Анализ внешней среды ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»
Суммарные производственные мощности российских производителей макаронных изделий составляют около 1,2 миллиона тонн и позволяют полностью обеспечивать потребности российского рынка. Однако из-за неравномерного распределения мощностей по регионам, малой загрузки мощностей в целом ряде регионов, изношенности оборудования на средних и малых предприятиях, существует региональный дисбаланс между спросом и предложением на рынке. Максимальными мощностями по производству макаронных изделий располагают Центральный, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы. На их долю в сумме приходится 613,1 тысячи тонн, то есть 52,3 процента общероссийского ресурса мощностей по производству макаронных изделий. За два года мощности увеличились на 7,5 процента. Доля этих трех районов в производстве превышает 60 процентов всего российского выпуска макаронных изделий. Ввод мощностей по производству макаронных изделий в период с 1998 по 2000 год достиг почти 100 тысяч тонн. При этом увеличение мощностей за счет ввода в действие новых и расширения действующих производств составляет 16,5 тысячи тонн, за счет реконструкции действующих производств - 1,2 тысячи тонн, за счет технического перевооружения действующих предприятий и проведения организационно-технических мероприятий – 73 тысячи тонн. Ввод мощностей по производству макаронных изделий зафиксирован в 35 областях. Наибольшее увеличение мощностей произошло в Челябинской, Ярославской и Нижегородской областях. В сумме эти три области обеспечили почти 45 процентов общероссийского увеличения мощностей в макаронной промышленности. Одновременно с вводом мощностей по производству макаронных изделий происходит и выбытие мощностей из-за ветхости оборудования, изменения номенклатуры изделий, а также по другим причинам. Общий объем снижения мощностей за два года составил около 40 тысяч тонн, в том числе за счет выбытия по причине ветхости оборудования - 32 тысячи тонн, за счет изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости производства продукции - 7,5 тысячи тонн. ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» занимает далеко не последнее место на рынке макаронных изделий (табл. 2.4).
Таблица 2.4 – Анализ структуры объема продаж
Из таблицы 2.4 видно, что в 2009 году наибольший удельный вес в объеме продаж имеют вермишель (45,85%), макароны (15,54%) и фигурные (15,35%), а наименьший - лапша и прочие макаронные изделия (3,86% и 0,4% соответственно). Из всего объема продаж 36,6% продукции реализуется в расфасованном виде, а 64,4% - на вес. В период с 12 до 20 марта 2010 года проводился маркетинговый анализ оптовых потребителей и розничных магазинов по макаронным изделиям ОАО «Новосибирская макаронная фабрика». Согласно полученным данным, наиболее интересными продуктами для Новосибирских потребителей являются: вермишель длинная, рожки гофрированные (рис. 2.7).
Рисунок 2.7 – Предпочтение оптовых потребителей по группам макаронных изделий
Новосибирские магазины предпочитают работать с новыми поставщиками на условиях отсрочки платежа. Данное условие отметили 45% опрошенных (рис. 2.8).
Рисунок 2.8 – Условия работы с потребителями Кроме того, 34% магазинов проводят следующие мероприятия для продвижения новой продукции (рис. 2.9).
Рисунок 2.9 – Мероприятия для продвижения новой продукции в Новосибирских магазинах
Таким образом, как отметили респонденты, большинство магазинов используют такие методы продвижения новой продукции: размещение информации на стендах, предоставление скидок. За проведение рекламных акций отвечает, как правило, коммерческий директор (23%) или сотрудники отдела маркетинга или рекламы (45%). По результатам анкетирования, респонденты отмечают следующих производителей наиболее качественных макаронных изделий: Кроме того, респонденты отмечают следующие типичные проблемы при работе с поставщиками: - не берут возвраты 46%; - низкое качество товаров 34%; - поставляют товар с задержкой 40%; - поставляют товар с истекшим сроком годности 12%. Проведем также анализ внешней среды компании с использованием методики PEST [12, с. 226]. На основе методики PEST-анализа отрицательное влияние на фирму оказывают демографические и природные факторы, тем самым тормозя процесс деятельности компании, также политические факторы, такие как нагнетание напряженности в разных регионах, экономические факторы (изменение стоимости кредитов, падение уровня доходов населения) и социальные факторы (снижение уровня образования). Все эти факторы напрямую или косвенно отрицательно влияют на фирму. Но есть среди них факторы, которые оказывают и положительное влияние. Это правовые факторы (развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и прочие), технологические факторы (ускорение и развитие НТП, разработка и внедрение новых технологий), социальные факторы (рост числа служащих), экономические факторы (движение цен), политические факторы (стабилизация политической ситуации в стране). Данные факторы ускоряют и успешно влияют на развитие фирмы. Обобщение результатов PEST-анализа представлено в приложении И. Для сопоставления данных о внешней и внутренней среде фирмы воспользуемся методикой «SWOT-анализа» [13, с. 185]. Внешняя среда изменчива и таит в себе угрозы и возможности. Можно знать об угрозе и возможности, но не суметь противостоять или получить отдачу, поэтому организации нужно знать сильные и слабые стороны внутренней среды. Процедура SWOT- анализа была сведена к следующему: 1. Формулировка перечня возможностей, которые открывает перед фирмой внешняя среда; угроз, которые таит в себе внешняя среда; сильных и слабых сторон фирмы (табл. 2.5).
Таблица 2.5 – Возможности/Угрозы и Силы/Слабости среды ОАО «Новосибирская макаронная фабрика»
2. Выделение наиболее значимых факторов из этих четырех перечней, составление матрицы SWOT-анализа и оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды компании (табл. 2.6).
Таблица 2.6 – Матрица – SWOT Факторы внешней среды |
ИТОГО (внутренняя среда) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможности | Угрозы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выход на новые рынки | Повышение требова ний по качеству | Расширение ассортимента | Возрастающее конку- рентное давление | Существующая система налогообложения | Отсутствие льготного кредитования | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сильные стороны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. НИОКР | + | + | - | +1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Хорошая репутация | + | + | + | + | +4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Высокое качество товара (сертификат) | + | + |
| +2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Широкий ассортимент | + | + | - | +1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Преимущество в области конкуренции | + | + | + |
| +3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слабые стороны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Основные фонды (обновление) | - |
| -1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Рыночно неориентированный менеджмент | - | - |
| - | -3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Неустойчивое финансовое положение | - | - |
| -2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Ориентация на корпоративных клиентов | + |
| +1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии | - | - |
| -2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО (внешняя среда) | +4 | 0 | +1 | 0 |
0 | -2 | +4 +3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из таблицы видно, что за счет сильных сторон предприятия: хорошей репутации и широкого ассортимента, ОАО «НМФ» может использовать возможность выхода на новые рынки, а высокое качество товара нейтрализует угрозу появления новых конкурентов.
Слабые стороны компании, например, рыночно неориентированный менеджмент, плохое отслеживание процесса выполнения стратегии не дают возможности к повышению требований по качеству товара и не исключают угрозы возрастания конкурентного давления.
Из приведенного анализа деятельности компании можно сделать вывод о том, что стратегией компании является стратегия роста.
2019-10-11 | 223 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ внешней среды ОАО «Новосибирская макаронная фабрика» |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы