Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование взаимосвязи гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с их личностными особенностями



2019-10-11 209 Обсуждений (0)
Исследование взаимосвязи гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с их личностными особенностями 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализируя первичные данные методом корреляции Пирсона, были получены следующие результаты, которые занесены в таблицу 2.4.1.

Таблица 2.4.1. Взаимосвязь гендерных ролей у девушек музыкантов с их личностными особенностями

Девушки музыканты

 

Маскулинность

Фемининность

Критические значения

r

Уровень значимости

r

Уровень значимости

Депрессия

-0,16

-0,02

r 0,05=0,45 r 0,01= 0,57

Стресс

-0,18

-0,09

Шкала эмоций

Интерес

-0,26

-0,16

Радость

0,16

0,21

Удивление

-0,02

0,05

Горе

0,29

-0,08

Гнев

0,08

0,19

Отвращение

0,21

0,20

Презрение

0,10

0,14

Страх

-0,14

0,04

Стыд

-0,12

0,25

Вина

-0,16

0,21

Самооценка

Р1

-0,28

-0,15

Р2

-0,28

-0,13

Р3

-0,26

-0,10

Айзенк

Интро-экстроверсия

-0,26

-0,13

Нейротизм

-0,21

-0,06

Тревожность

Ситуативная

-0,31

-0,09

Личностная

-0,25

-0,16

 

Анализируя полученные значения а данной группе, отметим, что связь по маскулинности и фемининности не явлена ни с одними из показателей личностных особенностей. Таким образом, предоставляется возможность предполагать, что у девочек музыкантов уровень маскулинности и фемининности не связан с такими личностными особенностями как депрессия, стресс, шкала эмоций, самооценки, ожидаемой оценки, оценки другого человека, интро-экстроверсии, эмоциональной устойчивости, а также ситуативной и личностной тревожности.

В группе юношей музыкантов были выявлены следующие особенности взаимосвязи гендерных ролей и личностных особенностей, которые наглядно представлены в таблице 2.4.2.

Таблица 2.4.2. Взаимосвязь гендерных ролей у юношей музыкантов с их личностными особенностями

Юноши музыканты

 

Маскулинность

Фемининность

Критические значения

r

Уровень значимости

r

Уровень значимости

Депрессия

0,22

0,16

r 0,05=0,45 r 0,01= 0,57

Стресс

0,15

0,01

Шкала эмоций

Интерес

0,00

0,36

Радость

0,47

0,05

0,51

0,05

Удивление

0,41

0,14

Горе

-0,28

-0,45

0,05

Гнев

0,61

0,01

0,25

Отвращение

-0,08

-0,18

Презрение

-0,02

-0,13

Страх

0,14

-0,23

Стыд

-0,07

0,36

Вина

0,01

0,27

Самооценка

Р1

0,19

-0,04

Р2

0,92

0,01

-0,03

Р3

0,24

0,04

Айзенк

Интро-экстроверсия

0,17

0,05

Нейротизм

0,29

0,11

Тревожность

Ситуативная

0,27

0,04

Личностная

0,18

-0,02

 

Анализируя полученные данные мы можем наблюдать как положительную, так и отрицательную взаимосвязь. Положительная по маскулинности касается: эмоций радости r = 0,47 (p ≤ 0,05), гнева r = 0,61 (p ≤ 0,01), ожидаемой самооценки r = 0,92 (p ≤ 0,01) и по фемининности – эмоции радость r = 0,51 (p ≤ 0,05). Отрицательная относится к фемининности, а именно связано отрицательно с одной из эмоций – горе r = 0,45 (p ≤ 0,05).

Так, опираясь на полученные данные можно предположить, что у юношей музыкантов уровень маскулинности связан с проявлением таких эмоций как радость и гнев. Причем эмоция радость у них тоже связана с уровнем фемининности. Так же их маскулинность свячзана с ожтданием оценки от других людей. Что касается эмоций горя, то можно сказать, что чем больше юноша музыкант склонен переживать горе, тем он фемининен, и наоборот.

В группе девушек не музыкантов были выявлены показатели взаимосвязи гендерных ролей с личностными особенностями, которые занесены в таблицу 2.4.3.

Таблица 2.4.3. Взаимосвязь гендерных ролей у девушек не музыкантов с их личностными особенностями

Девушки не музыканты

 

Маскулинность

Фемининность

Критические значения

r

Уровень значимости

r

Уровень значимости

Депрессия

0,27

0,22

r 0,05=0,45 r 0,01= 0,57

Стресс

0,29

0,20

Шкала эмоций

Интерес

0,30

0,28

Радость

0,53

0,05

0,51

0,05

Удивление

-0,17

-0,28

Горе

-0,34

-0,44

Гнев

-0,15

-0,45

0,05

Отвращение

-0,10

-0,25

Презрение

-0,30

-0,45

0,05

Страх

-0,30

-0,38

Стыд

-0,19

0,09

Вина

-0,26

-0,04

Самооценка

Р1

0,04

0,15

Р2

0,14

-0,03

Р3

0,04

0,07

Айзенк

Интро-экстроверсия

0,20

0,22

Нейротизм

0,16

0,14

Тревожность

Ситуативная

0,09

0,03

Личностная

0,17

0,29

 

Анализируя полученные данные отметим, что выявлена положительная взаимосвязь по фемининности и по маскулинности относительно эмоции радости, где r = 0,53 (p ≤ 0,05) – по маскулинности, и r = 0,51 (p ≤ 0,05) – по фемининности. А также выявлена отрицательная взаимосвязи по фемининности с такими эмоциями как гнев r = - 0,45 (p ≤ 0,05) и презрение r = - 0,45 (p ≤ 0,05).

Таким образом, стоит говорить о том, что чем более высока фемининная сторона девушек не музыкантов, тем менее ей свойственны такие эмоции как гнев презрение. Скорее всего, не зависимого от уровня гендерных ролей её эмоция будет связаны с радостью.

В группе юношей не музыкантов были выявлены следующие значения взаимосвязи гендерных ролей с личными особенностями, которые занесены в таблицу 2.4.4.

Таблица 2.4.4. Взаимосвязь гендерных ролей у юношей не музыкантов с их личностными особенностями

Юноши не музыканты

 

Маскулинность

Фемининность

Критические значения

r

Уровень значимости

r

Уровень значимости

Депрессия

0,03

0,40

r 0,05=0,45 r 0,01= 0,57

Стресс

0,03

0,30

Шкала эмоций

Интерес

0,48

0,05

-0,18

Радость

0,02

0,19

Удивление

0,15

0,04

Горе

0,39

-0,20

Гнев

0,36

-0,48

0,05

Отвращение

-0,07

-0,68

0,01

Презрение

0,11

-0,59

0,01

Страх

0,30

-0,37

Стыд

0,09

-0,03

Вина

0,01

0,02

Самооценка

Р1

0,21

0,32

Р2

0,13

0,30

Р3

0,16

0,32

Айзенк

Интро-экстроверсия

0,10

0,31

Нейротизм

-0,01

0,41

Тревожность

Ситуативная

0,08

0,36

Личностная

0,12

0,38

 

Анализируя полученные данные отметим, что по маскулинности выявлена положительная взаимосвязь с интересом r = 0,48 (p ≤ 0,05), а по фемининности выявлена отрицательная взаимосвязь с гневом r = - 0,48 (p ≤ 0,05), отрицательная r = - 0,68 (p ≤ 0,01); презрением r = - 0,59 (p ≤ 0,01).

Таким образом, маскулинность (сила, мужественность) юношей не музыкантов связана с интересом. При этом, чем более данная группа лиц испытывает гнев, отвращение, презрении (в большей степени двух последних эмоций), тем менее они имеют уровень фемининности.

 

 


Выводы

 

Проведенное исследование раскрывает не только личностные особенности юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов, но и показывает особенности гендерных ролей, специфику различий гендерных ролей как музыкантов, так и не музыкантов, а также особенности взаимосвязи гендерных ролей с личностными особенностями. Обработка первичных данных показывает, что наиболее распространенная гендернная роль юношей, девушек музыкантов и юношей и девушек не музыкантов является ярко выраженная андрогиния. Однако, процент встречаемости в разных группах фемининности и маскулинности чуть уступает андрогинности (см. прил. 1-4). При этом от 15% до 30% испытываемых разных групп в возрасте от 18 до 22 лет имеют не дифференцированную гендерную роль. Доминирующими эмоциями, в данных группах является интерес и радость. Что касается эмоциональной устойчивости, то более устойчивые юноши не музыканты, чем юноши музыканты, девушки музыканты и девушки не музыканты. Однако группа музыкантов отличается высокой личностной тревожностью. Также группа музыкантов отличается направленностью на внутренний мир у юношей и сочетание направленности на внутренний и внешний мир у девушек. В свою очередь не музыканты как юноши, так и девушки склонны направлять себя на внешний мир объектов, хотя чистыми экстровертами они не являются. Девушки и юноши музыканты имеют по-скромнее самооценку, чем девушки и юноши не музыканты. Относительно диагностики стресса можно сказать, что все группы не склонны доводить ситуацию до стрессовой, а следовательно контролируют происходящие события. При этом и девушки, юноши не музыканты и юноши музыканты страдают минимальной формой депрессии, а девушки музыканты выраженной (50% испытуемых). Дальнейшее исследование данных показывает, что девушки музыканты не зависимо от гендерной роли более склоны к депрессионным состояниям, а так же более женственны в сравнении с девушками не музыкантами. В свою очередь, девушки не музыканты отличаются своей высокой направленностью на общение, внешний мир объектов, нахождение контактов со стороны без особых трудностей, при этом, они ожидают к себе особого внимания, оценивая со стороны окружающих. Маскулинная сторона девушек не музыкантов на прямую связана с эмоциями, а фемининная прямо противоположно с гневом и презрением, а именно, чем более склонена девушка не музыкальной специальности испытывать гнев и презрение, тем менее у неё выражен уровень фемининности.

 В отношении юношей отметим, что без выделения гендерных ролей, они тоже имеют свои отличительные черты. А именно юноши не музыканты отличатся большей женственностью, сильной, направленностью на деятельность, общительностью, а также ожиданием к своей личности оценивания со стороны. При этом их маскулинная сторона связана с интересом, а фемининная – прямо противоположно с гневом, отвращением, презрением. Так, можно предполагать, что в ситуации, когда юноша не музыкальной специальности проявляет интерес, то это связано с его маскулинными чертами.

В свою очередь юноши музыканты отличаются большим беспокойством, нервозностью, тревожностью, которая носит личностный характер. При этом их маскулинная сторона личности связана с эмоциями радости и гнева, а также с оцениванием со стороны, а фемининная – так же с радостью и прямо противоположно с горем.

Так, можно сказать, что если юноша не музыкант проявляя свои мужественные черты которые, как известно из литературы связаны с деятельностью, испытывая интерес, то юноша музыкант в данном случае вероятнее всего будет испытывать гнев и ожидать оценки со стороны. Разделив по гендерным ролям все группы для более подробного анализа, проследив, тем самым за особенностями различий, пришли к следующим выводам: фемининные девушки музыканты отличаются большей склонностью к стрессу и в подобных ситуациях находится в тревожном состоянии, которое темно связано с происходящими событиями, в сравнении в фемининными девушками не музыкантами. Выявленный факт не является неожиданным, т.к. специфика музыканта заключается в частых выступлениях среди большой и малой публики, что так или иначе связаны со стрессами, переживаниями, тревогой.

Из-за малого количества выявленных испытуемых юношей с фемининным типом гендерной роли, провести подобный анализ не удалось в связи с отсутствием табличных значений. Такая же ситуация имела место у девушек музыкантов, не музыкантов с маскулинным типом гендерной роли. Среди маскулинных юношей музыкантов и не музыкантов различий не выявлено.

Также различий не выявлено среди высоко андрогинных девушек музыкантов, не музыкантов.

Однако, высоко андрогинные юноши отличаются своим оцениванием других людей. Так соединяя в себе одинаково как женские, так и мужские черты, юноши музыканты склонны давать оценку другим людям о них и их поведении.

Имея не дифференцированную гендерную роль девушкам не музыкантам больше свойственно удивляться, а юношам не музыкантам – проявлять и испытывать гнев. В свою очередь девушки музыканты не дифференцированной гендерной роли склонны оценивать других людей, а юноши отличаются своей интровертностью, т.е. закрытостью от внешних обстоятельств.

 


Заключение

 

Многие авторы рассматривали и исследовали гендерные роли мужчин и женщин их идентичность по – разносу. Они раскрывают представления о маскулинности, фемининности и андрогинности как гендерных ролях и показывают необходимость их учета при суждении о тех или иных различиях между мужчина и женщинами. Так, маскулинность и фемининность являются представлениями о психически поведенческих свойствах для мужчин и женщин. Однако, некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими.

В.Е. Каган и Дж. Мани рассматривают «мужское», «женское» с точки зрения гормональной устроенности организма, в котором находятся как женские так и мужские гормоны.

О. Вейнингер писал в начале ХХ в. о бисексуальности каждого человека, который говорил о том, что все особенности мужского пола можно найти, хотя бы в слабом развитии и у женщин, а все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачатом виде. Его идея напоминает учения Юнга, который выделял как архетип коллективного бессознательного анима (воплощение женского начала в мужском бессознательном), анимус (мужского в женском).

Возникает теория андрогинности, утверждающая, что целостную личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогинность, т.е. сочетание женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем. Однако, эта теория имеет предшественника (в некотором аспекте) Платона. В его времена была распространена легенда о людях андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов.

Также гендерные роли изучала С. Бэм, Л. Лавин, Д. Ламбардо и многие другие.

С выделением гендерных ролей, мы можем сказать, что мужчины и женщины определенных гендерных ролей имеют свои характеристики.

Однако можно различать и другие специфические характеристики которые имеют люди занимающиеся определенным родом деятельности, а в данном случае музыкой. Так, например, в своей книге «Музыкальная психология» Петрушен В.И. приводит примеры высказываний отрывки из жизни выдающихся мастеров искусства прошлых столетий на основании которых делает заключение об отличительных особенностях музыкантов, суть которых определена заниженной самооценкой, т.к. их требовательность к себе превышает их оценку своих успехов, большим трудолюбием, терпением, впечатлительность, не практичность, импульсивность характера и т.д.

Как показывает исследование на сегодняшний день, личность музыканта представляет собой внутриличностное соединение женских и мужских черт в равной степени, имеет адекватную самооценку, подвижную эмоциональную устойчивость, свойственно радоваться и проявлять интерес к жизни, людям и т.д., склонен к постоянным переживаниям, обобщении может чувствовать себя спокойно, комфортно, а может избегать его.

При этом девушкам музыкантам свойственно находиться в депрессивном состоянии, но не смотря на это они остаются в большей степени женственными. В свою очередь юношам музыкантам больше свойственна нервозность, тревожность личностного характера.

Различия касаются не только специфики рода занятия. Они, хотя и в малом количестве находят своё место и относительно гендерных ролей. Так феминные девушки музыканты отличаются высокой тревожностью, связанной с конкретной ситуацией, а также склонностью к стрессам. Имея не дифференцированную гендерную роль девушкам музыкантам свойственно проявлять интерес, к другим людям всячески оценивая их.

Различия между юношами музыкантами и не музыкантами маскулинного типа гендерной роли не выявлены однако высоко андрогинным юношам музыкантам больше свойственно оценивать других людей.

Как видно, в ситуации когда происходит разделения групп на группы различными по особенностям рода занятий то различий больше. Они касаются показателя стресса, интроверсии – экстраверсии, эмоциональной устойчивости и не устойчивости, ситуативной тревожности а также фемининности. когда мы говорим о гендерных ролях то различий меньше.

Так, все задачи дипломной работы были выполнены:

Была подобрана литература, методы исследования, выявлены личностные особенности музыкантом и не музыкантов и их гендерные роли, был сделан сравнительный анализ и определена взаимосвязь гендерных ролей юношей и девушек музыкантов не музыкантов с особенностями личности.

На сегодняшний день существует множество исследований, касающихся гендерной области психологии. Однако, исследования гендерных ролей музыкантов, которые были бы описаны в литературе, я не встретила. Поэтому, рассмотрим некоторые работы, относительно гендерных ролей связанных с различными тематиками.

Так, исследуя доминантность и склонность к риску, Е. Таслер (2001) выявила, что склонность к риску и доминантность положительно коррелирует с маскулинностью женщин и отрицательно – с фемининностью, и чем выше у них маскулинность, тем меньше они конформны. Этим же автором показано, что фемининных женщин по сравнению с маскулинными больше выражен фактор А (по Кеттелу), т.е. доброта, внимательность, мягкосердечность, фактор С (эмоциональная неустойчивость), фактор I (эмпатия, женственность, романтизм), фактор О (тревожность).

Исследование относительно пространственных способностей были сделаны К.Ренбоу и Г. Стенли, которые выявили, что маскулинизированные женщигы лучше справляются с тестами на математические способности.

Исследования, касающиеся свойств эмоциональности, проводимые В.Е. Каганом, указывают на то, что между феминными мужчинами и маскулинными женщинами различия в проявлении свойств эмоциональности значительно меньше, чем между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами. С другой стороны, фнмининные и мужчины, и женщины имеют более выраженные свойства эмоциональности, чем маскулинные мужичины и женщины. Наибольшие же различия выявлены между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами.

При рассмотрении вопроса о занятости женщин в той или иной профессиональной сфере нельзя не учитывать и того факта, что в зависимости от выраженности у них маскулинности – фемининности они могут иметь склонность к разным профессиям. Так, согласно Л. Терман и К. Майлз говорили о том, что выбор той или иной профессии мужчинами и женщинами связан с выраженностью у них маскулинности или фемининности. Это было выявлено и Е. Таслер (2001) на эмигрировавших в Германию женщинах. Так, женщины, с выраженной маскулинностью, были склонны к выбору профессий типа «вызов», т.е. связанных с конкуренцией, борьбой (в частности, предпринимательство); женщины с выраженной фемининность. Выбирали профессии типа «служение», т.е. традиционно считающиеся женскими.

Таким образом, становится очевидным, что простое сравнение мужских и женских групп является во многих случаях бесперспективным, так как на самом деле выявление половых различий должно основываться не столько на морфологических признаках (с учетом генетического пола), сколько с учетом гормонального пола, обуславливающего маскулинность, фемининность и андрогинность.

Что касается вопроса исследований музыкантов, отметим, что в этой области большинство исследований направлено на изучение музыкальных способностей, на изучение музыкального восприятия, изучение психофизиологических особенностей музыкально одаренных подростков, изучение музыкально-исполнительского мастерства и т.д.

 

 

 
Список литературы

 

1. Батаршев А.В. «Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

2. Бендас Т.В. «Гендерная психология» изд. Питер – 2005

3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб; М., 2001

4. «Введение в гендерные исследования» под ред. Костикова И.В. и др. – М.: Аспект Пресс 2005 г.

5. Дружинин В. Н. «Психология общих способностей – СПб: Издательство «Питер», 2000

6. Елисеев О.П. «Практикум по психологии личности». – СПб.:Питер, 2002.

7. Еникеев М.И. «Общая и социальная психология» Учебник для вузов. – М.: Издательство группа НОРМА – ИНФРА, 1999.

8. Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» - СПб: Питер, 2002

9. Изард К.Э. «Психология эмоций»\Перевод с английского – СПб: Издательство «Питер», 2000.

10. Истратов О.Н. « Психодиагностика». – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

11. Клепиков О.И., Кучерявый И. Т. «Основы творческой личности»: - К. 1996

12. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теория личности» Питер, М., 2003

13. Наследов А.Д. «Математические методы психологического исследования». – СПб: Речь, 2004.

14. Основы психологии. Практикум\Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов Н\Д: изд-во «Феникс», 2000.

15. Петрушин В.Д. «Музыкальная психология». Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Академический Проект, 2006.

16. Практику по психологии состояний: Учебное пособие/под ред. Проф. А.О. Прохорова – СПб:Речь, 2004.

17. Психологические тесты \ под ред. А.А. Карелина: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАФРАФ – М», 2002.

19. Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии» Санкт-Петербург 2001

20. Словарь психолога-практика \ сост. С.Ю. Головин. – 2-е., пераб. И доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

21. Степанов С. «Популярная психология энциклопедия» - М.: Изд-во Эксмо, 2003

22. Шуман Р. « О музыке и музыкантах» Сб. статей: М., 1973



2019-10-11 209 Обсуждений (0)
Исследование взаимосвязи гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с их личностными особенностями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование взаимосвязи гендерных ролей юношей и девушек музыкантов и не музыкантов с их личностными особенностями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)