Чем занимается хронология?
Вы уже знаете, что история изучает события происходившие в прошлом. И при изучении этих событий один из главных вопросов на который должен ответить историк – это вопрос: когда произошло то или иное событие? Определить точное время исторического события, то есть его дату, помогает специальная наука о времени – хронология (от греч. хронос – время, логос – наука). Уже в глубокой древности люди считали время. Самыми древними единицами измерения времени являются сутки (день и ночь вместе), месяц и год (на Руси использовали термин лето). Но не всегда время определяли так, как сейчас. В то время каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели счет лет по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки считали время от первой олимпиады; древние римляне – от основания города Рима. Мусульмане, последователи ислама, считают время с того момента, когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. На Руси в начало счета лет было положено описанное в Библии сотворение мира. То есть, у разных народов существовала своя система летоисчисления. Сегодня в большинстве современных стран пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, основателя одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют наша эра или эра от Рождества Христова. События, произошедшие от рождения Иисуса Христа до наших дней, обозначаются – н.э. Все события, которые произошли до Рождества Христова или до нашей эры - до н. э.
Календарь и его виды Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книга», так как с долгами было принято расплачиваться в первый день месяца. Существует три основных вида календарей – лунные, связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-солнечные, основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца. Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток. В современном русском языке названия месяцев заимствованы из календаря древних римлян. Сначала в Древнем Риме использовался календарь, в котором было 355 дней, поделенных на 12 месяцев. Но он был очень сложным для подсчета дней даже для самих римлян. Тогда римский император Гай Юлий Цезарь утвердил проект нового календаря, и римляне стали вести счет времени по-новому. Цезарь назвал новый календарь в свою честь юлианским.
Через много лет после реформы Юлия Цезаря люди стали замечать несовпадение ряда природных явлений с календарем. Поэтому папа римский Григорий XIII ввел новый григорианский календарь, в котором были убраны лишние 10 суток. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем», а григорианский календарь – «старым стилем». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.
Линия (лента) времени Время всегда движется только вперед. Каждые сто лет называют столетием, или веком. Тысяча лет – это тысячелетие. Года, века, тысячелетия как бы выстраиваются в одну линию друг за другом. Но на этой бесконечной линии есть одна очень важная точка, означающая Рождество Христово (Р.Х.) – это начало нашей эры. Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры (г. н.э.). Счет ведут от первого года и далее в возрастающем порядке. Года, оказавшиеся за границами нашей эры, считают, начиная от предшествующего Рождеству Христову года (1 г. до н.э.) с увеличением в противоположную сторону. Чтобы представить движение времени в истории используют линию (ленту) времени. Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это 101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы столетий. Обратите внимание, что номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Р.Х. (чем больше цифра, тем год ближе к нынешнему); номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Р.Х. (чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего). Теперь становится понятно, что 325 г. до н.э. был гораздо раньше, чем 79 г. до н.э. Хотя если мы посмотрим наше время, становится понятно, что 79 г. н.э. был раньше, чем 325 г. н.э. Чаще всего, когда указывается год нашей эры, то «н.э.» не пишется. Пишется только год: 1223 г. А если указывается период до Рождества Христова, то пишется обязательно 122 г. до н.э. Чтобы усвоить, как определять начало и окончание веков, воспользуйтесь таблицей:
В своей работе историки используют арабские и римские цифры. Как правило, год события обозначается арабскими цифрами, например, 2014 г. – провозглашение Донецкой Народной Республики. Век, обозначается римскими цифрами – ХХ век (двадцатый век).
· Начертите линию времени, обозначьте на ней год своего рождения и год поступления в школу. Сколько вам будет лет, когда вы будете заканчивать школу?
Ø Задания для самоконтроля 1. Хронология – это … а) последовательность исторических событий, происходящих во времени б) повторение всех исторических событий в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные особенности народов г) наука об исторических источниках 2. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия христианства как государственной религии Древней Руси в 988 г. до сегодняшнего дня. 3. Определите, сколько лет прошло от дня окончания Великой Отечественной войны (1945 г.) до вашего рождения? 4. Вставьте пропуски в тексте: Год – это отрезок времени длиною в … месяцев, а век – отрезок времени длиною в … лет. 5. Соотнесите год со столетием:
Ø Вопросы и задания 1. Как историки определяют последовательность событий? 2. Подумайте, почему даты одних событий историки устанавливают точно, а даты других – только приблизительно? 3. Как и для чего люди составляли календари? 4. Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления? 5. Что такое счет времени в истории, и какими отрезками пользуются историки для измерения времени? 6. Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»? 7. Используя параграф учебника и дополнительные источники, найдите отличия между юлианским и григорианским календарями. Прошлое на карте По карте мы всегда найдем дорогу Из дальних стран к родимому порогу. Татьяна Беляева
Ø На этом уроке вы научитесь 1) объяснять значения слов «картография», «историческая карта», «контурная карта», «легенда карты»; 2) распознавать условные обозначения на исторических картах; 3) находить на карте территорию родного края, города, села; 4) выполнять задания в контурных картах.
· Отгадайте загадки. Что вам известно о географических картах? Для чего они предназначены? Какие карты есть в вашем доме? Приходилось ли вам когда-либо пользоваться картами?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |