Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы психолого-педагогических исследований.



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Основные методы психолого-педагогических исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуются и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.

Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео - и кинорегистрации и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения позволяет обнаруживать лишь внешние проявления психолого - педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Опросные методы. Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. В психологии и педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые программы исследовательской беседы.

 Метод интервьюирования. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Тесты – это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Инфраструктура педагогической науки

Под инфраструктурой социальной системы понимают комплекс условий, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Рассмотрим условия, обеспечивающие функционирование и развитие педагогической науки.

1. Правовые условия – государственные документы, определяющие педагогическую политику общества (Конституция РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и другие нормативные правовые акты). Педагогическую науку принято подразделять на академическую, отраслевую, частную. Деятельность академической и вузовской науки регулируется государственными нормами, частные объединения ученых работают на основе государственных лицензий, внутренних документов – уставов, программ, договоров.

2. Экономические условия – это фонды науки в виде собственности на землю, недвижимость в форме зданий, сооружений, транспорта, связи; техническое оборудование, экспериментальные фабрики предметов и средств образования; финансовые средства из госбюджета, региональных и местных бюджетов.

3. Кадровые условия представляют собой организацию постоянного контингента исследователей, работающих над долговременными и кратковременными научными темами.

4. Сеть научно-педагогических учреждений. Основным центром педагогической науки является Российская академия образования. В каждом педагогическом вузе действуют научно-исследовательские лаборатории, а в крупных педагогических вузах – аспирантуры и докторантуры.

5. Информационное обеспечение представляет собой огромный массив педагогической информации. Физическими носителями информации выступают документы, публикации на традиционных и магнитных носителях, собранные в библиотеках.

6. Связь с мировыми центрами наук об образовании. Отечественная наука постоянно информируется о педагогических нововведениях в мире; систематически проводятся семинары и симпозиумы по актуальным проблемам образования, проходит взаимообмен опытом.

Понятие об эстетической культуре личности. Содержание, формы и методы эстетического воспитания дошкольников. Реализация интегративного подхода к эстетическому развитию дошкольников.

Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества. Основными компонентами эстетической культуры личности являются эстетическое восприятие, эстетические чувства, интересы, потребности, суждения, оценки, творческие способности и эстетическая деятельность.

При этом основным путем освоения эстетической культуры общества является эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творческой активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.

Б.Т. Лихачев отмечает, что только целенаправленное вовлечение детей в разнообразную творческую художественную деятельность способно обеспечить глубокое постижение эстетических явлений.

Все задачи эстетического воспитания можно объединить в группы, направленные на:

- развитие эстетического сознания, эстетических чувств(эмоц отзывчивость, разв эст вкуса);

- освоение эстетической деятельности(умения худож деят-ти. использ средств выразит искусств);

- развитие эстетических, художественных способностей;

Методы:слушание музыкального произведения, рассматривание картинки, пение, танец, рисование, лепка, худ слово. Формы:наблюдения, игры, экскурсии, беседы, слушание, исполнение, экспериментирование, праздники, развлечения, художественные события, театрализованные представления.

Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окр.среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей: эстетика быта, природа, искусство, худ.деятельность самих детей, поведение самого педагога.

Н.А. Ветлугина в книге "Система эстетического воспитания в детском саду" подчеркивает важность связи эстетического воспитания со всеми сторонами воспитания. Н.П. Сакулина в этой же книге рекомендует одно и тоже содержание раскрывать в лепке, рисунке, аппликации. Как отмечает Савенкова, интегрированный подход на занятиях худ-го цикла предполагает наряду с худ-й инфо исп-е знаний из разных областей наук, которые будут способствовать целостного представления об объекте. В этой связи усилия иссл-й были направлены на создание интегрированных программ.

Программы эстетического воспитания: 1)"Красота. Радость. Творчество." разработана Т.С. Комаровой. Программа предлагает развитие дошкольников, основывающееся на разных видах искусства (музыкального, театрального, литературного, изобразительного). Осуществляя интегративный подход, педагог должен исходить из того, что механизмом интеграции явл. образ, созданный средствами разных видов искусства и в различной худ. деят.

2) "Калейдоскоп" разработанная Л.Г. Савенковой, И.Н. Клюевой, Е.Н. Зуйковой. Ценность программы состоит в том, что в ней предложены художественные произведения, игры, задания.

3) "Природа и художник" разработанная Т.А. Копцевой. Содержание работы по данной программе осуществляется по 4 тематическим блокам - "Мир природы", "Мир животных", "Мир человека", "Мир искусства".

Т.О. эти программы представляют собой примеры реализации интегративного подхода к содержанию эстетич.воспитания дошк-в.



2019-08-13 371 Обсуждений (0)
Основные методы психолого-педагогических исследований. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы психолого-педагогических исследований.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)