Связь педагогики с другими науками, дошкольная педагогика в системе педагогических наук.
Педагогика, является самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свое четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека. Связь педагогики с общественными науками. Общественные науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: -проблемы целивоспитания; - проблемы формирования мировоззрения; - взаимосвязь коллектива и личности; -проблемы связанные с разработкой теории познания и ученического познания. Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, какими является этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного, эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения. Наблюдается связь с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние соц.среды на человека его положения в обществе. Теснейшим образом связаны педагогика с экономикой, в частности с такой областью, как экономика образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших педагогических задач,как: -определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; -определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений. В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения(рождаемости, смерти, миграции). Тесно связаны педагогика с биологическими науками. Они являются естественно-научной базой педагогики и психологии. Так же педагогика связана с возрастной физиологией это наука об особенностях строения и функционирования организма человека, школьная гигиена, изучающая и вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики, как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизация педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологию управления педагогическими системами. Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста. Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогики данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании. В соц.психологии занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы вооружает педагогику многими ценными данными. Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношение человека и техники(помогает в научной разработке методики включения технических средств,ЭВМ, компьютеров в учебн.процессе). связана педагогики с кибернетикой – это наука об управлении сложными динамическими системами. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования обучения и воспитания(помогает в разработке новых форм образовательных процессов, совершенствование способов и механизмов управления учебно- воспитательных процессов). Также педагогика связана с этнографией и фольклористикой. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов и т.д. Дошкольная педагогика связана с гуманитарными науками: детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрии, гигиеной. Кроме того, педагогика опирается на данные исследования других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической. Содержание воспитания: понятие, закономерности и принципы его реализации. Особенности реализации принципа гуманизации в содержании воспитания дошкольников. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. в узком смысле- специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Закономерности воспитания-это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделяют внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса. Внешние закономерности: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально условленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности. Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями,содержанием,методами,средствами и формами);характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников;отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов но чаще других называют следующие: -индивидуализация- определение индивидуальной траектории воспитании и развитии каждого воспитанника, -культуросообразность (Д.Локк) - душа ребенка это чистая доска, что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. -дифференциация-основана на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников которые существуют в данном детском обществе. -гуманизации- заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрит,Сократ,Аристотель. И современности: Коменский А.Я.,Локк Д.,Руссо Ж.Ж. Он основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1)Уважения прав и свобод воспитанника; 2)Предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3)Уважения к позиции воспитанника даже когда, он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4)Уважения права воспитанника быть самим собой; 5)Ненасильственного формирования требуемых качеств. 15.Методы обучения: понятие, сущность, структура. Проблема классификации методов обучения. Специфика реализации методов организованной образовательной деятельности в детском саду. Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский). Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Одна из ранних классификация по уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)-методы обучения делятся на пассивные(рассказ, лекция, объяснение) и активные(работа с книгой, лабораторная) по источнику получения знаний. Сущ-т 3 источника знаний: слово, наглядность, практика по дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П): методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. Лернер И .Я., Скаткин М.Н. по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые (эвристические); исследовательские. на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)3группы:1методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;2методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;3методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Рассказ. используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. По целям выделяют: рассказ-вступление;рассказ-повествование;рассказ-заключение. Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит творческий, поисковый характер(дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач).Дидактическая игра –колл.игра длч решения одной задачи с ориентацией на победу. Мозговая атака— метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В д\с практич методы: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Игровой методпредусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д. Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Сущность педагогического процесса, его структура. Целостность как основная характеристика педагогического процесса. Современные модели педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Пед.проц - это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие пед-ой деятельности и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.Структура педагогического процесса:1. педагогическую деятельность. Педагог как субъект(получает образ, формирует..) и объект(подверг возд с стор детей).2 компонентом П.П, его субъектом и объектом является ребенок. -целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач; После введения ФГТ пед.процесс в практике доу строится с позицией комплексно-тематического принципа, в тесной взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания доу понимают «состояние связанности, взаимодействия отдельных образовательных областей ,обеспечивающие целостность П.П. в настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются следующие модели организации П,П: учебная, личностно- ориентированная, предметно-средовая, комплексно-тематическая. В доу реализуется в настоящее время комплексно-тематическая модель (проекты, праздники, события).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |