Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «Психическое явление». Разновидности.



2019-10-11 269 Обсуждений (0)
Понятие «Психическое явление». Разновидности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психика– это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.
Психика проявляется в психических явлениях.

Психическое явление - общепсихологическая категория, включающая в себя формы психического отражения: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Психич явления – это любые проявления психики человека.
Психические явления - это ответы мозга на внешние окружающая среда и внутренние состояние организма как физиологической системы воздействия.

Иными словами психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификации психических процессов.

1. Психический процесс — это целостные акты психической деятельности, имеющий свой объект отражения и регуляционную функцию. Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в кот. осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

2. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на:
1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

3. Психические свойства личности—типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его псих. процессов.

К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент - индивидуальные способности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики);

2) направленность - иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации и установок;

3) способности - психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности;

4) характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, поведенческий склад личности.

Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей — псих. склад; это и составляет ее индивидуальность.

Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики.

10,11,12,13. Методы олигофренопсихологии.

В дошкольной олигофренопсихологии используются методы, принятые в общей психологии и детской психологии.

И.М.Бгажнокова разделила методы изучения в олигофренопсихологии на основные( наблюдение, эксперимент)и вспомогательные (беседа, тест, анкета, анализ продуктов деятельности) Вспомогательные методы используются для уточнения данных, полученных при проведении исследования с использованием основных методов. Кроме того, в дошкольной олигофренопсихологии используют проективные, социометрические методики, методы обработки информации, классификация фактов, построение теоретических моделей, создание типологий,корреляционный анализ,факторный анализ.

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Главной особенностью наблюдения, как метода, является невмешательство в ход психических проявлений испытуемых, которые протекают естественно. Для того чтобы наблюдение можно было считать научным методом, оно должно быть планомерным, систематичным, целенаправленным и объективным: должно не только описывать явление полностью, но и объяснять его. Данные наблюдения фиксируются в специальном протоколе. В дошкольной олигофренопсихологии оно имеет особое значение, поскольку не всегда удается провести психологический эксперимент из-за тяжести и выраженности нарушений в развитии испытуемого, кроме того, направленность на качественный анализ экспериментальных данных обязательно предполагает их дополнение данными наблюдения.В дошкольной олигофренопсихологии используют скрытое и открытое наблюдение. К проведению наблюдения предъявляются следующие требования:

1. Наблюдение должно осуществляться в естественных условиях, когда ребенок не знает, что является объектом наблюдения.

 2.Следует дать по возможности исчерпывающие и точные описания поведения ребенка в самых разнообразных ситуациях.

3. Следует избегать субъективных толкований и оценок. Особое внимание обращается специалистами на так называемый дефект-центризм - сложный установочный феномен, приводящий к смешению возрастных и индивидуальных характеристик действий ребенка с клиническими симптомами.

4.Точное описание факта, а не его толкование заносится в протокол, т.к последнее может быть спорным. Достоверность суждений о внутренних состояниях наблюдаемого индивида требует многократной и беспристрастной регистрации его поведенческих актов, а не их интерпретации. Сам же процесс интерпретации является сложным интеллектуальным актом анализа и синтеза большого фактического материала - результатов объективного наблюдения.

5. При описании следует пользоваться словами и терминами, имеющими одно значение и точно соответствующими наблюдаемому явлению.

6. Делая обобщения и выводы наблюдений, следует учитывать все данные наблюдения.

При свободном наблюдении, в том числе включенном, главными ориентирами являются особенности базовых проявлений активности ребенка:

 - уровень общей и двигательной активностиĥĊ

 - ритмичность различных психофизиологических актовĊĒсонĖĊкормлениеēĥĊ

 - характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы (еду, игрушки,людей)

 - интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношенийĥĊ

 - качество настроенияĥĊ - способность к сосредоточению на эмоциональном контакте или деятельностиĥĊ

- способность к преодолению препятствийĘĊ

 Результаты наблюдения за детьми с интеллектуальной недостаточностью более объективны по сравнению с результатами наблюдения за другими категориями детей с нарушениями в развитии. Если умственно отсталые и пытаются показать себя иными, чем в действительности, это легко можно увидеть, так как эти дети открыто обнаруживают свои чувства и недостатки. При наблюдении за этими детьми трудности интерпретации их поведения могут возникнуть в связи с бедностью речи, амимичностью,примитивностью жестов.

Эксперимент - это специально организованная форма изучения какойė то стороны психического развития. В эксперименте исследователь сам создает необходимые условия для возникновения изучаемого психического явления. Имея такую возможность, экспериментатор может варьировать и видоизменять условия, тем самым выявлять значение меняющихся условий для установления закономерных связей, определяющих изучаемый процесс.

Эксперимент в дошкольной олигофренопсихологии занимает ведущее место, при этом используются различные его виды. С равной долей вероятности применяются констатирующий и формирующий эксперименты, выбор зависит от конкретных целей исследования.

 Определение уровня актуального развития в констатирующем эксперименте позволяет достоверно оценить степень отставания ребенка от нормативных характеристик данного возраста, определить, какие стороны его психики и поведения в большей степени нарушены, а какие остаются более сохранными, другими словами, позволяет поставить диагноз, затем организовать адекватную и целенаправленную коррекционную помощь.

Формирующий эксперимент - неотъемлемая часть дифференциальной диагностики, позволяет увидеть прогноз,так как запланированная заранее дозированная помощь помогает установить продвижение ребенка в решении задачИ, определить зону ближайшего развития. Эффективность использования схемы формирующего эксперимента повышаетсяĖĊ если он сочетается с лонгитюдной стратегией. Повторение одной и той же,или примерно аналогичной, экспериментальной процедуры на одной группе испытуемых через определенные интервалы времени позволяет отделить возрастные и индивидуальные свойства от клиническихĖĊ связанных с основным нарушением.

 Такой вид эксперимента (близкий к естественным жизненным условиям ребенка) называется «естественным экспериментом» и он отличается от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением различной аппаратуры.

Все более актуальным становится применение обучающего эксперимента, который может быть применен для видоизменения любой из методик. В рамках решения этой проблемы Л.Я.Ивановой под руководством Б.В.Зейгарник разработана методика, в которой помощь специалиста регламентирована и внесена в структуру самого эксперимента. Критерием для определения уровня умственного развития ребенка является определение зоны ближайшего развития, т.е установление того факта, сможет ли ребенок решить задачу с помощью экспериментатора, а затем самостоятельно перенести усвоенный способ решения на аналогичную задачу.

Не менее продуктивно в сравнении с другими методами в дошкольной олигофренопсихологии используются и методы беседы, сбоpa психологического анамнеза. Беседа как метод исследования отличается от обычной повседневной беседы тем, что является целенаправленной, методичной, систематизированной, объективной и профессиональной. Беседа может применяться как в качестве дополнения к эксперименту, так и вполне самостоятельно,Использование этого метода невозможно без установления отношений доверия между специалистом и испытуемым.

К вопросам, составляющим беседу, предъявляются следующие требования:

1. Задаваемые вопросы должны быть понятны.

2. Каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели.

3.При формулировании вопроса следует избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением. Вопросы не должны быть слишком длинными.

4. Необходимо избегать сдвоенных вопросов.

5. Следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонного ответа.

6. В вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенную положительную или отрицательную реакцию.

7. Вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ.

В форме беседы чаще всего проводится сбор психологического анамнеза - истории психического развития ребенка. Беседа с родителями, воспитателями и другими взрослыми, знающими ребенка, может предоставить немало ценной информации.

Опросниками(анкетами)называются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласиться либо не согласиться. В опросниках «открытого» типа ответы даются в свободной форме, в опросниках «закрытого» типа - выбираются из предлагаемых вариантов. В дошкольной олигофренопсихологии применяются опросники-анкеты только в работе с родителями и педагогами,например, опросник А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого».

Одним из вспомогательных методов является изучение продуктов деятельности дошкольника, рисунки, лепка, аппликация и т.д. В сочетании с психолого-педагогической характеристикой ребенка, показателями его успеваемости этот метод позволяет педагогу установить характер и причины затруднений в обучении, наметить меры по повышению успеваемости, опереться на положительные качества личности и деятельности ребенка в дальнейшей коррекционной работе.

Социометрические методики. Группа данных методик используется для изучения взаимоотношений детейĖĊ детского коллективаĖĊ положения ребенка в группе сверстниковĘĊ Поскольку даже к концу дошкольного возраста в группе детей с интеллектуальной недостаточностью не складывается полноценный коллективĖĊ то данные методики в детской олигофренопсихологии используются достаточно ограничено.

Метод тестов.

Стандартизированные методики (тесты) в олигофренопсихологии могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли экспериментального подхода и качественного анализа полученного материала.

Требования к тестированию в дошкольной олигофренопсихологии:

 1.Тестирование дошкольников с интеллектуальной недостаточностью принципиально следует проводить только индивидуально, причем исключительное внимание необходимо уделять пробным заданиям, чтобы полностью убедиться, что инструкции поняты правильно.

2.При тестировании умственно отсталых испытуемых необходимо обеспечить соответствующую мотивацию, поскольку низкие результаты часто бывают вызваны отсутствием интереса или низкой мотивацией, незаинтересованностью ребенка в выполнении задания. 

3. Валидными необходимо считать высокие результаты, в то время как к низким следует относиться более скептически, они могут быть вызваны трудностями выполнения задания, обусловленными дефектом недостаточным пониманием задания, слабой мотивацией испытуемого, наконец, неопытностью психолога.  

4.Психодиагностическое тестирование следует использовать как вспомогательный метод всегда лишь дополняющий другие методы - длительное наблюдение, беседу, эксперимент.

Широкое распространение получил тест Д.Векслера по определению коэффициента интеллектуального развитияĖĊадаптированный в нашей стране для детей отĊğĊ доĊěĠĊ летĊĒА.К.ПанасюкĖĊ А.Ю.ПанасюкēĘĊ Его теоретической основой является положение о томĖĊ что интеллект включает не только способность оперировать символамиĖĊ абстрактными понятиямиĖĊ логически мыслитьĖĊно и ориентироваться в ситуации и решать задачи с конкретными объектамиĘĊĊ Тест применялся для дифференцирования здоровых и умственно отсталых детейĖĊ для изучения детей с ЗПРĖĊ для анализа причин неуспеваемостиĘĊОн позволяет получить представление не только об общем уровне интеллектаĖĊно и об особенностях его структурыĖĊблагодаря наличию вербальной и невербальной шкалĘĊСтепень выраженности интеллектуальных характеристик вычисляется по единой двадцатибалльной шкалеĖĊ что дает возможность определить сильные и слабые стороны интеллектуальной деятельности ребенкаĖĊ его компенсаторный фондĖĊ сравнить его достижения со средними нормамиĘĊ По результатам теста можно получить три итоговые статистические оценкиĊėĊ общуюĖĊ вербальнуюĖĊ невербальнуюĊƁĊ с соответствующими интеллектуальными коэффициентамиĘĊ.



2019-10-11 269 Обсуждений (0)
Понятие «Психическое явление». Разновидности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «Психическое явление». Разновидности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)