Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История олигофренопсихологии.



2019-10-11 1288 Обсуждений (0)
История олигофренопсихологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Взаимосвязь олигофренопсихологии с другими науками.

Олигофренопсихология как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология..

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, олигофренопедагогика, социальная педагогика, специальная педагогика.

Задачи олигофренопсихологии.

- определение общих, модально-специфических и модально- неспецифических закономерностей,присущих психике детей с интеллектуальной недостаточностью раннего и дошкольного возраста;

-создание методов и средств психологической диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем и дошкольном возрасте;

- разработка форм и средств ранней психолого-педагогической коррекции при интеллектуальной недостаточности;

- психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в разных условиях;

- психологическое изучение социальной адаптации и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью.

История олигофренопсихологии.

Олигофренопсихология- раздел специальной психологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с интеллектуальной недостаточностью.

Те данные, которыми располагает наука о детоубийствах в древней Греции (особенно в Спарте), по всей вероятности, относятся к детям с рано выявившимися тяжелыми уродствами. Такие убийства совершались в основном по отношению к детям с физическими уродствами, так как психические недостатки обнаруживаются лишь в более старшем возрасте.

Надо полагать, что умерщвление детей-уродов имело место и в древнем Риме. Иначе нельзя объяснить такое высказывание римского философа Сенеки (6 г. до н. э.— 65 г. н. э.): «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».

Известны случаи, когда в странах с низким уровнем развития производительных сил и в более позднее время слабоумные и дети-уроды оставлялись на произвол судьбы, без присмотра.

Во все времена на отношение людей к слабоумным оказывали большое влияние религиозные воззрения.

Библия рассматривает слабоумие как кару божью за грехи родителей. Она предписывает безропотно относиться к этому божьему наказанию и не пытаться исправить волю бога.

Религиозные воззрения на слабоумных, как и все религиозные догматы, полны противоречий. Одни религии считают слабоумных «детьми бога», другие — «детьми дьявола».

В славянских государствах, где на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей» и «блаженных», их обычно окружали ореолом святости, с благоговением вслушивались в их бессмысленный лепет, усматривая в нем божественное прорицание. Нередко служители православной церкви, предписывая относиться к слабоумным с жалостью, оправдывали существование детей-идиотов и калек именем божьим, божьей волей и со свойственной религии нелогичностью и ханжеством доказывали, что эти несчастные дети нужны в интересах людей и бога, чтобы предоставить возможность верующим творить милость во имя бога.

Анализ культуры античной эпохи показывает, что отношение к детям долгое время оставалось не гуманным,так как вплоть до первого века нашей эры ребенка можно было безнаказанно убить, если он мешал или болел.Только когда римский император Константин ввел запрет на убийство детей признали право ребенка на жизнь и здоровье.

Вплоть до 13 века ребенка рассматривали как взрослого в миниатюре, не придавая значения специфическим детским особенностям и чертам.До возникновения детской психологии как науки, взрослые отмечали, что дети не могут многое выполнять правильно, а в отношениях с окружающими проявляют несказанное для взрослого легкомыслие. Считалось, что только строгое отношение к ребенку поможет стать ему хорошим взрослым. Первооткрывателем детства, как качественно-своеобразного мира, этапа жизни - является Ж.Ж.Руссо, который писал о том, что ребенок появляется на свет счастливым, а общество и воспитание делает его несчастным.

Подлинно научные воззрения пробивали себе дорогу в героической борьбе с церковью. И в итоге в период средних веков произошло довольно значительное развитие научных знаний.

Уже в XIV—XV веках стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств.

В мрачные годы инквизиции современник Галилео Галилея и Джордано Бруно профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер (1537—1614) посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в XIV веке. С XV века для названных выше лиц стали открывать и лечебницы.

 

Наблюдения Платтера за душевнобольными были опубликованы в его трудах, увидевших свет уже после его смерти. В 1614 г. была издана книга «Наблюдения», а в 1625 г. «Медицинская практика». В этих трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевнобольных он выделяет четыре группы. В числе признаков, лежащих в основе классификации, Платтер указывает такие, которые характеризуют различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния больного. Эти нарушения могут характеризоваться ослаблением или усилением, исчезновением или извращением той или другой психической функции, точнее — сознания. Важно, что все эти симптомы Платтер связывает с анатомо-физиологической этиологией: наследственностью, травмами головы, с нарушениями кровообращения, с отравлениями наркотиками, со старостью и другими факторами.

Среди выделяемых Платтером четырех групп душевных болезней особый интерес для олигофренопедагогики представляют первая и третья группы.

Первая группа именуется Платтером mentis imbecillitas. К ней он относит лиц с разными степенями нарушения интеллекта, памяти, воображения. Платтер считал, что если нарушены эти способности, возникает высшая степень слабоумия; избирательное нарушение воображения порождает малоспособность, примитивность; чисто интеллектуальные нарушения приводят к потере способности осуществлять суждение, быть критичным и правильно оценивать обстановку.

В третьей группе душевных болезней (mentis alienatio) Платтер выделяет форму врожденного помешательства — глупость. Дети этой категории плохо соображают. У некоторых из них речь нарушена или вообще отсутствует. Наблюдаются физические недостатки. Для этих детей характерны непослушание и упрямство.

Таким образом, Платтер был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта. В дальнейшем эти формы стали называться слабоумием.

.

В древнее время и в период раннего средневековья слабоумные еще не представляли значительного социального зла и их судьба не вызывала серьезной озабоченности со стороны общества. В то время единственная общественная забота о слабоумных состояла в призрении некоторых из них в монастырях. Монастыри, как уже говорилось, получали от этого выгоду, так как использовали слабоумных для сбора подаяний или привлечения паломников, надеявшихся услышать из уст юродивых пророческие слова. Конечно, монастыри призревали лишь незначительную часть слабоумных. Большинство их вплоть до конца XVIII века скитались по дорогам, гибли от голода и бесприютности, так как семья часто не имела возможности или не хотела содержать слабоумного.

В эпоху Возрождения возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к слабоумным и другим аномальным лицам.

В это время лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов и педагогов. В литературе наблюдается определенный интерес и выражаются симпатии к лицам, которые хотя и лишены разума, но зато свободны от ненавистных религиозных догматов, схоластики и лицемерия.

Философы используют образ «дурачка», чтобы на фоне его простодушия показать невежество, ханжество духовенства и чванливость аристократов. Этот прием позволяет показать, что многие из власть имущих глупее, чем общепризнанные дураки.

Так, виднейший гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1466—1536) в своем трактате «Похвала Глупости» сатирическим восхвалением Глупости и сопоставлением лжемудрецов с «глупыми» разоблачает тупость, ограниченность духовенст ва, эксплуататорских классов и поет гимн подлинной мудрости и высокому разуму.

Врачи в эпоху Возрождения стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, в том числе и слабоумных. Уже первые более глубокие соприкосновения со слабоумными выявили у них многие человеческие черты, наличие которых прежде отрицалось.

В эпоху Возрождения судьбы умственно отсталых впервые начинают привлекать внимание и педагогов.

Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных, был знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). Ян Амос Коменский был глубоко убежден в возможности дать образование всем аномальным детям. Первые русские государственные акты о слабоумных относятся к XVI в. При Иване Грозном в 1551 г. в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел широкого применения. Более того, в царствование Алексея Михайловича (1645—1676), по данным Ю. Каннабиха, на Руси, как и в католической Европе, запылали костры, куда бросали людей, обвиняемых в колдовстве; среди них оказывались и юродивые. Обычай призревать слабоумных в монастырях особенно распространился при Петре I. Это объясняется тем, что некоторые бояре с целью избавить своих сыновей от государственной службы, к несению которой их обязывал Петр I, стали под видом «дураков» помещать своих детей в монастыри. Петр I вынужден был принять меры, предупреждающие злоупотребление системой призрения слабоумных в монастырях. В числе таких мер были указы «о дураках», имевшие целью пресечение возможной симуляции.

 

Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель (1745—1826) впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечебницах Бисетре (1792) и Сальпетриере (1793).

Новый режим, основанный на принципе «долой притеснения!», установил между врачами и больными отношения, основанные на доверии и внимании. Это создало условия для более глубокого изучения душевнобольных.

Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на основании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов.

Пинель был одним из тех первых психиатров, рассматривавших идиотию как такое психическое заболевание, при котором наблюдается остановка в развитии интеллектуальных или аффективных способностей.

Пинель определяет это состояние «как более или менее абсолютное нарушение функций разума или чувства». Он правильно видит своеобразие идиотии в стойкости ее характера. Однако Пинель все еще продолжает придерживаться принятого в психиатрии взгляда, согласно которому идиотия — одна из своеобразных форм безумия (аменция).

Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность преимущественно изучению идиотии, был ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772—1840). До Эскироля врачи считали идиотию такой же болезнью, как помешательство, безумие. Эскироль впервые указал на то, что идиотия — не болезнь, а состояние, которое, с его точки зрения, характеризуется тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни. Эскироль впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие.

Для обозначения более легкой формы идиотии. Эскироль ввел понятие «имбецилизм». До Эскироля термин «имбецилизм» применялся в разных аспектах. В одних случаях он употреблялся как синоним термина «идиотия», в других — этим термином обозначалась клиническая группа слабоумия, соответствующая более позднему пониманию деменции.

Для обозначения одной из градаций слабоумия Эскироль ввел термин «умственная отсталость».

Эскироль ввел и симптоматическую классификацию. При этом в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных. Так, на основе состояния речевого развития Эскироль различает пять групп или категорий слабоумных: ) имбецилики первой степени, имеющие свободную и легко понимаемую речь;

2) имбецилики второй степени, имеющие легко понимаемую речь и ограниченный запас слов;

3) идиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразами;

4) идиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкриками;

5) идиоты третьей степени, не имеющие никакой речи.

Можно утверждать, что именно Эскироль положил начало клиническому и психологическому изучению слабоумия.

После Эскироля изучение слабоумия стало самостоятельной психиатрической, а в дальнейшем и психолого-педагогической проблемой.

 

В конце XVIII и в начале XIX века среди врачей, педагогов, общественных деятелей складывается убеждение, что слабоумные нуждаются в специальных учреждениях, где за ними был бы обеспечен уход. (опыт Ж.Итара).

Отцом детской психологии по праву считается английский эмбриолог и психолог В.Прейер.Если до него исследовали отдельные проблемы и давали беглые эскизы развития психики ребенка,то В.Прейер взялся за целостный анализ проблемы и систематическое наблюдение. В его книге «Душа ребенка» 1882г. появилось описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

Интерес к детской психологии первоначально возник в Европе,затем распространился и сформировался в Америке. Под руководством Стенли Холла в Америке в 1883г. была организована лаборатория по изучению детей, а в 1893 г создан Союз для исследования детей.Именно С.Холл ввел термин педология под которым понимал комплексную науку о ребенке, основывающуюся на идее педоцентризма. Ребенок стал центром исследовательских интересов психологов, педагогов,биологов, педиатро,антропологов, социологов. Данная наука объединила все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. сама педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины 20 века.

В России в Петербурге под руководством А.Г.Нечаева создана первая лаборатория экспериментальной детской и педагогической психологии(1901 г)

После Октябрьской революцииĖĊгражданской войны знания по детской психологии становятся все более востребованнымиĤĊ появилось огромное количество беспризорных детейĘĊ Государство начинает решать задачу по воспитанию нового поколения советских людейĘĊ Этот период связан с именами М.Я.БасоваĖĊ П.П.БлонскогоĖĊ Н.М.ЩеловановаĘĊ В дальнейшем проблемами детской психологии занимались А.Н.ЛеонтьевĖĊЛ.С.ВыготскийĖĊ А.Р.ЛурияĖĊ Л.И.БожовичĖĊ Д.Б.ЭльконинĖĊ А.А.ЛюблинскаяĖĊ М.И.Лисина и многие дрĘĊ

детская психология занимает достойное место в структуре психологических знаний лишь в начале ХХ векаĖĊ а детская олигофренопсихологияĊėĊеще позжеĖĊтолько в середине ХХ векаĘ

Со второй половиныĊłijłĊ века все более увеличивается удельный вес психолого-педагогического и клинического направлений исследования умственно отсталыхĖĊ которые направлены на разработку критериев дифференциации слабоумных по состоянию и перспективам развития их интеллектаĘĊ Сторонниками психолого-педагогического направления стали А.БинэĖĊ Т.СимонĖĊ Санте де Санктис и дрĘĊ Основное внимание уделяли изучению легких форм умственной отсталостиĘĊСущность слабоумия понималась ими преимущественно как количественное отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстникаĘĊ Исследователи выявляли уровень психического развития ребенкаĖĊ их не интересовали причины отклонений развития от нормыĘĊ

А.Бине в сотрудничестве с Т.Симоном провели серию экспериментов по изучению вниманияĖĊ памятиĖĊ мышления у детей различных возрастов (начиная от трех летēĘĊ Проведенные на многих испытуемыхĊĒи тем самым подчиненные статистическим критериямēĖĊэти эксперименты превратились в тесты и стали рассматриваться как средство определения уровня умственного развитияĘĊВ основу тестов было взято состояние коммуникативной функции РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ ěĝ речиĤĊзадания предъявлялись детям вербально и требовали вербального же ответаĘĊ

Важным этапом в развитии изучения умственно отсталых детей стал выход вĊěģěğгĘĊ фундаментального труда русского психиатра Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитанияĘĊ Сравнительная психология нормальных и ненормальных детейƥĘĊПути развития ребёнка с отклонениями автор рассматривал с гуманистических позицийĖĊ целостноĖĊ утверждая необходимость глубокого изучения физиологическойĖĊ психологической и социальной природы человека с целью найти там ещё неиспользованные возможности для воспитанияĘĊ Будучи представителем антропологического направления в педагогикеĖĊ Г.Я.Трошин считал необходимым рассмотрение всех сторон психической жизниĖĊначиная с самых элементарных психических РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ ěğ процессовĖĊ заканчивая развитием высших психических функций человекаĘĊ Большое значение для становления дефектологии как науки имело выдвинутое и обоснованное Г.Я.Трошиным положение об общности законов развития нормального ребёнка и ребёнка с отклонениямиĘĊƕПо существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницыĘĊ Те и другие людиĖĊ те и другиеĊƁĊ детиĖĊ у тех и у других развитие идёт по одним законамůƥĊŅĞğĖĊсĘěġŇĘĊДанное утверждение стало основой для выработанного ГĘĊЯĘĊТрошиным подхода к анализу психического развития ребёнкаĖĊ базирующегося на сопоставлении психического развития нормально развивающихся детей и детей с отклонениямиĘĊ В течение многих лет ГĘĊЯĘĊТрошин проводил тщательное экспериментальное изучение умственно отсталых детейĖĊрезультаты которого он обобщил в своей фундаментальной работеĘĊ Н

Первая в России лаборатория психологии аномального детства была открыта вĊěģĜĠĊгĘĊ Л.С.ВыготскимĊĒěĢģĠėěģĝĞēĊ при медико-педагогической станции НаркомпросаĊĒруководил в то время В.ПĘĊКащенкоēĘĊИсследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе вĊ ěģĜģĊгĘĊ Экспериментальном дефектологическом институте НаркомпросаĊ Ēныне Институт коррекционной педагогики Российской Академии образованияēĘĊĊ РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ ěġ Таким образомĖĊ в концеĊĜĚėх годов под руководством профессора Л.С.Выготского было начато планомерное и систематическое исследование психологических особенностей умственно отсталых детейĘĊ Выдающийся советский психолог оставил большое теоретическое наследие в области специальной психологии и по праву считается основателем советской олигофренопсихологииĊŅĝĠŇĘĊ

Результаты клинико-психологических исследований Л.С.Выготского составили основу созданной им культурно-исторической теории развития психикиĖĊ котораяĖĊ выступила базой для отечественной специальной псиė хологииĘĊ Л.С.Выготским были сформулированы важнейшие положения специальной психологииĊĒв том числе олигофренопсихологииĖĊкак одной из ее отраслейēĖĊ к которым относятся следующиеĤĊ о системности строения психики человекаĖĊ в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системыĥĊ об актуальной и ближайшей зонах развития ребенкаĥĊ об идентичности факторовĖĊ обусловливающих развитие нормальных и аномальных детейĥĊ о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьмиĖĊ имеющими отклонения в развитииĥĊ об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталостиĥĊо важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с нарушениями в развитии и т.дĘĊ

Л.С.Выготский главную причину детской дефективности видел в "социальных вывихахČĖĊ тĘĊеĘĊ в выпадении аномального ребенка из исторически сложившейсяĖĊ социальной по своей природе системы трансляции общественно-исторического опытаĖĊ ČнастроеннойČĊ на нормальный тип развитияĘĊ Отмечая существенное расхождение между РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ ěĢ траекториями биологического и культурного развития аномального ребенкаĖĊ вызванного такимиĊČсоциальными вывихамиČĖĊ ЛĘĊСĘĊ Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построенияĊČобходных путейČĊрешения тех задач культурного развитияĖĊкоторые в условиях нормы достигаются традиционными способами ŅěĜŇĘĊ Ученики и последователи Л.С.ВыготскогоĊĒЛ.В.ЗанковĖĊ Р.Е.ЛевинаĖĊ Н.Г.МорозоваĖĊ М.С.ПевзнерĖĊ И.М.СоловьевĖĊ Ж.И.Шиф и дрĘēĖĊ развивая его идеиĖĊ продолжили психологические исследованияĖĊ изучающие личность ребенка в целомĘĊ Это позволило получать характеристикиĖĊ отражающие своеобразие и закономерности развития психической деятельности умственно отсталого ребенкаĖĊ используя их в процессе обучения и воспитанияĘĊ ВĊěģĝğĊ гĘĊ экспериментальную психологическую лабораторию по изучению психики умственно отсталых детей возглавил Леонид Владимирович ЗанковĊĒěģĚěėěģġġēĘĊ Он первый говорил о томĖĊ что умственную отсталость нельзя рассматривать как фатальное состояниеĖĊĊ умственно отсталые дети и подростки способны к развитиюĘĊ При этом он подчеркивал большое значение их правильно организованного обучения и воспитанияĘĊ Л.В.Занков полагалĖĊ что неправильно думатьĖĊ что неполноценность мозгаĖĊ лежащая в основе умственной отсталостиĖĊ создает какой-то потолокĖĊдальше которого развитие ни при каких условиях не может пойтиĘĊ ВĊěģĞĝгĘĊ Экспериментальный дефектологический институт был преобразован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСРĘĊ

Большой вклад в развитие олигофренопсихологии внесла Мария Семеновна ПевзнерĊĒěģĚěėěģĢģēĘĊ По ее мнениюĖĊ характерная особенность олигофренииĊ ƀĊ выраженная интеллектуальная недостаточностьĖĊ проявляющаяся в недоразвитии процессов отвлечения и обобщенияĖĊ часто осложняется сопутствующими нарушениямиĊ Ēгрубые нарушения работоспособностиĖĊ нарушения личностиĖĊ целенаправленной деятельностиĖĊ речиĖĊанализаторные расстройстваēĘĊĊ Под непосредственным руководством Жозефины Ильиничны Шиф ĒěģĚĞėěģġĢēĊ и при ее участии на протяжении многих лет работала лаборатория олигофренопсихологииĘĊ В результате проведенных исследований был создан ряд широко известных в дефектологических кругах книгĘĊ К их числу относятсяĤĊƕУмственное развитие учащихся вспомогательной школыƥĊĒěģĠěēĖĊƕОсобенности умственного развития учащихся вспомогательной школыĊĒěģĠğēĖĊ ƕПсихологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школеƥĊĒěģġĜēĊи дрĘĊ Сусанна Яковлевна РубинштейнĊĒěģěěėěģģĚēĖĊ опираясь на важные теоретические положения наукиĖĊличный опытĖĊпривела в систему данные о психологических особенностях умственно отсталых детей и подростковĖĊ отобрала и апробировала существующие методики экспериментальноė психологического изученияĖĊ доказала их диагностическую значимость и надежностьĖĊ а также предложила целостную качественную схему психологического обследования ребенкаĘĊОна автор классического учебника «Психология умственно отсталого школьникаƥĊĒěģġĚēĘ

Ċ в начале ХХ века психолого-педагогическое направление в изучении слабоумия стало ведущимĘĊ Исторически олигофренопсихология развивалась из психиатрииĘĊДолгое время её развитие шло в рамках комплексной науки о детяхĊėĊ педологииĘĊ Окончательное выделение дошкольной олигофренопсихологии как самостоятельного направления может быть отнесено кĊĠĚėм годамĊłłĊвекаĘĊ



2019-10-11 1288 Обсуждений (0)
История олигофренопсихологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История олигофренопсихологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1288)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)