Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности нейродинамики у детей с интеллектуальной недостаточностью.



2019-10-11 386 Обсуждений (0)
Особенности нейродинамики у детей с интеллектуальной недостаточностью. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей изучалась тремя научными коллективами.
Ученик академика И.П. Павлова профессор Н. И Красногорский с группой своих сотрудников провел ряд экспериментальных исследований условнорефлекторной деятельности умственно отсталых детей ясельного возраста.

Сотрудники профессора Д. Г. Иванова-Смоленского изучали нервную деятельность умственно отсталых детей школьного возраста. При этом использовалась речедвигательная методика.

В 60-е гг. была проведена большая серия экспериментальных исследований высшей нервной деятельности у учащихся вспомогательной школы под руководством профессора А. Р. Лурия. Эти исследования осуществлялись в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР и опубликованы в специальной монографии (А.Р. Лурия).

Особенности ВНД:

1. У умственно отсталых детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хруп-кими. Эта слабость замыкательной функции коры. головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения.

2. В основе всякого разграничения, различения лежат дифференцировочные условные связи. Исследования высшей нервной деятельности умственно отсталых детей показали, что такие дифференцировки вырабатываются у них с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т. е. легко угасают. При выработке дифференцировок обнаруживается следующая особенность ВНД лиц с умственной отсталостью – широкая генерализация (неразличение значения) раздражителей. Она проявляется в том, что большинство умственно отсталых лиц после появления условной реакции на определенный сигнал отвечают той же реакцией на другие сигналы.( Процесс возбуждения, возникающий при действии раздражителя в каком-то пункте коры больших полушарий, не концентрируется там (как это имеет место в работе нормального мозга), а иррадиирует (распространяется) на соседние (и даже на относительно удаленные области коры). Вследствие этого новые раздражители, адресующиеся к таким отдаленным участкам коры, связываются с положительным сигналом и вызывают ту же реакцию. Такой широкой иррадиации процесса возбуждения никогда не наблюдается у нормальных детей этого возраста, у которых с положительным сигналом генерализуются только сходные раздражителе.)

3. Ухудшение функционального состояния коры головного мозга проявляется и в том, что «работоспособность» нервных клеток снижается и после небольшой нагрузки они впадают в состояние охранительного торможения. У детей, перенесших какое-либо поражение головного мозга, эти состояние охранительного торможения (изученные и описанные академиком И. П. Павловым и его учениками под названием «фазовых состояний») возникают часто. Иногда они носят мерцающий, кратковременный характер, а иногда могут длиться достаточно долго. В таком состоянии умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Между тем у детей, перенесших какое-либо поражение головного мозга, эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И. П. Павловым и его учениками под названием «фазовые состояния») возникают часто:

· иногда они носят мерцающий, кратковременный характер,

· иногда могут длиться целые месяцы и даже годы.

  Пока нервные клетки коры головного мозга ребенка находятся в состоянии охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако это снижение временное, преходящее.

4. Среди особенностей ВНД умственно отсталых лиц отмечают выраженную инертность. Выработка новых условных связей резко замедлена. Особенно инертными оказываются словесные связи.(составить рассказ или рассказать, где он провёл лето – ребёнок помнит, но не может выразить свои мысли с помощью речи)

5. Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это нарушение связано с недоразвитием второй сигнальной системы.

2 сигнальная система – речевой контроль над действием

1 сигнальная система – физические действия

В норме 2 сигнальная система контролирует 1, у умственно отсталых наоборот.

6. Неуравновешенность нервных процессов. Соотношение процессов возбуждения и торможения. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения А. Р. Лурия выделяет: уравновешенный, возбудимый (возбуждение преобладает над торможением) и заторможенный (торможение преобладает над возбуждением) типы нервной системы. Отмечается также наличие слабого, истощаемого типа нервной системы. При этом типе нервной системы нервные клетки склонны впадать в сравнительно быстрое охранительное, запредельное торможение.

7. Пластичность нс. Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта у умственно отсталых детей. Это свойство нервной системы выражено у умственно отсталых в сравнительно меньшей степени (или менее развито), так как диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга приводит к нарушению нейродинамики.



2019-10-11 386 Обсуждений (0)
Особенности нейродинамики у детей с интеллектуальной недостаточностью. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности нейродинамики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)