91н от 16.10.2000 года. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных, необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам относятся:

1) объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на компьютерные программы, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на типологии интегральных микросхем;

- владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- патентообладателя на селекционные достижения;

2) деловая репутация организации;

3) организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Нематериальные активы учитываются по инвентарным объектам, которыми считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.

При учете нематериальных активов, организация в целях бухгалтерского учета НМА имеет право выбрать один из нескольких методов амортизации:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В учетной политике следует прописать также способ отражения амортизации по НМА, начисленной в бухгалтерском учете. Согласно пункту 21 ПБУ 14/2000 возможны два варианта учета амортизации: путем накопления ее на счете 05 либо путем уменьшения первоначальной стоимости НМА, учтенной на счете 04 (без использования счета 05). При этом нужно иметь в виду, что амортизационные отчисления по организационным расходам и деловой репутации отражаются в бухучете только путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации).

3. Формирование резервов

Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация в бухгалтерском учете формирует резервы. При наступлении определенных событий создание резервов обязательно, поэтому об их формировании в учетной политике необходимо упомянуть. В частности, это касается:

- резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

- резерва под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений);

- резервов, создаваемых в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности (п. 8 ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»);

- резерва, связанного с прекращаемой деятельностью (п. 8 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»).

В ряде случаев создание резервов зависит от волеизъявления самой организации. Решение о формировании таких резервов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Пунктами 70 и 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), определено, какие резервы вправе создавать коммерческие организации. Это резервы:

- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- предстоящих расходов на оплату отпусков;

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;

- на ремонт основных средств;

- на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- на ремонт предметов проката;

- на затраты по подготовительным работам к сезонному производству;

- на покрытие непредвиденных затрат;

- резервы сомнительных долгов.

4. Признание доходов

В учетной политике следует отразить порядок признания отдельных доходов. При этом надо определить, какие из них относятся к доходам от обычных видов деятельности, а какие - к прочим доходам. В учетной политике можно не упоминать каждый вид доходов организации. Достаточно обозначить критерии, по которым тот или иной вид дохода будет классифицироваться в бухучете.

Кроме того, в учетной политике надо указать порядок признания доходов от реализации продукции (работ, услуг) с длительным циклом изготовления. Согласно пункту 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете такие доходы либо по мере готовности продукции (работ, услуг), либо по завершении изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) в целом. При этом выручка от выполнения работ (оказания услуг, продажи продукции) признается в бухучете по мере готовности в том случае, если степень их готовности можно определить на основании первичных учетных документов. В отношении разных по характеру и условиям работ (услуг, продукции) организация может применять в одном отчетном периоде разные способы признания выручки одновременно.

Как определить, какое производство имеет длительный цикл? Нормативных положений по данному вопросу нет. Значит, предприятие вправе самостоятельно определить критерии длительного производства. Обычно говорят о длительном цикле производства в том случае, если его длительность от начала до окончания работ превышает 12 месяцев.

5. Незавершенное производство, готовая продукция и косвенные расходы

Продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству (НЗП). Это определение приведено в пункте 3 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Организация вправе выбрать метод оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей. НЗП можно оценивать:

- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактическим затратам. Выбранный способ оценки НЗП организация должна закрепить в учетной политике.

Если организация собирается вести бухгалтерский учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости, то в учетной политике надо прописать порядок ее учета - с применением счетов 40 и 43 либо только на счете 43.

При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения косвенных расходов. В учетной политике следует утвердить показатель, пропорционально которому будут распределяться косвенные расходы.

В части учета, и распределения косвенных расходов в учетной политике должны быть раскрыты следующие моменты:

- учет и распределение расходов вспомогательных производств;

- учет и распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств;

- учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

При выборе способа распределения косвенных расходов следует руководствоваться таким принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на изготовление данного вида продукции (выполнение работ, оказание услуг). Это оказывает серьезное влияние на достоверность показателя себестоимости и принятие управленческих решений.

Выбранный способ распределения косвенных расходов должен соответствовать используемым в организации технологическим процессам. Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения косвенных расходов:

- пропорционально заработной плате основного производственного персонала;

- пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных в производство;

- пропорционально количеству отработанных машино-часов;

- пропорционально объему выпущенной продукции и т.д.

Прежде чем закрепить тот или иной способ распределения косвенных расходов в учетной политике, бухгалтеру рекомендуется изучить отраслевые методические рекомендации по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции.

В пункте 9 ПБУ 10/99 предложены следующие варианты распределения общехозяйственных расходов.

Во-первых, суммы, собранные за отчетный период по дебету счета 26, можно списывать традиционным способом в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В этом случае при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке присутствует часть общехозяйственных расходов.

Во-вторых, в конце каждого отчетного периода можно полностью списывать общехозяйственные расходы со счета 26 непосредственно на счет 90. Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).

 



2019-10-11 349 Обсуждений (0)
Учетная политика для целей бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)