Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личность как педагогическая категория: общие закономерности ее формирования. Формирование личностных качеств ребенка в дошкольной образовательной организации.



2019-08-13 679 Обсуждений (0)
Личность как педагогическая категория: общие закономерности ее формирования. Формирование личностных качеств ребенка в дошкольной образовательной организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. В зарубежной педагогике к проблеме развития подходят по трем направлениям – биологическому, социологическому и биосоциальному. Представители биологического направления поведение человека сводят к действию природных потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что в процессе своей жизни человек социализируется под влиянием различных социальных групп. (Т. Веблен, Дж. Коммонс). Представители биосоциального направления придерживаются мнения, что все психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы и способности личности вырабатываются как явления социальные (Дж. Гэлбрейт Г. Мюрдаль).

Отечественная педагогика утверждает, что в личности биологическое неотделимо от социального, т. е. личность представляет собой единое целое. Она одновременно является и результатом социализации, и живым организмом.
Личность (Л.С.Выготский) – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. (Функции: творческое овладение социальным опытом, введение человека в систему социальных отношений). Развитие личности рассматривается как неотъемлемое качество природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему. Личность (Р.С.Немов) — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Развитие личности является единым биосоциальным процессом, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные. Противоречия, возникающие и преодолевающиеся в процессе обучения и воспитания – движущие силы развития личности.

К ним относятся (В.А.Крутецкий):

1) противоречие между новыми потребностями, которые возникают в процессе деятельности, и возможностью или невозможностью их удовлетворения;

2) противоречие между выросшим физическим и духовным потенциалом ребенка и предшествующими формами взаимоотношений и видами деятельности;

3) противоречие между поднимающимися требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития.

Личностное развитие дошкольника включает понимание окружающего мира, развитие эмоциональной и волевой сферы. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.
В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого "бытового" поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем довольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей.

Теории развивающего обучения в современной педагогике. Содержание, характер, формы и методы в реализации развивающего обучения в современном детском саду.

Теория развивающего обучения — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития

К основным теориям развивающего обучения относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Развивающее обучение в системе Эльконина — Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, т. e. должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Методы и формы обучения детей дошкольного возраста (В. И. Ядэшко):

Наглядные методы: наблюдения; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

Словесные методы: слово, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, чтения.

Практические методы: связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Игровые методы : дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.



2019-08-13 679 Обсуждений (0)
Личность как педагогическая категория: общие закономерности ее формирования. Формирование личностных качеств ребенка в дошкольной образовательной организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личность как педагогическая категория: общие закономерности ее формирования. Формирование личностных качеств ребенка в дошкольной образовательной организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)